14. Служитель церкви – властелин?

Создано 25 Январь 2013 Автор: Владимир ЛЕБЕДЕВ Категория: Мирт
Просмотров: 1893
Печать

«Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви»
(Теренций Публий)

М
еня порой терзают смутные сомнения. Не понимал ли древнеримский драматург вопрос власти лучше, чем многие служители христианской церкви?

Клон Властолюбие

В некоторых церквах руководители – будь то пресвитеры (или и.о. пресвитера), члены совета церкви, или и те и другие разом – с немалым рвением позиционируют себя порой особыми персонами, которых сам Бог поставил руководить общиной и которым он дал власть над ней. (Здесь, «власть» и «Бог поставил» – ключевые понятия). Такое самовосприятие оных руководителей находится в состоянии относительного покоя, подобно заснувшему вулкану, пока никто из их паствы не выказывает инакомыслия. Но стоит кому-то (и таковых не бывает много) начать настаивать на мнении, отличном от мнения руководства, последнее тут же пробуждает и выпускает наружу страшного (не с виду, а по сути) зверя, собственного клона, имя которому Властолюбие.

Клон руководителя церкви по имени Властолюбие – это вовсе не всегда и не обязательно сам руководитель, то есть человек, призванный быть служителем церкви. Тот, кто вчера говорил о Христе, Библии, святости, евангелизации, служении, и т. п. и вполне может быть искренне старался практиковать свои убеждения, завтра может перевоплотиться в отвратительный клон, не отдавая себе полного в том отчета.

Безобразный клон руководителя не исповедует того, что исповедует сам руководитель в условиях, когда ему не брошен вызов со стороны посмевших мыслить иначе, чем он. Клон не умеет уступать, отпускать, пропускать вперед, прощать, советоваться, снисходить и достойно проигрывать. Зато он умеет держаться за престол и за свою правоту любой ценой, манипулировать массами и идеями, упреждать удары, дискредитировать, сгущать краски и подменять понятия. Клон не умеет доверять Богу, ведь он убежден, что Бог «дал ЕМУ власть».

Как же может последователь, сонаследник и сопастырь Христа допустить в себе противоестественное зачатие и развитие клона Властолюбие?

Не нравятся образы? Тогда перейдем к тревожащей действительности. Нередко руководители, сталкиваясь с тем, что другие руководители или члены общины придерживаются чуждых им идей и убеждений, немедленно прибегают к атакующим действиям с целью устранения противника или конкурента. То руководитель увидел конкурента в ком-то, к кому люди тянутся больше, то кто-то посмел задать вопросы о распоряжении церковными финансами и имуществом, то возникло несогласие по поводу стиля богослужения или иных (или новых) форм общинной активности.

Атаки состоят из заявлений, кажущихся вполне благочестивыми, но которые большинство простодушных членов церкви не могут проанализировать и оценить. А если и могут, то им не позволяют это делать. Ведь сан руководителя квалифицируется самим руководителем как «Божье установление», которое подразумевает наделение его «Божьей властью».

Формулировки могут слегка отличаться, но суть остается одна: пресвитер поставлен Богом, а, значит, члены церкви должны ему повиноваться. Все остальное подпадает под категории бесчинства, поношения на пресвитера, неповиновения Божьему слуге, и иные подобные. Даже библейский стих на это счет имеется – 1 Петра 5:5: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям»! (Точнее, это только часть стиха, но, конечно, то, что написано дальше - «…все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» – клон Властолюбие не считает себя обязанным учитывать).

В результате, конкурент или инакомыслящий так или иначе устранен (отлучен, взят на замечание, ушел в другую церковь, дискредитирован), а «Богом поставленный» руководитель успокаивается и царствует «лежа на боку», пока, не дай Бог (кстати, поставивший его же во главе церкви), не появится очередной возмутитель спокойствия. Нередко негласный руководящий принцип в таких действиях таков: «нет человека – нет проблемы».

В некоторых случаях, «власть, данная от Бога», подразумевает необходимость решать судьбу неугодного и даже судьбу его семьи. Так, как будто Бог сам не справится с ним. Это называется «ответственностью за жизнь» устраняемых. В действительности, это лишь милая маска на гранитном лице клона Властолюбие. Так, например, руководители не могут просто отпустить впавшего в опалу в другую команду, церковь или просто на все четыре стороны, какую бы из них он ни избрал. Его надо наказать и, желательно, дискредитировать. Возможно, чтобы обезопасить себя, да и чтобы другим членам общины неповадно было.

Заметьте, я не ставлю вопрос о правоте какой-либо из сторон. С точки зрения Верховного (Божьего) Суда, либо руководитель может быть неправ, либо инакомыслящий превратился в очередного Корея, либо, как чаще всего и бывает, неправы оба и каждый по-своему. Я выносить вердикт о правоте не возьмусь ни в одной из подобных ситуаций, да и никому не пожелаю. Важно отметить то, как одна сторона смещает, устраняет, подавляет другую – и во имя чего! Во имя Бога, используя Его имя всуе, не к месту привлекая идею «власти», игнорируя Христово призвание к христоподобному служению!

Синдром средневекового папы римского – главный порок клона Властолюбие. Сидеть на престоле во что бы то ни стало, не терпеть инакомыслия и, если надо, – сместить, устранить и наказать. И, что самое удивительное (повторюсь!), такая практика «власти, данной Богом» осуществляется, якобы, во имя святости и богопослушания.

Что делать с клоном Властолюбие?

Предлагаю дать оценку клону Властолюбие и назвать причины возникновения и развития зловредного «чужого» в наших душах. Не оценку святым Божьим, пресвитеру Ивану Ивановичу или дьякону Петру Петровичу, а клону Властолюбие, который в них мог быть зачат чуждой Евангелию системой и успешно развиться. Впрочем, в последнем так трудно признаться…. Но, может, попробуем?

Ущербное толкование Писания

Уравнение «Бог поставил = дал власть» исходит из ошибочного понимания Писания и из злоупотреблений власть имущими в истории церкви. В Новом Завете Бог, Христос и апостолы ставили служителей, а не властителей. Сам Иисус отказывался властвовать и судить (Лука 12:14), а вместо того жертвенно служил (Матфей 20:28). К последнему Он призывал и учеников. Тех, которые хотели властвовать, Он укорял за склонность уподобиться мирским правителям (Матфей 20:25).

Павел ставил служителей и пастырей и нигде не говорил о власти служителя над людьми (см. (Деяния 20:28; (1 Коринфянам 12:28; (Ефесянам 4:11; (Титу 1:5). Среди более ста употреблений слов с корнем «власт-» ни в одном случае речь не идет о превосходящем положении одних последователей Христа над другими или о праве устранять конкурентов, претендентов или инакомыслящих.

Понятие власть, конечно же, не негативно само по себе. Власть дается служителям для провозглашения евангелия (Матфей 28:18; (Титу 2:11-15). Власть дается для созидания (2 Коринфянам 10:8; 13:10). Власть дается для служения и жертвенности, принимать и раздавать благословения (Матфей 9:6; (Иоанн 1:12; 10:18). Иисус учил как власть имеющий (Матфей 7:29), но никогда не боролся за власть и не довлел над другими.

В некоторых случаях власть дается (Христу и его последователям) для суда над другими, но речь идет не о периоде спасения и не о суде над собратьями по вере, а о времени последних судов над нечестивыми (напр. (Откровение 2:26-27). А до того – «кто ты, что судишь чужого раба…?» (Римлянам 14:4).

Как же так можно извращать новозаветный образ служителя и пастыря церкви? Власть управлять с неизбежной необходимостью держаться за власть, если и дается людям, то это относится к светским властям, а не к служителям церкви (Римлянам 13:2). Павел знал, каково оно – обладать властью в формате безбожной религии (Деяния 26:10), и позже, став служителем Христовым, никогда не позволял клону Властолюбие зародиться и развиться в нем. Власть над людьми приписана правителям государств, сатане и разрушителям церкви (1 Петра 2:13; (Деяния 26:12, 18). Ее тоже дает или позволяет иметь Бог (Иоанн 19:10-11), но это мирская, безбожная практика власти, не пример христианскому служителю.

Непонимание Христа и единства с Ним

Иисус – не только модель и пример, но и сама Жизнь для всякого христианина и руководителя (Иоанн 14:8; (Колоссянам 3:4). Служитель церкви должен понимать это в первую очередь. Павел квалифицирует верующих как тех, кто «во Христе». Мы призваны иметь такие же чувствования (отношение), как у Него (Филиппийцам 2:5). И Его миссия спасать, даже ценой отвержения и унижения, – это и наша миссия. Библией нам не предписана миссия защищать свои действия и положение в церкви, даже если они нам кажутся правильными, а претензии оппозиционеров кажутся (или являются) ошибочными или порочным. Такое ощущение собственной правоты и неправоты другого есть поведение и отношение «по стихиям мира, а не по Христу».

Грешников Иисус всегда стремился исцелить и освятить, не наказать и подавить. Это касается тех ситуаций в церквах, когда вина и порочность оппонентов реальна и очевидна в свете Библии. А в тех ситуация, когда просто «нашла коса на камень» и «двум медведям в одной берлоге тесно», когда не поделили власть, деньги или другие «ценности», можем ли мы себе вообразить Иисуса устраняющим конкурентов и борющимся за «власть, данную Богом»?

Поступать «не по Христу» означает поступать по-мирски. Это означает допускать и культивировать мирские методы руководства и собственные плотские страсти – властолюбие, эгоизм, лицеприятие. Махатма Ганди сказал нечто, что вполне сгодится как девиз христианского служителя: «Когда власть любить преодолеет любовь к власти, человечество познает мир».

Возможно, наиболее возмутительным выводом из учения Библии для клона Властолюбие будет следующее: служитель властен провозглашать и практиковать Евангелие, а также ему Богом дана власть – в условиях конфликта, несогласия, конкуренции, обвинений, и т. п. – быть готовым уступить, смириться, быть униженным и достойно проиграть (временно, конечно, до Суда) недостойным людям. Если служитель уверен в своей правоте и непорочности, он должен предоставить Богу право защитить, оправдать и восстановить его, а не бороться за него плотскими усилиями и мирскими способами.

Разве не дали Иисус и апостолы нам в этом фундаментальный пример? Зачем уподобляться политикам, борющимся за власть в условиях предвыборной компании, или детям в детском саду, криком добивающимся своего права на игрушку, конфету или стульчик? Или, зачем рисковать поступать согласно убеждениям Адольфа Гитлера, который заявил: «Значение имеет не истина, а победа»? Если уж на то пошло, лучше «переборщить» в самоуничижении, чем в самовозвышении.

Вместо заключения

Рассказывают историю, приключившуюся с Джонатаном Эдвардсом, американским евангелистом и богословом XVIII века. Будучи авторитетным лидером в своей деноминации, он однажды был ложно обвинен в тяжких проступках. Его вызвали на Совет и попросили ответить на обвинения, выдвинутые человеком, позже на поверку оказавшимся лжесвидетелем на службе у неких людей, стремившихся дискредитировать проповедника.

К удивлению совета, Эдвардс ответил молчанием. Как выяснилось позже, попытки самозащиты могли на тот момент только усугубить его положение. Его отстранили от служения, и только через многие месяцы лжесвидетель признался в оговоре. Эдвардса снова вызвали на Совет, извинились, попросили вернуться к служению, а напоследок пожелали выяснить, почему же невиновный не защищал свою репутацию и не оправдывался изначально.

Ответ был краток и поразителен: «Я подумал, что если Бог поставил меня на это служение, то пусть Бог меня и защищает!»

Любому руководителю, который в Библии не видит или не ищет Христовых принципов поведения в ситуациях, провоцирующих злоупотребление властью, нужно прочитать книги, в которых сконцентрировано соответствующее библейское учение, например, «Сказание о трех царях» Джина Эдвардса или «Люди власти, властолюбие и церковь» Эдина Ловаса.

Но предупреждаю: это будет болезненное занятие, так как оно побуждает к извлечению клона Властолюбие, вросшего в личность руководителей, скомпрометировавших свою роль как служителя.

Аврааму Линкольну принадлежат такие слова: «Наверное, любой человек способен справиться с превратностями судьбы, но, если хочешь испытать чей-то характер, дай ему власть».

Спроси себя, служитель, которому дана власть, а твой характер – Христов?

Статья опубликована  в
евангельской газете «Мирт»

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями в соцсетях. Божьих Вам благословений!

Предстоящие события

No events found
You are here:   ГлавнаяБиблиотекаПериодикаМирт14. Служитель церкви – властелин?
Яндекс.Метрика pukhovachurch.org.ua Tic/PR Настоящий ПР pukhovachurch.org.ua Рейтинг@Mail.ru