История церкви «Храм Спасения»

История рождения Киевской Независимой Церкви Евангельских Христиан-Баптистов (ЕХБ) начинается в 1961-м году. Это было время нового (после репрессий 30-х годов) витка гонений, предпринятых против Церкви в Советском Союзе. Атеистическое руководство страны объявило о программе построения в СССР так называемого коммунистического, то есть полностью «безрелигиозного», общества. Предполагалось в течение 20-ти лет (1960-1980) покончить с организованным существованием в стране религии.

Для достижения этой цели было недостаточно действовавшего тогда репрессивного Советского законодательства о религиозных культах и различных секретных подзаконных актов. Атеистические власти разработали коварный план низложения Церкви посредством самой Церкви. Под давлением властей Всесоюзное руководство Союза Евангельских Христиан-Баптистов (ВСЕХБ) приняло в 1960-м году новое «Положение» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам» и направило их церквам, как руководство к действию. Эти документы ВСЕХБ запрещали пресвитерам говорить призывные проповеди, крестить молодежь, допускать на богослужение детей и мн. др. Таким образом, они были не только анти-евангельскими по своей сути, но и противозаконными, так как вводили такие ограничения религиозной жизни, которых не было даже в советских законах сталинского времени.

Они были предназначены для того, чтобы посредством их внедрения Церковь само ликвидировалась и прекратила свое существование. Условия регистрации общин в то время заведомо предусматривали их согласие на вмешательство атеистической власти во внутреннюю жизнь церкви и полный контроль над церковью.

Учитывая нависшую над Церковью опасность в 1961-1962-м годах, многие тысячи верующих евангельских христиан-баптистов по всей стране возревновали о судьбах дела Божия в Советском Союзе. Движение по пробуждению церкви евангельских христиан-баптистов возглавила Инициативная Группа братьев-служителей — Совет Церквей ЕХБ. В эти годы в разных местах страны начали образовываться новые церкви, которые дали обет повиноваться только Богу, справедливо полагая, что Священное Писание является единственным руководством Церкви во всех вопросах ее жизни и веры. Разумеется, эти церкви были не зарегистрированы и не имели Домов Молитвы, так как в те годы общины, идущие евангельским путем, и не могли получить законную регистрацию.

Среди этих церквей Киевская церковь была самой большой по количеству членов (свыше 400 человек). Не имея государственной регистрации и, соответственно, не имея Дома Молитвы, в течение 14-ти лет (1961-1974) ее местом поклонения Богу в зимнее время были квартиры и частные дома верующих, в остальное время – места под открытым небом, в лесу – со всеми вытекающими из этого последствиями (разгоны богослужений, аресты, штрафы, обыски, уголовное преследование и мн.др.).

В 1974-м году Киевская церковь ЕХБ получила государственную регистрацию на приемлемых для верующих условиях без заведомо обусловленного вмешательства органов власти во внутреннюю жизнь церкви и без обещания церкви соблюдать проатеистическое Советское законодательство о религиозных культах. В этом же году церковь приступила к строительству дома молитвы по ул. Пухова, 4.

С 1975-го служение Церкви проходит в этом Доме Молитвы. Однако, при пожаре случившемся 18 мая 2000 года, старый Дом Молитвы был разрушен и в течение 3-х лет совершалось строительство нового Дома Молитвы, который начал функционировать 31 декабря 2002 года. В период строительства Дома Молитвы Богослужения проходили во временном помещении по ул. Узинская, 2-а – временной скинии.

В 2006-м году на месте временной скинии построено 3-х этажное здание христианской общеобразовательной школы «Река жизни».

Некоторые факты и статистические данные,касающиеся истории Киевской церкви.

  • 1962 г. –принятие церковного завета и учреждение членства.
  • 1963 г. – первое рукоположение в церкви: Г.П. Винс был рукоположен на служение благовестника. Одновременно Г.П. Винс совершал служение секретаря Союза церквей ЕХБ.
  • Первыми пресвитерами церкви в 1961-1962-м г.г. были братья Е.Т. Коваленко, М.Г. Згурский, В.Н. Журило. Они были рукоположены на служение еще до образования нашей церкви. В 1964-м г. был рукоположен на служение благоветсника И.С. Латышев.
  • Первым ответственным пресвитером церкви был избран брат В.Н. Журило. Он нес это служение с 1962-го по 1966-й год.
  • Первыми диаконами церкви были избраны и рукоположены в 1964-м году А.Ф. Мандебура, Г.С. Мегедь, П.П. Черченко.
  • Первые узники церкви за веру в Бога появились в 1966-м году. Это были Г.П. Винс, Н.К. Величко, В.Н. Журило, П.С. Оверчук, А.Т. Кечик, Вера Шупортяк и др.
  • Общее число узников, осужденных за веру в Бога с 1961-го по 1988-й год — 29 человек.
  • Количество членов церкви, оштрафованных или осужденных к краткосрочному заключению на 10-15 суток, не поддается учету.
  • Первое рукоположение в Доме Молитвы на Пухова, 4 состоялось в 1976-м году, когда братьями И.Я. Антоновым, М.Т. Шапталой и Е.Т. Коваленко были рукоположены на пресвитерское служение — Н.К. Величко, на диаконское служение – М.И. Негода, А.Ф. Глухоман, П.И. Иванов, П.И. Жигун и И.П. Кравец.

Общее число принявших святое водное крещение было:

  • в годы гонений, в течение первых 15-ти лет (1961-1975) –около 300 человек;
  • в годы, когда церковь совершала служение в доме молитвы, в течение последующих 13-ти лет (1976-1988)- около 850 человек;
  • в годы религиозной свободы, в течение последних 18-ти лет (1988-2006) – около 1400 человек.

Общее количество служителей, рукоположенных и совершавших служение за 46 лет существования церкви:

  • пресвитеры и благовестники – 28 братьев (из них: 8 братьев отошли в вечность, 12 братьев выбыли из церкви);
  • диаконы – 44 брата (из них: 6 братьев отошли в вечность, 16 братьев выбыли из церкви).

Количество членов церкви в данное время — около 1200 человек;

Количество новых церквей и групп, образовавшихся в результате служения церкви – 29, в том числе: Киев – Левый берег, Киев – Оболонь, Киев — Теремки, Боярка -1, Боярка – 2, Белогородка, Украинка, Лубянка, Морозовка, Тетерев и др.