11.84. Откуда у человека совесть?

Создано 04 Июнь 2013 Автор: Алан ХЕЙВОРД Категория: Бог – есть!
Просмотров: 1445
Печать

Н
е знаю, насколько вас убедили мои доводы в предыдущей главе. Скорее всего, кого-то они убедили, кого-то – не очень, а кому-то показались чепухой. Однако вряд ли кто отмахнулся от самого вопроса.

Я частенько участвую в разговорах на эту тему, но еще ни разу ни от кого не слышал:

"Чего шуметь? Справедлив Бог, несправедлив – какая разница?"

Каждому ясно, что справедливыми надо быть всем – следовательно, если Бог есть, справедливым должен быть и Он.

И это еще один признак качественной разницы между человеком и животным. Я уже говорил, что животное не может понять, принять, отвергнуть какую-то идею. Развивая эту мысль, скажу, что животные не умеют отличать справедливое от несправедливого (конечно, если они – не персонажи мультфильма). Само понятие справедливости для них не существует. Способность человека к логическому мышлению, поразительна. Но еще замечательнее его тяга к справедливости.

Так что же такое человек? Высшее животное, устремившееся к сияющим вершинам, или полуангел, падающий в бездну?

Слово атеистам

Объяснить, откуда взялось наше умение отличать добро от зла, атеистам нелегко.

Они доходят до утверждений, что добра и зла вообще нет. А если и есть, то это понятия относительные. Древние римляне и средневековые европейцы считали рабство нормальным явлением – кое-где оно сохранилось и поныне. Но цивилизованный мир наших дней его не приемлет. Стало быть, "добро" – это то, что общество признает, "зло" – то, что оно отвергает.

Но факты говорят о другом. Прежде всего, основные нравственные правила остаются неизменными из века в век – это не мода на кружевные воротнички. Можно расходиться во мнениях по мелочам, но честность, верность, справедливость, храбрость, великодушие всегда в цене. Все народы во все века относились к этим понятиям одинаково.

К.С. Льюис, всемирно известный ученый, считал, что основные моральные принципы древних египтян, вавилонян, индусов, китайцев, греков и римлян очень схожи с сегодняшними европейскими . Понятия о нормальном поведении у "христианского" Запада, коммунистического Востока, мусульманского и буддийского миров практически тождественны.

Посмотрим на проблему с другой стороны. Возьмем то же рабство. Атеисты, как мы помним, считают: "Рабство само по себе – не добро и не зло, однако наше общество его отвергает". Но они никогда не скажут этого прямо! А когда речь заходит о тех странах, где рабство еще сохранилось, неверующие негодуют, называют рабство преступлением и требуют его немедленной отмены.

При этом атеисты апеллируют к некому моральному абсолюту ("общечеловеческим ценностям") – забыв, что за минуту до того отрицали существование добра и зла как таковых.

Итак, даже атеисты все-таки признают, что добро существует. Люди могут расходиться в моральных оценках того или иного явления, но все, верующие и неверующие, понимают, что слова "добро" и "зло" – не пустой звук. И наконец, третье. Атеистам и верующим одинаково хочется представить себя в лучшем свете.

К примеру, во многих странах полиция пытками выбивает признание у виновных и невиновных . Но ни одно правительство не признается в этом открыто. Почему? Да потому, что любой человек, независимо от убеждений, знает, что пытка вообще, и невинных в особенности, – непростительное нарушение высшего нравственного закона.

Но раз есть такой закон, должен быть и Законодатель.

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями в соцсетях. Божьих Вам благословений!

AdSense

Предстоящие события

Нояб
15

15.11.2017 - 21.11.2017

You are here:   ГлавнаяБиблиотекаЧитальный зал №2АпологетикаБог – есть!11.84. Откуда у человека совесть?
Яндекс.Метрика pukhovachurch.org.ua Tic/PR Настоящий ПР pukhovachurch.org.ua Рейтинг@Mail.ru