47. Кальвин или Арминий?

Создано 11 Июнь 2012 Автор: М. БЕЛОВОЛ Категория: Христианская газета
Просмотров: 1574
Печать

К
альвин, Арминий... Богословский спор, затянувшийся на века... Главные оппоненты давно сошли с исторической сцены. Разумеется, они никогда не встречались и не спорили между собой из-за огромной разницы в возрасте.

В силу своей напористости и категоричности кальвинисты почти всегда поборали противников и поначалу даже пущали им кровь, называя Арминия ересиархом, а его последователей – еретиками. С течением времени богословские вопросы стали разрешаться демократическим путем: кто в меньшинстве, тот и неправ. Одним словом, у каждого монастыря выработался свой устав.

На просторах нашей Родины кальвинизмом долгое время даже не пахло. В 1990-е началась массовая эмиграция в Америку. «Советские» баптисты формально придерживались учения Арминия, не подозревая о том, что партикулярные баптисты США – убежденные кальвинисты. Не уделяя особого внимания богословию и основам своей веры (братья всегда были заняты другими важными делами), они словно беззаботный серенький козлик отправились погулять... прямо во «вражеское» логово. И тут (о, ужас!) американские баптисты начали обучать их детей кальвинизму в христианских школах, библейских колледжах и молодежных лагерях. К тому же на просторы СНГ ринулись американские миссионеры.

Спор вспыхнул с новой силой, переходя в иную плоскость: отцы и дети. Очень легко обвинить в ереси представителей другой деноминации, но что делать, если исповедующие иное понимание называются так же, как и ты? К тому же происходят из твоих чресл? Можно по старой советской традиции поставить общественное выше личного: обличить, запретить, не приветствовать, а то и вовсе изгнать, чтобы паршивая овца не портила стада... Но христианин – это не только тот, кто правильно понимает, а тот, кто вдобавок к правильному пониманию поступает так, как Учитель. А Господь, как известно, трости надломленной не преломил, льна курящегося не угасил, Добрый Пастырь учил искать и возвращать заблудших овец, лечить их, и, если надо, носить на руках. А это намного труднее, чем бездумно следовать традиции. Единственный разумный выход из любого спора – досконально во всем разобраться. В конце концов, речь идет о спасении души...

Вот основные положения учений Кальвина и Арминия.

Кальвин (1509-1564) Арминий (1560-1609)
Человек абсолютно испорчен первородным грехом и неспособен к добру

Человек нуждается в спасении от греха,        и Бог постановил спасти всех людей

Бог избрал определенных людей ко спасению, сообразуясь с собственным желанием, никак не зависящим от поступков и характера человека; люди, не предопределенные ко спасению, не могут изменить своей участи никаким образом

Иисус умер за всех людей
Он искупил избранных Спасение получат те, кто поверит
Человек не может сопротивляться Божьей благодати или отвергнуть ее Бог не навязывает своей благодати, человек может отвергнуть ее

Бог предоставляет спасение навеки; если человек спасен, он никак не может потерять своего спасения

Спасенный человек не может погибнуть, если пребывает в вере

Зачем Бог вырастил это дерево?

Зачастую в пылу полемики предопределение и свободная воля противопоставляются друг другу настолько, что становятся чем-то взаимоисключающим. Кальвинисты считают, что их оппоненты заражены гордыней и отказывают Богу в Его суверенных правах делать все, что Ему угодно, а арминианe говорят, что отрицая добровольное стремление человека ко спасению, их противники представляют Бога жестоким, несправедливым и коварным, а человека – пешкой в бессмысленной игре без правил. Одни отрицают предопределение, другие – свободную волю.

Может, все наши рассуждения строятся на неправильном основании, вытекают из ложной предпосылки? Например, мы часто говорим, что Бог может невозможное, даже не задумываясь над тем, что существуют абсолютно невозможные вещи. Например, назвать самое большое или самое малое число.

Всем известный атеистический прикол: «Может ли Бог создать такой камень, которого Сам не сможет поднять?» — основан на искаженном обывательском понимании Божьего всемогущества. Бог может все, что не противоречит Его природе. Например, Он не может перестать существовать, потому что вечен и не может грешить, потому что свят.

Что мы знаем о Боге? Прежде всего, то, что Он Творец всего существующего, видимого и невидимого.

Человек создан Богом по Его образу и подобию

Невозможно создать разумное существо, не наделив его свободной волей, потому что разум предполагает самостоятельность решений. Нет свободы воли – нет разума – нет существа, созданного по образу и подобию Создателя. Мир, построенный на принуждении, не может быть совершенным. А все сотворенное Богом «хорошо весьма».

Древо познания добра и зла и все, что произошло вокруг него и под ним, с самых первых страниц книги Бытие подтверждает способность человека поступать по своей прихоти и вопреки воле Божией. Зачем же Бог посадил в Эдемском саду это злополучное дерево? Почему Писание называет Христа – Агнцем, предназначенным прежде создания мира (1 Петра 1:19-20)? Неужели Бог предопределил падение человека и все последующие события? Если грехопадение было неизбежно, то ловушка для наших прародителей была расставлена не змеем, а Самим Богом. Но ведь Он благ, не искушается злом и Сам не искушает никого (Иаков 1:13)!

Зло не было обязательным следствием свободы выбора, но оно было вероятным и возможным как побочный эффект. Люцифер мог не возгордиться. Сотворенные существа могли добровольно избрать послушание Богу. У человечества было два пути. В первом не было грехопадения, зла, кровопролития и смерти. Мы избрали второй – «через тернии к звездам». Если мудрым Создателем были заранее просчитаны все возможные варианты развития событий, это никак не противоречит Его всезнанию. Если Сын Божий был готов пострадать и стать Спасителем человечества в том случае, если оно окажется в плену греха и смерти, это только подтверждает, что у Бога все под контролем, и что Имя Его – Любовь.

Виноват Бог?

Но если возникновение зла – это необязательное, но возможное следствие свободы воли, а автор этой свободы – Бог, не значит ли это, что Он косвенно виновен в возникшей ситуации? Ведь это Он создал мир, в котором возникновение зла стало вероятным? Была ли у Него какая-то альтернатива? Мог ли Он создать какой-то другой мир? Похоже, что нет. Характерно, что Господь не освободил Себя от ответственности за трагические последствия человеческого непослушания – пришел на землю, стал человеком и в полной мере испытал на Себе, что значит страдать: был предан близким другом, оклеветан, избит, оплеван, приговорен к смерти и казнен. Христос умер и воскрес, чтобы дать нам спасение от греха и смерти, будущность и надежду. Писание проводит параллель между Христом и Адамом:

«Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни»
(Римлянам 5:18).

«Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»
(1 Тимофею 2:14).

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию», – пишет апостол Петр (2 Петра 3:9).

«Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жил»
(Иезекииль 33:11).

Более того, Господь говорит пророку: «когда скажу беззаконнику: «Ты смертью умрешь», — а он отвратится от грехов своих и будет творить суд и правду... то он будет жив» (Иезекииль 33:14). Подобное место есть и у Иеремии (18:7-10). Можно ли предположить, что Бог вопреки своему желанию взял и не предопределил кого-то ко спасению? В своем обращении к афинянам Павел сказал совершенно недвусмысленно:

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться»
(Деяния 17:30).

Станет ли Праведный Судия требовать покаяния от тех, кто неспособен этого сделать?

То, что события в судьбе отдельно взятого человека могут развиваться по-разному в зависимости от того, какое он примет решение, подтверждает история Седекии, записанная в книге Иеремии:

«Тогда Иеремия сказал Седекии: Так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и жив будешь ты и дом твой, а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их»
(Иеремия 38:17-18).

Или история Авимелеха (Бытие 20:3-7). Разум Господа неисследим. Бог знает наперед и контролирует все варианты будущего, которые неизменно приведут к намеченной Им цели – окончательной победе над злом и полной гармонии мироздания (1Коринфянам 15:20-28).

Взаимоотношение между всезнанием и правом выбора можно проиллюстрировать на примере игры в шахматы, когда один из партнеров – гроссмейстер, способный просчитать в уме все комбинации, а другой – начинающий шахматист, мыслящий на два-три хода вперед. Начинающий принимает самостоятельные решения, но гроссмейстер видит последствия каждого хода. Витязь на распутье должен выбрать одну из дорог, а вместе с ней свою судьбу. На протяжении всего Писания Бог неоднократно ставит людей перед выбором, более того, Он часто советует: «Избери жизнь!» (Втор.30:19). Это значит, что свободная воля человека не противоречит Божиему всезнанию. То, что человек не утратил после грехопадения способность избирать добро, становится очевидным с первых глав книги Бытие. Это история Авеля, стремившегося служить Богу от чистого сердца. Писание называет его праведным. Можно привести и другие примеры.

Божественное предопределение существует, но...

Основанием для доктрины о предопределении к спасению или (не) спасению служит большей частью послание Римлянам. Если читать его непредвзято (что довольно трудно сделать, так как каждый из нас уже прослушал сотни всевозможных проповедей и толкований) и не дробить на цитаты, становится ясно, что речь идет о законе и благодати, евреях, находящихся под законом, евреях принявших Христа, и уверовавших в Него же язычниках. Говорится в послании и о предопределении. Но о каком?

В качестве примера предопределения Павел приводит внуков Авраама – Иакова и Исава. Бог избирает Иакова для того, чтобы произвести от него особый народ. Исав, продавший свое первородство за чечевичную похлебку, тоже получает благословение отца, но оно значительно меньше. К моменту возвращения Иакова Исав оказывается ничуть не беднее своего брата (Бытие 33:9), к тому же открытым к возобновлению братских отношений... От Исава тоже происходит народ (идумеи). Когда в Писании говорится о Сеире, Едоме или Думе – речь идет о потомках Исава.

Иов, которого Бог называет праведником наравне с Ноем и Даниилом (Иезекииль 14:14), происходит от Авраама по линии Исава (Бытие 36:33). Читая Писание очень просто обнаружить местоположение таинственной земли Уц, которую куда только не относили – вплоть до Узбекистана! – это Едом (Плач Иеремии 4:21). Характерно, что близнецы Исав и Иаков не были похожи друг на друга ни в чем. Неужели Бог, видящий зародыш человека, знающий все о генах, хромосомах и прочих тонкостях бытия, не знал о возможных наклонностях Исава? Исав отвергнут Богом как материал для создания народа Божьего, но не больше того. В пророчестве о Думе Бог предлагает идумеям обратиться и придти к Нему (Исаия 21:11). В Евангелии от Марка говорится об идумеях, следующих за Иисусом (Марк 3:8).

Бог предузнал в Иакове праотца Израильского народа.

Слова «Ибо кого Он предузнал, тем Он и предопределил быть подобными образу Сына Своего... а кого предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил» (Римлянам 8:29,30) относятся к Израилю. Это становится ясным из контекста, к тому же, чуть дальше мы находим фразу:

«Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление и слава, заветы и законоположение, богослужение и обетования»
(Римлянам 9:3-4).

Обетования осуществляются во Христе. Он же – конец Закона. Поэтому евреи, которые держатся за изжившие себя установления, остаются без благодати. «Быть подобными образу Сына» означает пророчески представлять Христа. В истории Израиля этих пророческих образов очень много: Отец, отдающий в жертву Сына (Авраам и Исаак), Египет, из которого Бог «воззвал Своего Сына», Пасха и кровь Агнца...

Восьмая и девятая глава послания Римлянам вообще не говорят о предопределении к спасению от вечного осуждения в общепринятом кальвинистами смысле. Она говорит о предопределении Израиля являть образ Христа.

Если Господь ожесточил сердце фараона, это не значит, что до встречи с Моисеем царь Египта был добрым и милосердным. История исхода евреев из Египта перекликается с книгой Откровение. Это еще одна глубочайшая типология: Египет – мир, угнетающий народ Божий. Фараон – царь Египта, сатана – князь мира. Кстати, фараон был почитаем Египтянами как бог, а это и есть вожделенная мечта врага душ человеческих (Исаия 14:14). Будет ли помилован дьявол? Писание однозначно отвечает нам: нет (Откровение 20:10).

«Итак, кого хочет, милует, кого хочет, ожесточает» – говорит Павел (Римлянам 9:18). О каком ожесточении идет речь? «Не хочу оставить вас братья в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле до времени...» – поясняет он далее (Римлянам 11:25). Непосредственными читателями Павла были евреи, принявшие Христа (по мнению остальных евреев – вероотступники) и спасенные из язычников. Слова о глине в руках горшечника – цитата из 18 главы Иеремии. И снова речь идет об Израиле.

Павел говорит о предопределении Израильского народа к особой миссии – явлению Сына Божьего – посредством пророческого откровения и Его воплощения в физическом теле (Римлянам 3:2, 9:5). Божие предузнание – инструмент предопределения к служению. Из многочисленных детей Авраама Бог избрал тех, от кого должен был произойти Христос. Он предузнает и предопределяет Иеремию (Иеремия 1:5), говорит Маною и его жене о предназначении еще не рожденного ими сына (Судей 13:7), возвещает Захарии о предстоящем служении Иоанна Крестителя (Лука 1:13-17).

Без любви: война цитат

Божественное предопределение существует. Но это вовсе не значит, что оно должно распространяться на вопросы спасения души. Человек может, как принять, так и отвергнуть Божию благодать. Кто будет веровать и крестится, спасен будет, – обещает Христос. Здесь нет никакого «но» или «если». Тот, кто призовет имя Господне, спасется. В Ветхом Завете есть очень точная иллюстрация спасения от греха и смерти. Это история о медном змее. «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно быть вознесено Сыну Человеческому», – говорит Христос Никодиму. Бог создает условия для спасения, все остальное зависит от человека. «Кто поднимет свой взор на Христа на кресте, тот покой обретет в полноте», – поется в одном старом гимне. Здесь можно процитировать множество мест Писания, начиная с «золотого стиха» Евангелия – (Иоанн 3:16.

К чему приводит на практике доктрина предопределения ко спасению? К бессмысленности молитв о неверующих, бесполезности проповеди Евангелия, неуверенности в спасении, деморализации человека, а также к ложному представлению о Боге как о безжалостном манипуляторе. «Бог не только предвидел падение первого человека, а в нем – гибель всего его потомства, но Он хотел этого», – писал Кальвин в своей книге «Наставление в христианской вере». Характерно, что в этом многотомном труде, «богобоязненный автор» многократно называет своих оппонентов собаками, а их мнение наглым лаем.

Кальвинисты, арминиане... Богословский спор, затянувшийся на века...

Методы, к которым прибегают обе стороны, свидетельствуют о том, что основным мотивом спорщиков является отнюдь не любовь от чистого сердца, а желание бездумно отстаивать свои традиции. В этой ситуации правых нет. Вера действует любовью. Все, что действует иначе, называется религиозным фанатизмом. Не имеет никакого значения, какую идею отстаивает фанатик. Любые его действия будут поношением и позором для церкви.

Во всем произошедшем на нашей многострадальной планете виноват его величество человек, которому вопреки Божией воле захотелось стать богом. Виновен так же и змей, попытавшийся поставить Бога в тупик и заставить Его выбирать между справедливостью и любовью. Вне всякого сомнения, он и есть автор богохульного прикола о неподъемном камне. Подобные парадоксы построены на искривленной логике и ложных предпосылках. К сожалению, человеку свойственно увлекаться казуистикой. В богословии идет многовековая война цитат и интерпретаций. Но Бог один и истина одна. В Божием творении, Священном Писании и плане спасения нет несправедливости, тупиков и противоречий.

Источник: www.titel.ru

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями в соцсетях. Божьих Вам благословений!

Предстоящие события

No events found
You are here:   ГлавнаяБиблиотекаПериодикаХристианская газета47. Кальвин или Арминий?
Яндекс.Метрика pukhovachurch.org.ua Tic/PR Настоящий ПР pukhovachurch.org.ua Рейтинг@Mail.ru