7. Предрассудок шестой: наука и христианство – понятия несовместимые

Создано 28 Июнь 2014 Автор: Михаэль ГРИН Категория: Десять предрассудков
Просмотров: 1293
Печать

К
рупные ученые не придерживаются этого мнения, однако от простых людей мы это слышим часто. По их мнению, наука имеет дело с фактами, а христианство – с нравственными ценностями и эмоциями. Науку можно дока­зать, говорят они, а христианство – нельзя. Наука прогрессивна, христианство же часто тормозило прогресс. Наука пользуется логикой – христианство осно­вывается на вере. Наука имеет дело с законами природы – христианство же с чудесами. Различия огромны.

Но как бы огромны они ни были, наука и христианская вера имеют много общего. Рассмотрим некоторые моменты более подробно.

Верно ли, что наука имеет дело с фактами, а христианство – с ценностя­ми и эмоциями? Нет, неверно! И наука, и христианство имеют дело с реально­стью. Наука рассматривает информацию об окружающем нас мире, которую мы получаем посредством нашего зрения, осязания, путем измерений и расче­тов. Христианство же основывается на информации о нашем мире, полученной из жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса. Его можно исследовать, при­бегнув к науке истории. Жизнь и учение, смерть и воскресение Иисуса – досто­верные исторические факты. Они являются достойной темой для тщательного исследования. Выводы, к которым мы придем, будут иметь решающее значение для формирования нашего мировоззрения.

Без сомнения, христианство рассматривает категорию ценностей, но этим же занимается и наука. Оба оперируют как субъективными, так и объективны­ми факторами. И наука, и христианство располагают как объяснимыми, так и необъяснимыми фактами. Эмоции равно свойственны как ученым, так и ве­рующим христианам. И те, и другие — люди. И те, и другие неохотно признают нечто, идущее вразрез с тем, во что они всегда верили.

Астроном Роберт Джестроу подробно рассказывает об оскорбленных чув­ствах некоторых астрономов относительно предположений о происхождении космоса согласно теории большого взрыва. Эта, ныне доминирующая теория, допускает в какой-то момент времени и пространства... Создателя. А для тех, кто до сих пор занимал позицию неверующего, это абсолютно неприемлемо. «Этого не может быть!» – пишет Алан Сэндидж. «Я возражаю!» – пишет Филипп Моррисон. «Идея начала мне противна!» – пишет Эдингтон. Да, наука не менее, чем христианство, имеет дело с ценностями и эмоциями.

Далее. Верно ли, что научные данные можно подтвердить, тогда как хри­стианство – нельзя? Опять-таки неверно. Науку нельзя «доказать». Основой на­учного метода является эмпиризм, позволяющий доказательству увести вас ку­да угодно. Но если это так, то становится очевидным, что вы не можете дока­зать научную гипотезу. Она является продуктом исследования единообразия. Тут потребовалось бы всего одно противоречие, чтобы свести все к нулю. Тео­рии Ньютона столетиями считались доказанными... и тут является Эйнштейн.

Чтобы точно что-то подтвердить, надо доказать, что оно неумолимо выте­кает из чего-то уже известного. Только дедуктивное знание достоверно. Конеч­но, для практических целей мы допускаем надежность «законов», открытых учеными. Но они не доказаны!

В равной степени вы не докажете и христианство. Вам не удастся дедук­тивным методом подтвердить, что есть кто-то выше Бога, от кого Он мог бы иметь Свое начало. Это было бы противоречием на уровне терминологии, ибо Богом мы называем нечто первичное. Вам не удастся подтвердить историч­ность Иисуса Христа и Его учения. Не сможете вы этого сделать и с Юлием Цезарем. Исторические события не «подтверждаются». Они принимаются или не принимаются на основе компетентного, вероятного и предпочтительно современного утверждения. На этом-то основании христиане и предлагают принять Иисуса.

Соответствует ли действительности утверждение, что наука прогрессив­на, а христианство препятствует прогрессу? Доля правды в этом есть. Но толь­ко доля. На некоторых этапах своей истории христианство действительно тор­мозило прогресс. Достаточно вспомнить православную церковь в царской Рос­сии. Или испанскую инквизицию. Или преследование церковью Коперника и Галилея на заре научных открытий. Все это было...

Но чаще все же христианство было в авангарде прогресса. Прогресса в об­разовании, медицине, в освобождении угнетенных, заключенных, рабов и жен­щин. Вспомним также многих христиан на заре современной науки – Кеплера, Пристли, Ломоносова...

Вспомним и негативные стороны науки. Расщепление атома – явление са­мо по себе безобидное. Результат этого открытия – опасность разрушения пла­неты. Ужасающи последствия открытий биологии и химии! В рамках строго научных можно было бы назвать биологическое и химическое оружие «про­грессом»! Но способствует ли оно прогрессу человечества, как таковому?

Далее. Наука пользуется логикой, тогда как христианство базируется на вере. Еще одно ошибочное мнение. В научных исследованиях есть, конечно, логика и порядок, но порядок и логика присущи также и философским, истори­ческим, этическим и религи­озным дисциплинам христи­анства. Но, в конечном счете, и христианство, и наука зави­сят от веры. Вера не означает верить тому, что является за­ведомо неправдой, по опреде­лению одного школьника. Ве­ра – это уверенность на основе свидетельства. А это и явля­ется главным как для научно­го метода, так и для христи­анской веры.

Без веры вы не можете начать ни научного исследо­вания, ни христианской жиз­ни. В обоих случаях следует верить. В случае с наукой вы должны допустить предполо­жение, что мир, который мы видим и осязаем, реален, хотя эта гипотеза и не лишена серьезных проблем, извест­ных любому философу. Вы должны руководствоваться научным представлением о единообразии существующего мира и преобладании причи­ны над следствием. Без этих предварительных «скачков веры», какими бы ре­зонными они ни были, вы не сможете начать научное исследование.

В равной степени истинному христианину нужна уверенность. Вы не должны сомневаться, что существует живой Бог, который явил Себя в Иисусе Христе. Вы должны вверить свою жизнь Самому Иисусу, верить Ему. Без этой веры, этой самоотдачи на основе исторического свидетельства истинного хри­стианства быть не может.

Наука и вера в Творца Вселенной – понятия, по мнению многих, несопос­тавимые. Но мы не сможем понять окружающий нас мир и наше место в нем, если не будем рассматривать их в единстве.

В науке открытие редко является результатом одной только мыслительной деятельности или логического осмысления. Тут есть какая-то искра вдохнове­ния, какое-то предчувствие, доля экспериментирования, порой даже риска. «А что, если попробовать еще так?..»

Вот оно! Самоотдача на основе свидетельства! А если эксперимент увен­чался успехом, вы повторяете его, и со временем он становится еще одним эле­ментом нашего знания. Так же и в христианстве. Христианство заявляет, что Бог не только создал этот мир, но и пришел в него. Тут христиане пользуются научным методом. Они не могут знать первопричину истинности этого заявле­ния. Дело тут не только в логике. Им надо верить гипотезе, что это могло быть на самом деле, и убедиться, что гипотеза верна. Христиане основываются ис­ключительно на свидетельстве, что некоторые вещи абсолютны. И в какой-то определенный момент оказывается, что вещи эти действительно реальны: вера приводит к желаемым результатам.

Вопреки распространенному мнению, большая часть христиан в универ­ситетах – ученые. В этом нет ничего удивительного. Ведь их метод очень похож на христианский – самоотдача на базе свидетельства, т.е. вера.

И, наконец, как насчет чуда? Если ваши теории ограничены физической вселенной с ее устоявшимися и неизменными законами, то концепция чуда, ко­торая подразумевает прекращение действий этих законов в пространстве и во времени, покажется вам неприемлемой. Но это уже взгляд на науку из прошло­го столетия, и не так уж много крупных ученых разделяет его. Со времени соз­дания Гейзенбергом квантовой механики и принципа неопределенности карти­на науки выглядит несколько иначе. Главное же, что нам следует помнить, – «законы природы» носят не предписывающий, а описательный характер. Они не определяют, что должно случиться; они описывают, что уже произошло. Наука может говорить, что чудес при обычно существующих обстоятельствах не бывает. Но она не имеет права заявлять, что они невозможны. Это заявление не укладывается в рамки науки. И если Бог действительно явился на эту землю в лице Иисуса Христа, разве удивительно, что Он совершал чудеса, как сооб­щают об этом Евангелия? Их нельзя считать невозможными.

Наука не находится в конфликте с христианской верой, хотя этого нельзя сказать о некоторых ученых. Большинство же ученых является убежденными христианами.

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями в соцсетях. Божьих Вам благословений!

Предстоящие события

Нояб
15

15.11.2017 - 21.11.2017

You are here:   ГлавнаяБиблиотекаЧитальный зал №2АпологетикаДесять предрассудков7. Предрассудок шестой: наука и христианство – понятия несовместимые
Яндекс.Метрика pukhovachurch.org.ua Tic/PR Настоящий ПР pukhovachurch.org.ua Рейтинг@Mail.ru