02. Когда родился Сын Божий?

Создано 02 Январь 2009 Категория: Христианская газета
Просмотров: 3223
Печать

  Воплощение Бога

По своей негодной природе, человечество выхолащивает духовные явления. Так и Рождество постоянно сводилось просто к обрядам, даже красивым, сказочным обрядам, к подарочной суете и простому семейному общению. А сейчас Рождество Христово утрачивает даже свое название, стало просто зимним праздником, Holyday - «святой» день, который запросто может превратиться в очередной Halloween (Хэллоуин).

А ведь это конкретное историческое событие, правда, крайне неординарное. Рождение Младенца Иисуса. Но не просто Младенца - Пророка, великого Учителя, а Сына Божия. Воплощение Бога! Это элемент какого-то внеземного процесса, тайна, причем даже не космическая, а докосмическая.

И Бог в Своем откровении чуть-чуть приоткрывает ее, как сквозь тусклое стекло, гадательно, потому что нашему человеческому разуму не под силу вполне постичь ее. Тем не менее, Писание намекает, что начало ЧЕГО-ТО, рождение некого явления произошло не 2000 лет тому назад и даже не 6000 лет, а много, много раньше! И это явление напрямую связано с судьбой каждого из нас, с вечностью и спасением. Поэтому нас это событие должно интересовать кровно, во всей своей сути!

Мое желание - привлечь ваше внимание к двум основным положениям: 1) задуматься, насколько сложны материальный и соответственно духовный миры, и 2) утвердить в том, что непознанное нашим разумом должно вести нас не к каким-то спорам о нем или отрицанию Бога, а наоборот, к вере в Него.

Откровения Священного Писания

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель»
(Откровение 1:8).

«...Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия...»
(Откровение 3:14).

«И ты Вифлеем - Ефрафа... из тебя произойдет Мне Тот... Которого происхождение из начала, от дней вечных»
(Михей 5:2).

Чувствуете? Речь идет о начале более раннем, чем начало нашей материальной Вселенной. И это начало относится к личности Сына Божия - Иисуса Христа,

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное»
(Колоссянам 1:15-20).

«Также, когда вводит Первородного во Вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии»
(Евреям 1:6).

А вот как апостол Иоанн описывает это начало:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились»
(Иоанн 1:1-13).

Вы видите, как сложно представляется Рождество Христово. Вначале, далеко от начала нашей Вселенной, - было только Слово, и Оно было у Бога, в недре Отчем и Оно же было Бог; чрез Него все начало быть, что начало быть. И до этого момента и после. Он вечен и, вместе с тем, в какой-то момент появляется. Чрез Него, Сыном Божиим, сотворена и материальная Вселенная. Она временна, как бы выхвачена из вечности. Альфа и Омега!

В нашем представлении века материальной Вселенной поделили вечность надвое: доисторическую и послеисторическую. И эта временная материальная Вселенная, в которой мы с вами живем, понадобилась Богу, чтобы в лице Сына Своего, в Своей второй ипостаси, родиться во плоти точно так же, как любой из нас, человеков, - Его творение. Вот этот момент нам освещен Писанием совершенно определенно и ясно. Его-то мы сегодня и празднуем.

Но мы понимаем, что Бог есть Высший Разум и ничего бесцельно не делает. Все, что происходит в нашем мире, полностью Ему подконтрольно, Им спланировано. Разумеется, этому была очень веская причина и, собственно, цель творения - самая высокая.

Исходя из приведенных мест Священного Писания, в предыстории просматривается такая картина. Существовал духовный мир. И если столь сложен и так прекрасен наш материальный мир, то каков же духовный! В какой-то момент, по совершенно нам неизвестным и непонятным причинам, в нем возникла дисгармония. Осеняющий ангел возгордился и противопоставил себя Богу. «...Сначала диавол согрешил» (1 Иоанн 3:8), т.е. было его, диавола, начало. Жертвой его стала треть небесных существ.

Начало вселенского зла стало началом плана Божия по его уничтожению. И начаток этого плана - выделение из сущности Божией, из Его недра, второй Его ипостаси - Сына Божия. Им и через Него создана материальная Вселенная во всей своей красоте и сложности. Главным элементом этой Вселенной является материальная жизнь духовных существ. Кульминационная фаза Божьего плана - Его воплощение в лице Своей второй ипостаси, смерть и воскресение Иисуса Христа.

Цель этого грандиозного плана - явление Сына Божьего. Его явление понадобилось для того, чтобы разрушить дела диавола и посредством Христа примирить с Собою все небесное и земное, т.е. человечество, которое тоже стало жертвой диавола. В этом плане Христос стал Единородным, Первородным Сыном, Первенцем из умерших. А тем, которые принимают Его, верующим во имя Его, дал власть быть усыновленными чадами Божиими.

Когда план Божий будет завершен, Его Церковь, являющаяся телом Сына Его, будет навечно водворена в духовный мир, очищенный от зла и обновленный. А вселенское зло, диавол, - ввержен в озеро огненное и серное (Откровение 20:10). Материальная Вселенная исчерпает свое назначение. План Божий будет завершен. Омега!

«А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем»
(1 Коринфянам 15:24 - 28).

Возникают вопросы...

В этих рассуждениях многое выходит за рамки нашего понимания, возникают вопросы:

Как могло возникнуть вселенское зло?

Как осмыслить триединство единого Бога?

Как понять тайну рождения второй ипостаси единого Бога?

Что значит «начаток создания»?

Рожденный человек Иисус был человеком или Богом?

Как Он мог родиться не от семени человека?

А что есть на самом деле человек?

Как соотносится Божий суверенитет со свободной волей духовных существ вообще и волей человека - в частности?

Обладает ли человек свободной волей?

На протяжении всей истории человечества и Церкви по всем этим и многим другим вопросам велись жаркие споры. Как вы знаете, в настоящее время особенно много копий ломается по вопросу свободной воли человека и предопределения.

Научное отступление

Приходится честно признать, что мы не в состоянии разобраться даже в материальном мире, так что уж говорить о духовном? Тем не менее, к началу XX века наука достигла таких вершин, что, казалось, еще один рывок, один шаг - и будет создана единая математическая модель мира! Привожу рассуждения Одда Рагнара Нильсона («На границе естествознания и богопознания»): «На сегодняшний день мы можем приблизительно указать следующие уровни, образующие известный нам мир: в первом уровне находятся все физико-химические явления, классические и неклассические разом; во втором располагаются биологические понятия и процессы; а третий охватывает душевную жизнь человека с ее высшей умственной деятельностью.

Жизненные процессы отличаются от физико-химических по существу, хотя последние и составляют их основу. Целое растение есть нечто большее, чем простая сумма всех клеток в корнях, стебле, листьях и цветах, хотя оно и построено из отдельных клеток. Ибо целое больше суммы отдельных частей.

Любая сущность высшего уровня больше, богаче, чем собрание составляющих ее элементов низшего уровня. Это особенно верно в отношении умственной жизни. Душевные движения не сводимы к биологическим процессам, даже если духовная жизнь и кажется связанной с биологическими проявлениями.

Из физиологии мы знаем, что человеческое тело содержит множество химических веществ. Две трети веса тела составляет вода, а остальное - углеводы, жиры и белки. Все это верно, но едва ли кто станет описывать, скажем, школьный класс таким образом: «Наша школа подготовила в этом году к выпускным экзаменам 6235 кг школьников, средней длиной 168,2 м. Сюда входит 4,1 тонны воды, 430 г солей, примерно 800 кг жиров, 44 кг крахмала и 1 кг сахара. Что касается хлора, вредного химического элемента, применявшегося в качестве отравляющего вещества в Первую мировую войну и поныне применяемого в производстве ядовитых газов, то его имеется 46 кг, которые в газообразной форме займут 14 кубометров».

Смешно и нелепо, не так ли? И в то же время опасно. В этой шутке обнажается циничное стремление низвести людей до положения подопытных существ. Человек больше, чем его химические компоненты, которые недолго купить в аптеке; больше, чем сумма миллиардов клеток; больше, чем мышцы, нервы и органы; больше, чем мысли, чувства и стремления».

Человек - это духовное существо

Лишившись пальца, вы остаетесь самим собой. Пусть утрачена рука, нога, обе ноги - личность человека осталась прежней. Человеческое «я» не бывает копией. Оно всегда - оригинал. Оно не номер такой-то, а единственное, бесценное существо, предназначенное для совершенства, наполненное смыслом. Как сказал Хенрик Вергеланн: «Человек, помни, что ты прах, но не забывай, насколько ты больше праха».

Как уже было сказано, в конце прошлого века физический мир, включая человечество, представлялся в виде одной огромной машины, вся работа которой задавалась непрерывной цепью причин и следствий и могла описываться с помощью физических понятий: энергии, пространства и времени. Человеческий ум, казалось, приобрел неограниченную способность понимать и объяснять явления в настоящем, прошлом и будущем. Этот механический мир был прост, но уныл и бездушен. Однако развитие науки отменило строго материалистическую и детерминистскую картину мира. На смену ей пришли новые понятия. Их главная особенность - сознание прерывности и причинности событий, в отличие от прежних представлений о непрерывности и взаимообусловленности явлений.

Физика микромира показала, что, как материю нельзя делить на произвольные доли, а только в целых отношениях к ее атомам и молекулам, так и энергия - кванта (фотона), излучение и поглощение энергии, согласно квантовой теории, совершается скачками, а не сплошным потоком.

Классический закон причинности тоже пришлось пересмотреть. Оказалось, не всегда возможно построить непрерывную цепь причин и следствий. Атомная физика и здесь нашла прерывность. На месте причинной картины однородного механического мира возникло видение новой действительности, разнородной и разнопричинной. Она напоминает систему уровней и ступеней. Законы последующих уровней не выводятся из законов предыдущих уровней. События высших ступеней не сводятся к событиям низших и с ними не соотносятся, хотя высшие порядки и включают в себя низшие. Например, классические законы движения, понятия пространства, времени, энергии, причины и следствия не годятся для предсказания движения отдельного электрона или даже для описания такой задачи ясным и понятным образом. Законы движения на уровне микромира таковы, что к ним неприложимы выводы обычной логики».

В ряде явлений и процессов логика причинно-следственных связей нарушается, не подтверждается экспериментом. Преодолеть этот научный барьер удалось при разработке теории квантовой механики, с открытием двух принципов: дополнительности и неопределенности (непредсказуемости).

Принцип дополнительности говорит, что какая-то сущность может проявляться взаимоисключающими сторонами. Когда мы наблюдаем одну сторону, то не можем видеть другую. Вода: жидкость, твердое тело, газ. Этот принцип помогает понять единство Святой Троицы. Принцип неопределенности отражает неопределенность поведения отдельной частицы, но полную закономерность системы (например, электрон и пучок электронов).

Для чего этот экскурс в науку?

Чтобы понять: коль в материальном мире всё так непросто, то в духовном, на более высокой ступени существования, действуют заведомо более сложные законы. Естественно, они не укладываются в нашей логике объяснения. Зато, например, принцип неопределенности полностью снимает кажущееся в нашем восприятии противоречие: несовместимость воли человека и суверенитета Бога.

В сущности, отдельный человек как элементарная единица системы живет по закону свободной воли. Его поведение (в духовном плане) не предопределяется Богом. А вот система, Церковь, живет по своим законам, которые предопределены и предсказаны. Так же как судьбы всего мира в целом. При этом нисколько не ущемляется суверенитет Бога, потому что свободная воля человека - это Его установление. Но нельзя предопределения, обетования Церкви автоматически переносить на отдельную личность.

Подобным образом имеют объективное разрешение все тайны Божии. Но, пока у нас не хватает знаний, мы воспринимаем их интуитивно, верой.

Альфа и Омега

Сегодняшние научно-естественные познания помогают понять, как это Бог, «когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной» (Притчи 8:26), уже предопределил «сверхъестественное» рождение Сына в материальном мире, Его смерть и воскресение, создание Церкви и осуждение диавола. Предопределил начало и конец этого плана.

И все это для нас; по крайней мере - и для нас! Как же можно не поклониться Богу? Как можно не восхищаться Его планом, успешным ходом Его исполнения? Ведь главное Богом уже сделано, выполнено. Мы живем, фактически, в заключительной фазе этого плана. Слава и поклонение Первородному, Единородному, жертвенному Агнцу и Царю царей, Господу господствующих и нашему Спасителю, Сыну Божию Иисусу Христу!

Ярослав ДИОРДИЕНКО
г. Сакраменто, Калифорния, США

Источник: www.titel.ru

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями в соцсетях. Божьих Вам благословений!

Предстоящие события

No events found
You are here:   ГлавнаяБиблиотекаПериодикаХристианская газета02. Когда родился Сын Божий?
Яндекс.Метрика pukhovachurch.org.ua Tic/PR Настоящий ПР pukhovachurch.org.ua Рейтинг@Mail.ru