42. Воздержание

Создано 30 Сентябрь 2010 Автор: А.Савченко Категория: Наши дни
Просмотров: 3302
Печать

"Покажите... в рассудительности воздержание"
(2 Петра 1:6).

В
оздержание - это умение ограничивать себя, обуздывать свои инстинкты, не позволять себе излишеств. Приведем несколько библейских текстов, касающихся этой добродетели.

"...кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Галатам 5:23).

"И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх..." (Деяния 24:25).

"Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен" (Притчи 20:1).

"Не смотри на вино, как оно краснеет... впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид" (Притчи 23:31-32).

Многие христиане верят в умеренность, сдержанность в употреблении алкоголя, яростно протестуют против неумеренного пития. Прислушаемся к их мнению о пьянстве:

"Пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия", - писал Августин.

"Когда пьяным управляет вино, он уподобляется упряжи лошадей без узды,- считал Василий Великий. - Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования".

"Слово Божие отсылает ленивых к муравью, чтобы научить их трудолюбию; а пьяниц нужно отсылать к скотам, чтобы научить их воздержанию",- предлагал Иван Толмачев.

"Алкоголь - это яд, который входит в уста, но отравляет ум", - заметил Вильям Шекспир.

"Алкоголь - дьявольская смесь",- говорил Уилфред Лосон.

"Пьянство - это рак в человеческом обществе, поражающий его жизненные центры, грозящий гибелью", - таково определение Авраама Линкольна.

"Пьянство погубило больше людей, чем все войны в истории человечества", - подметил генерал Першинг.

Кто плавает в вине, ища в нем утешенья, Тому не избежать и корабле- крушенья. Это написал поэт Фридрих Логау.

Одного философа пригласили к царскому столу откушать. Когда он воссел с гостями, виночерпий поднес ему в золотом кубке вино. Он встал и говорит: «Добрый царь, это вино я пью тебе во славу». - И плеснул вино на землю.

Князья, смеясь, сказали: «Ты одурел, философ».

А он говорит: «Смеха достойны вы, ибо вот пролилось вино на землю, а если бы я выпил, оно свалило бы на землю меня!»

Хотя многие люди представляют воздержание исключительно в контексте неупотребления спиртного или наркотиков, Слово Божье предписывает эту добродетель в гораздо большем масштабе: воздержание должно коснуться всех наших желаний и потребностей, могущих трансформироваться в похоти. Оно должно затронуть широкий круг телесных, душевных и духовных потребностей.

Прежде всего, оно касается обуздания своих непомерных пищевых инстинктов.

"Если хочешь продлить свою жизнь, укороти свои трапезы", - предлагал Эрнст Фейхтерслебен.

"Лучшая приправа к пище - голод", - считал Сократ.

"Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии", - утверждал Пифагор.

"За обедом ешь мало, а за ужином еще меньше, ибо здоровье всего тела куется в кузнице нашего желудка", - советовал Мигель Сервантес.

"Великие люди были всегда воздержанными в еде", - подметил Оноре Бальзак.

"Всякая невоздержанность в еде есть зачаток самоубийства; это невидимый поток под домом, который рано или поздно подмоет его фундамент", - полагал Джон Блэкки.

"Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел. Обильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит посеву", - заметил Абу-ль-Фарадж.

"Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись", - предлагал Цицерон.

"Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим", - говорил Демокрит.

"Разве человек - только ходячая кухня или самодвижущаяся дымовая труба, каковым по справедливости можно уподобить людей объедающихся и непрестанно курящих? Объедение пригвождает нас к земле и отсекает у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержанников! Они, как орлы, парили в небесах", - проповедовал Иоанн Кронштадтский.

"Воздержание - пост тела, есть пища для души",- утверждал Иоанн Златоуст.

"Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе",- советовал Василий Великий.

"Чревоугодник трудится и сокрушается о том, как наполнить чрево свое яствами; а когда поел, мучится во время пищеварения; воздержание же сопровождается здравием и трезвостью". Эти слова принадлежат Ефрему Сирину.

"Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако, не перестает грешить",- говорил Василий Великий.

Эразма Роттердамского, писателя эпохи Возрождения, не раз упрекали в том, что он ест во время поста скоромное и пьет вино. "Что поделаешь! - отвечал он. - Сам я католик, а желудок мой - лютеранин."

Тело человека - храм Духа Святого, и оно не должно оскверняться ядом или другой какой-то скверной. " ...Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа".

Воздерживаться от всего рекомендует апостол Павел подвижникам за веру Евангельскую (1 Kopинфянам 9:25). Известно, что физический аскетизм может довести человека до изнурения телесного (Колоссянам 2:23), что, однако, не исключает невоздержанности характера, честолюбия или властолюбия. К примеру, Самсон (Судей 16:17), будучи назореем, т.е. человеком, категорически избегающим спиртного, тем не менее не обуздывал свою плоть, склонную к губительным страстям.

Воздержание, являющееся, по определению апостола Павла, одним из качеств плода Святого Духа и присущее возрожденным людям, можно одним словом охарактеризовать как самоконтроль.

Прежде всего, это самоконтроль плоти. Когда-то ощущение недостаточности в области контроля над плотскими вожделениями привело в страх правителя Феликса, которому Павел проповедовал "о правде, о воздержании и о будущем суде" (Деяния 24:25). Интересно заметить, что понятие о воздержании стоит рядом с правдой, которую невоздержание попирает, и судом, который даст верную оценку такому поведению. Недаром другой апостол, Петр, призывает верующих людей воздерживаться, иначе говоря, "удаляться от плотских похотей, восстающих на душу" (1 Петра 2:11).

Стоит прислушаться и к совету апостола Павла: "Все подвижники воздерживались от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я... усмиряю и порабощаю тело мое" (1 Kopинфянам 9:25 - 27). Исходя из принципа: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Коринфянам 6:12), Павел призывает к тому, чтобы держать свои желания, как говорится, в кулаке, во имя достижения высокой цели господствовать над удовольствиями, которым многие рабски поклоняются.

Далее, самоконтроль духа. Еще Соломон, кстати, в телесном плане не всегда отличавшийся воздержанностью, заметил: "Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим" (Притчи 25:28). Неукротимость нрава, неуправляемость духа может проявляться не только в гневливости или недовольстве, но и в патологической любви к похвале, в страсти к популярности, к тому, чтобы постоянно быть на виду, в центре внимания окружающих. Такое сластолюбивое славолюбие, переходящее в нарциссизм, в самолюбование, приводит к фарисейскому, самоудовлетворенному почиванию на лаврах. Увы, такое невоздержание чревато тошнотой, а то и рвотой: "Нашел ты мед - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его" (Притчи 25:16).

"Владеешь чревом? Владей и языком, чтобы, когда остаешься рабом одного, и освобождение от другого не было бесполезным",- рекомендовал Нил Синайский.

Необузданность языка, лесть, как словесная патока, нередко обусловливают подобный "тошнотворный" эффект. Поэтому, как предписывает Иаков, обуздание языка так же необходимо, как укрощение хищных зверей (Иаков 1:26).

 

Источник: http://www.nashidni.com/

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями в соцсетях. Божьих Вам благословений!

AdSense

Предстоящие события

Нояб
15

15.11.2017 - 21.11.2017

You are here:   ГлавнаяБиблиотекаПериодикаНаши дни42. Воздержание
Яндекс.Метрика pukhovachurch.org.ua Tic/PR Настоящий ПР pukhovachurch.org.ua Рейтинг@Mail.ru