13. Какое служение можно доверить женщине?

Создано 25 Март 2009 Категория: Христианская газета
Просмотров: 3914
Печать

П
риветствую вас, уважаемая редакция и пастор Мирон Вовк! У меня есть к вам вопрос, ответ на который, возможно, будет интересно прочитать многим христианам. В Ветхом Завете мы не видим женщин-служительниц. Были, правда, пророчицы, но такого, чтобы в святилище, в Божьем доме женщины служили - такого, кажется, не было.

Теперь же это повсеместно. Братья сидят в молитвенном зале тихо и робко, а женщины - служат. Можно было бы это понять, если бы была война, репрессии и братья сидели бы не на лавках в церкви, а на нарах в лагерях за колючей проволокой. Тогда бы пришлось женщинам принять на свои плечи служение...

Но сейчас, в мирное время благоденствия и проповеди Евангелия, женщины открывают общей молитвой богослужение, выступают с проповедями перед собранием, проводят разбор Библии с членами церкви и т.д. В некоторых церквах есть женщины-пасторы, некоторые женщины-теологи даже возглавляют объединения церквей. Например, в 2002 г. теолог Angelene Harriet Swart возглавила Лютеранскую церковь в ЮАР, а через год вошла в руководство Всемирного лютеранского союза церквей (LWB). Недавно стало известно, что женщина впервые возглавила союз меннонитских церквей в Канаде. Генеральный синод, верховный орган Англиканской церкви, проголосовал за то, чтобы женщины могли получать сан епископа. Англиканские церкви Шотландии, США, Канады, Новой Зеландии и Австралии приветствовали это решение. Подобных примеров можно привести немало. Как смотрит на это Библия? Что сказано по этому поводу в Слове Божием? Какое служение можно доверить женщине? С уважением к вашей газете,
С.К., США

-------------------------------------------------------------------------------------

В
ы поставили вопрос, который сегодня действительно интересует многих. Мне как пастору очень часто приходится советовать, как относиться к служению женщин в церкви. Не думаю, что мой ответ удовлетворит всех, потому что конкретное решение этого вопроса во многом зависит от отношения к женщинам в разных странах, в различных культурных сообществах.

Чтобы иметь общее понятие о служении женщин, давайте коротко рассмотрим отношение к женщинам в разные периоды истории человечества.

1. Сотворение женщины

Бог сотворил человека - мужчину и женщину, благословил их и вначале дал им одинаковое поручение:

«...Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»
(Бытие 1:28).

Об отношениях между мужчиной и женщиной мы узнаем из повествования об Адаме и Еве (Бытие, 2-я гл.). Для выполнения поставленной перед ними задачи Адаму был необходим «помощник, соответственный ему». Поэтому Господь создал из ребра Адама женщину и привел ее к нему. Адам признал ее плотью от плоти своей и назвал женой. Ева была создана ради Адама, в помощь ему, поэтому оба принадлежали друг другу и дополняли друг друга.

Сохраняя свою индивидуальность, они в то же время воплотили единство в браке. «...Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Бытие 5:2). Обратите внимание, Бог мужчину и женщину назвал одним словом - человек.

2. Грехопадение

В союзе мужчины и женщины сегодня ведущая роль отводится мужчине, о чем говорит история грехопадения. Тем самым нарушился божественный порядок единства в их отношениях. Искушение женщины начинается с того, что ей предлагается вкусить от дерева познания добра и зла. И женщина поддается этому соблазну. Муж слепо следует желаниям женщины, не рассуждая над Божьим повелением, хотя это могло бы оградить их обоих от неповиновения.

Мужчина несет главную ответственность, поэтому апостол Павел, рассуждая об истории падения человека и его спасении, говорит прежде всего о грехе и преступлении Адама, навлекшем на все человечество смерть и проклятие (Римлянам 5:12-21). И только когда речь заходит о повиновении жен, Павел указывает на то, что женщина первой впала в искушение. Последствия непослушания, нарушившего божественный порядок, сказались на отношениях между мужчиной и женщиной. Подчинение женщины мужчине, основанное на любви, заменяется его господством над ней. При этом следует подчеркнуть, что речь идет не о новом Божьем установлении, а о результате грехопадения.

3. Женщина в Ветхом Завете

В Ветхом Завете мы имеем дело с патриархальным общественным устройством, при котором в семье, общественной жизни и богослужении ведущая роль отводится мужчине. Брак также строился исключительно на главенстве мужчины, причем обращается внимание на мужское «жестокосердие» (Матфей 19:8). Однако, несмотря на жестокие нравы, обусловленные грехопадением, израильские женщины были любимы и почитаемы своими мужьями (1 Царств 1:5, 8), детьми (Псалом 34:14; Притчи 23:22), удостаивались общего признания и похвалы (Притчи 5:18; Екклесиаст 9:9).

Прежде всего, женщина была призвана исполнять обязанности матери и хозяйки дома. В этих вопросах муж полностью полагался на нее. Женщина могла самостоятельно трудиться, принимать решения, распоряжаться прислугой, причём служанки могли принадлежать ей лично. Обязанностью женщины было воспитание детей, наставления матери были равнозначны наставлению отца: «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей...» (Притчи 6:20). Даже царям следовало помнить наставления матери. Женская мудрость высоко ценилась, к ней часто прислушивались (2 Царств, 14-я гл.). При отсутствии наследника мужского пола право наследования переходило к дочери умершего (Числа 27:1-11). Например, вдова Ноеминь, вернувшись в Вифлеем, получила право владеть уделом своего покойного мужа (Руфь 4:3, 9).

Израильским женщинам, в отличие от мужчин, не вменялось в обязанность регулярное посещение святилища. Но предписанные жертвы они, как и мужчины, приносили самостоятельно - перед входом в скинию (Левит 15:29). Женщины участвовали в праздниках и в священной трапезе. Женщины из семьи священника могли «есть святыню». Женщины молились в храме (1 Царств 1:9-17; 2:1-10; Лука 2:37) и восхваляли Господа в песнях. Только после вавилонского плена перед храмом появился отдельный двор для женщин, который более удален от здания храма. Но оба двора находились на территории храма, куда доступ язычникам был закрыт.

Бог даровал женщинам особые откровения. Господь открыл Ревекке будущее ее сыновей (Бытие 25:22-23). О рождении Самсона первой от ангела узнала жена Маноя (Судей 13:3). О том, что Мария станет матерью Спасителя, Иосиф узнал после нее.

Наряду с пророками, через которых Господь открывал Свою волю, существовали и пророчицы. Первой из их числа упомянута Мариам, сестра Моисея и Аарона. Пророчица Девора, жена Лапидофа, была даже судьей Израиля (Судей 4:4). Она передала Вараку повеление Господа идти войною против хананеев. Когда в храме была найдена книга Закона, царь Иосия призвал пророчицу Олдаму разъяснить написанное в книге (4 Царств 22:14-20). Последней известной нам пророчицей, на рубеже Ветхого и Нового заветов, была Анна, пришедшая в храм увидеть Младенца Иисуса (Лука 2:36-37).

4. Языческое влияние на положение женщины

Языческие религии оказывали на отношения полов пагубное влияние, которое с распространением идолопоклонства проникало и в Израиль. Извращенность ханаанского культа плодородия, обожествление половых отношений при почитании женщин-богинь, культовая проституция разрушали моральные устои и нравственность. Стремление к наслаждениям и изнеженность богатых женщин, воспитанных иной культурой, усиливали социальное неравенство и несправедливость. Родственные связи между правителями Северного и Южного царств привели к распространению в Иудее культа Ваала. В Библии говорится также о женщинах-волшебницах, вызывавших мертвых, и лжепророчицах.

В эллинистическую эпоху возрастает роль женщины в религиозной и политической жизни, но супружеские отношения в это же время все более обесцениваются. Снова проявляются последствия господства культа плодородия и других языческих культов. Жрицы и пророчицы собирают вокруг себя множество мужчин и женщин, подчиняя их своему влиянию.

Новые отношения в обществе привели к тому, что мужья стали с презрением относиться к своим супружеским обязанностям и необразованным женам. В подобной ситуации особенно ценились женщины, которые вели свободный образ жизни. Свобода половых отношений не только разрешалась, но и философски обосновывалась, неоднократные разводы стали весьма распространенным явлением.

В результате всего этого, женщина в иудейском мире стала занимать низкое положение. В это время говорили: «Обучать женщину закону - то же, что учить ее безбожию, метать жемчуг перед свиньями». Запрещалось даже разговаривать с женщинами на улице, приветствовать их. Считалось, что дело женщины - рожать детей и заниматься домашними делами.

5. Женщина в Новом Завете

Пренебрежительное отношение к женщине свойственно как эллинистической, так и ранней христианской эпохе. Об этом можно судить, например, по тому, как были удивлены ученики Иисуса, увидев Его беседующим с самарянкой (Иоанн 4:27). Иисус, выступая против господствовавших в то время искаженных представлений о женщине, говорил о ней как о Божьем творении. Он обязывает мужчину быть верным жене и назвал прелюбодеянием даже вожделенный взгляд, брошенный на жену другого. С непоколебимой решимостью Он восстанавливает истинный порядок вещей, которого необходимо придерживаться и нам. Иисус общается с женщинами, как с равными, без какого бы то ни было пренебрежения. Он дарует милость Божью в прощении грехов, исцелении от болезней, защищает от ложных обвинений. Иисус дружил не только с Лазарем, но и его сестрами - Марией и Марфой. За Ним следовали женщины, которых Он исцелил и которые служили Ему своим имением. Когда Христос «проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать», были вместе с ними и «некоторые женщины» (Лука 8:1-3). Женщины стояли у креста, участвовали в Его погребении, первыми увидели пустой гроб и воскресшего Иисуса.

Своей жизнью и проповедью Иисус показывает, что перед Богом, «у Которого нет лицеприятия» (Ефесянам 6:9), мужчина и женщина равны. О том, что означает это равенство и как оно проявляется в жизни, можно узнать из книги Деяния апостолов и новозаветных посланий. В христианской общине мужчины и женщины равны пред лицом Бога: здесь «нет мужского пола, ни женского», здесь все - «сыны Божии» и все - «одно во Иисусе Христе» (Галатам 3:26, 28). Согласно ветхозаветным пророчествам, Святой Дух нисходит как на мужчину, так и на женщину (Деяния 2:16-18; 8:12), и каждому даются дары Духа. Женщины молятся и пророчествуют во время богослужения (1 Коринфянам 11:5), и ничто не дает повода заключить, что они безучастные слушательницы.

Во многих посланиях апостола Павла, наряду с братьями, упоминаются и сестры (Римлянам 16:1; 1 Коринфянам 9:5; Иаков 2:15). В этом отношении очень интересна 16-я глава послания к римлянам. Апостол Павел передает приветствия многим христианам, в том числе женщинам, и здесь названы имена шести женщин. Уместно прочитать всю главу, где видно, как высоко оценивает он работу, выполняемую женщинами в церкви.

Когда речь идёт о семье Прискиллы и Акилы, очень часто на первом месте стоит имя жены, хотя обычно на первом месте должно стоять имя мужа. Павел называет женщин словом «сотрудники», которым обозначаются помощники-мужчины. Рассказывая о двух женщинах - Еводии и Синтихии, апостол подчёркивает: «...подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни» (Филиппийцам 4:3). Можно привести и другие примеры.

Но всему, что сказано о служении женщин, противоречат некоторые слова, которые как бы запрещают женщинам принимать участие в служении. Приведу их полностью. Когда речь заходит о служении женщин в церкви, часто приводят такие тексты:

«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»
(1 Коринфянам 14:34-35);

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии»
(1 Тимофею 2:11-12).

Эти слова нужно читать в историческом контексте, потому что изложенная в них точка зрения тесно связана со своей эпохой и обстоятельствами. Здесь получило отражение иудейское и греческое мировоззрение, о котором мы говорили выше. Поэтому, если бы в то время христианские женщины принимали активное участие в работе церкви, то церковь неизбежно обрела бы дурную славу «прибежища распущенных женщин». Раннехристианская церковь устанавливала эти нормы не как непреходящие, а лишь как необходимые в условиях и обстоятельствах, в которых она находилась. Не следует вычитывать из этих слов запрет всем женщинам участвовать в работе и служении в церкви. Обратите внимание на те места в посланиях Павла, где он подчёркивает, что стерлись многие различия, что мужчины и женщины, рабы и свободные, иудеи и язычники могут и должны служить Христу.

Многие исследователи Священного Писания обращают внимание на еще один немаловажный факт. В тех словах, где содержится запрет учить, говорится не о женщинах вообще, а о женах, которые должны спрашивать своих мужей дома. Считают, что здесь рассматривается ситуация, когда жены обсуждают со своими мужьями то, о чем идет речь на собрании, даже могут их перебивать, не дожидаясь его окончания. Такое поведение является нарушением приличия даже в том случае, когда жена сидит рядом с мужем. Если же учесть, что, согласно еврейской традиции того времени, женщины и мужчины сидели раздельно, началось бы нечто невообразимое, если бы жены и мужья стали пререкаться друг с другом. Поэтому апостол Павел советует женам молчать и спрашивать дома. И в наше время тоже - всё, что нужно выяснить между женой и мужем, даже в хорошем смысле этого слова, лучше делать дома, а не в церкви.

В Священном Писании мы читаем, что женщины учили даже мужчин. Например, Аполлос был наставлен на истину Акилой и его женой Прискиллой (Деяния 18:26). Но во многих вопросах могут возникать крайности. Хотелось бы, чтобы в вопросе служения женщин также не возникали крайности. Поэтому важно подчеркнуть, что мы нигде не встречаем в Священном Писании, чтобы женщины были рукоположены, совершали обряды в церкви (например, крестили кого-либо) или были в ней руководителями. Их служение состояло, в основном, из молитв, пения, благовестия, пророчеств. В число двенадцати апостолов Христос женщин не избрал. В выборе учеников инициатива исходила от Христа, Он выбрал тех, кого Сам хотел, и женщин там не оказалось.

В древние времена служение священника выполняли только мужчины. Хотя нужно отметить, что первые христиане проводили служения, в основном, в домах или на природе. Храмы, которые мы имеем сегодня, появились значительно позже. Нельзя полностью проводить параллели между служением священника в иерусалимском храме и служением в современном доме молитвы.

Я призываю мужчин-христиан не оставлять своего служения, а ревностно совершать его для славы Божией. Муж как глава семьи должен исполнять роль священника в семье. Он должен быть примером служения для своих детей. Но надо учитывать и тот факт, что сегодня большинство во многих церквах составляют женщины, которые с радостью готовы выполнять служение во имя Господа. Подобные тенденции в активности женщин мы наблюдаем и в современном обществе: женщины успешно овладевают «сугубо мужскими» профессиями - врачи, учителя и т.д. Говорят, раньше вышивкой по ткани занимались только мужчины. Сегодня же это, в основном, женское занятие.

Оканчивая свои рассуждения, хочу сделать еще два, на мой взгляд, важных замечания - относительно общих принципов жизни, в том числе служения женщин:

 
        1. Всегда лучше установить более строгие нормы человеческого поведения, нежели слишком слабые. Намного лучше отказаться от своих прав, если они могут стать камнем преткновения для другого, нежели настаивать на них. Сегодня стало модным открыто осуждать обычаи и условности, но лучше дважды подумать, прежде чем нарушить их и шокировать других.

2. Какие бы разногласия не возникали между людьми, в церкви нет места для придирчивости. Действительно, мы должны отстаивать принципы, но никогда не следует быть придирчивым и вздорным. Люди могут расходиться во мнениях, но все же должны жить в мире и согласии, тем более - в церкви.

 

На основании всего сказанного, думаю, вы сами сможете определить, какое служение можно доверить женщинам в вашей церкви.

Пастор Мирон ВОВК
Источник: www.titel.ru

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями в соцсетях. Божьих Вам благословений!

AdSense

Предстоящие события

Нояб
15

15.11.2017 - 21.11.2017

You are here:   ГлавнаяБиблиотекаПериодикаХристианская газета13. Какое служение можно доверить женщине?
Яндекс.Метрика pukhovachurch.org.ua Tic/PR Настоящий ПР pukhovachurch.org.ua Рейтинг@Mail.ru