«Когда сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас…»
(Матфей 24:3-4).

Вероятнее всего, эта беседа произошла в среду вечером, накануне Пасхи Иудейской. После дня, наполненного встречами и дискуссиями, Иисус со Своими учениками вышел из храма и, перейдя поток Кедрон, взошел на гору Елеонскую. Здесь, среди деревьев и высоких камней, можно было уединиться и отдохнуть, глядя на заходящее солнце и белокаменный храм.
Для учеников вид храма и присутствие Учителя делали мир стабильным и несокрушимым. Каким же невероятным диссонансом для них звучали слова Иисуса: «…не останется здесь камня на камне…» Разум и чувства подсказывали – это невозможно! Поэтому сейчас, вдали от любопытной толпы, любуясь заходящим солнцем, они пытались узнать у своего Господа – «когда это будет?»

Для нас мир не кажется уж столь несокрушимым, как для учеников Иисуса. Последние достижения науки поставили мир на край бездны военной, экологической, социальной… Говорят, что можно уничтожить земной шар не менее 200 раз, но зачем уничтожать земной шар 200 раз? Достаточно одного! И все же, для нас, последователей Христа, мир достаточно стабилен и прочен.

Мы знаем, что Церковь Христова, Храм Бога Живого, построена из камней более прочных, чем иерусалимский ракушняк. Это живые камни, которые Иисус избрал и поставил для славы Своей. И когда я смотрю на братьев и сестер, которые устояли во всех испытаниях и скорбях, которые составляют Церковь Христову, и смотрю на Иисуса, Который незримо присутствует с нами в Своем Слове и в Своем деле, мое сердце также наполняется уверенностью и спокойствием. Но голос Иисуса звучит сегодня и для нас. Он предупреждает, что Его пришествие близко.

«Когда все будет?» Как хотелось бы нам знать об этом точно! Но Иисус, отвечая Своим ученикам, не стал раскрывать им подробно судьбы мира, Израиля и Церкви. В Своей эсхатологической речи, описывая грядущее, Иисус не оставил нам схему будущих событий и не оставил ни одного признака, который позволил бы нам вычислить точную дату Его пришествия или кончины мира. Цель Иисуса состояла в том, чтобы научить учеников, как им вести себя, ожидая конца. То есть правильнее было бы считать, что это не эсхатологическая речь, а практическое наставление, ибо внимание Христа было сосредоточено не на том, что будет, а на том, как ожидать того, что будет. Поэтому, начиная Свою речь, Иисус сказал: «…берегитесь, чтобы кто не прельстил вас…»

Этими словами Иисус останавливает нетерпение учеников. Греческое слово, переведенное как «берегитесь», означает также «тщательно наблюдайте», «смотрите». Это предупреждение. «Прельстил» означает «заставить сбиться с пути, блуждать, обманывать, водить туда и сюда». Другими словами это предупреждение можно выразить так: «будьте бдительны, чтобы вас не обманули», или: «смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение».

В нетерпении учеников, в их доверчивости к людям, в их некоторой наивности скрывалась опасность, что кто-то воспользуется их недостаточным бодрствованием и введет их в заблуждение так, что они могут сделаться жертвой обманных возвещений, ложных теорий, сомнительных действий. Поэтому Христос призывает к осмотрительности и к трезвлению: «Тщательно наблюдайте, чтобы, ожидая истинного Мессию, вы не попались на какой-то обман и подделку». В этом прямой и исторически дословный смысл четвертого стиха. Но есть и более широкий, поучительный, смысл. Он исходит из понятия «прелесть».

В русском языке «прелесть» понимается как высшая мера обольщения, соблазна и привлекательности. Владимир Даль говорит, что «прелесть – это то, что пленяет, покоряет и пленит чувство, волю или разум. То есть это что-то очень хорошее, миловидное, красивое, сильное, богатое и тому подобное, то есть то, что увлекает человеческую душу». Поэтому мы и говорим: «прелестная картина», «прелестный цветок», «Ах, какая прелесть!» А некто сказал: «Прельстился мотылек светом огня – и погиб».

В православии учение о прелести занимает очень важное место. Особенно оно разрабатывалось представителями движения исихазма, которое возникло на Афоне в 14 веке. Крупнейшие представители богословия исихазма, такие, как: Григорий Палама, Григорий Синаит и другие – учили тому, как путем отрешенности достичь созерцания небесного Божественного света. При этом они и их последователи стали замечать, что чем больше они старались достигать святости, тем чаще впадали в духовные заблуждения, а иногда и просто в грех. Поэтому они, особенно их последователи в 19 и 20 веках (епископ Игнатий (Брянчанинов), русский философ Николай Лосский и другие) стали развивать учение о прелести. Они стали анализировать, как и почему люди прельщаются, «впадают в прелесть», и как избежать или хотя бы как выйти из этого духовного заблуждения.

Собственно, «прельститься», «совратиться с истинного духовного пути» – это евангельское понятие. Однако в нашем братстве никогда не разрабатывалось особое учение о прелести. В проповедях и беседах проповедники всегда касались вопроса прельщения, и старшие братья наставляли на то, чтобы мы внимательно наблюдали за собой и не сошли с истинного пути. Однако в прошлые времена атеизма и безбожия учение о прельщении было не так актуально для нас, потому что мир был более «черно-белый». Было ясно, кто – верующий, кто – неверующий, было понятно, что – можно, а что – нельзя. Было очевидно, кто – за нас, а кто – против нас. Сейчас все переменилось. Враг душ человеческих подходит под очень благообразной личиной, и почти все соблазны и искушения имеют очень веские «христианские» оправдания. Поэтому сейчас особую актуальность приобретает тема: «… берегитесь, чтобы кто не прельстил вас».

Главная опасность прелести в том, что состояние духовного заблуждения, или прельщения, наступает от чего-то привлекательного и хорошего. Причем иногда это только внешняя привлекательность и кажущаяся «хорошесть». Иногда можно прельститься вещами истинными, святыми и непорочными. Не напрасно Ап. Павел пишет, что «грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня…» ; «неужели доброе сделалось мне смертоносным! Никак…» (Римлянам 7:11,13). Ясно, что проблема прелести – это проблема внутреннего духовного состояния, а не внешних соблазнов или лжеучений.

Писание говорит, что «… змей хитростью своею прельстил Еву» (2 Коринфянам 11:3). Вспомним, как это было. Сам Бог дал человеку жену, дал сад и посадил посреди рая дерево познания добра и зла. Когда змей обратил внимание Евы на запретный плод, она увидела, что он такой приятный, красивый, очевидно, очень вкусный и, главное, такой вожделенный, ибо дает знание, а не только сладость во рту. Возможно, она даже воскликнула: «Ах, какая прелесть!»

Как же произошло прельщение? Сначала обольститель вовлек свою жертву в беседу, во-вторых, он посеял смущение в подлинности Божиих слов, а вернее – посеял сомнение в подлинность здравого и прямого понимания Божьего слова, а затем показал достоинства запретного плода, увлек его преимуществами и сделал все, чтобы загнать в самую глубину души память о тяжелейших последствиях неверного шага. Таков механизм прельщения: показать что-то хорошее, но не предупредить о последствиях его неправильного использования; подчеркнуть что-то доброе, но спрятать его худые черты; увлечь чем-то приятным, но скрыть горькие последствия его применения. То есть враг прельщает нас тем, что показывает часть истины, а другую ее часть прячет. Бог же, когда что-то говорит, освещает все стороны истины. Чем же сегодня прельщает нас древний змей и чего нам надо бояться?

Опасным сегодня является прельщение, которое действует так, чтобы «низложить силу народа Божьего» (Даниил 12:7). То есть ужасной является опасность внешне остаться последователем Христа, а внутренне – потерять силу Духа Святого, связь со Христом. Гораздо страшнее всю жизнь думать, что ты – христианин, примерный член церкви, а в вечности услышать – «Я никогда не знал вас: отойдите от Меня, делающие беззакония» (Матфей 7:23). Почему это может произойти? Потому что человека кто-то прельстил или ввел в заблуждение, но, в конечно счете, он сам прельстился по причине собственной небдительности.

Когда народ Божий входил в землю обетованную, Бог был с ним, и моавитяне были в ужасе и страхе. Они понимали, что погибнут, ибо не могут противостоять этому народу. И тогда они призвали пророка Валаама, сына Веорова, чтобы он проклял этот народ и чтобы Бог отступил от него. Но Валаам, несмотря на все свое желание, не мог проклясть народ. Тогда, привлеченный серебром и золотом моавитским, он научил Божьих противников, как поразить Израиль: надо увлечь их в грех идолопоклонства, и тогда Бог Сам отступит от Израиля. Так и произошло.

Пока моавитяне пытались напрямую поразить Израиль, они терпели поражение. Тогда они протянули евреям руку общения, пригласили евреев к своим праздничным трапезам, посвященным идолам. Они показали им, какие вкусные блюда умеют готовить, какое у них сладкое вино. Может быть, они даже говорили: «Неужели вы всерьез думаете, что мы верим в этого ужасного бога Ваала? Это же кусок дерева, увешанный золотыми серьгами. Для нас это просто древний обычай, и не более». И они вовлекали израильтян в хороводы, посвященные Ваал-Фегору. Они показывали евреям своих дочерей и говорили: «Посмотрите, какие они красивые и доступные! Берите их себе в жены». И евреи увлеклись идолослужением. Они по-прежнему совершали жертвоприношения Господу и чтили субботу, но сердце их далеко было от Яхве, и Он стал поражать народ. Эта картина, так ярко описанная в 25 главе книги Числа, очень напоминает мне современное постсоциалистическое общество. Когда атеизм лобовой атакой не смог разрушить Церковь Христову и одолеть народ Божий, сатана предпринял новую стратегию. Я бы назвал ее «стратегией обольщения». Сегодня христиане стали уважаемыми людьми в обществе. Их везде приглашают и почитают, но за это приходится чем-то платить. Общество требует: примите некоторые наши традиции и привычки, станьте хоть в чем-то похожими на нас.

Чем сегодня сатана может прельстить нас? Буквально всем. Первая и самая наглядная область — это прельщение грехом.

Сегодня грех существует как в самой грубой, так и в самой изощренной форме. К сожалению, даже грубые формы греха активно проникают в поместные церкви. Во-первых, это касается нарушений чистоты в семейной жизни, это может касаться и выпивки, и курения, и даже наркомании, но гораздо опаснее, на мой взгляд, два очень популярных сегодня греха – зависть и сребролюбие. Писание говорит о сребролюбии, что это «корень всех зол» (1 Тимофею 6:10). Еще пять лет назад я не понимал этой фразы. Я принимал ее на веру, но никогда не думал, что сребролюбие такой ужасный грех, который разъедает людей, миссии и церкви изнутри. Мы часто говорим, что сейчас экономический кризис, и это действительно так. Но ведь отцы наши знали гораздо более страшные времена: голод, стужу, НКВД… Но при этом они не знали такого всплеска сребролюбия. Можно ли было представить себе, что люди будут так увлекаться домами, бизнесом, машинами?

В последнее время наши церкви получали много гуманитарной помощи. Но если бы меня сегодня спросили, чего больше от этой помощи – доброго или худого, я бы все-таки сказал, что больше худого. Сколько болезни и недовольства появилось в церквах! Но разве в этом виновата помощь? Или виноваты те добрые люди, которые от всей души хотят помочь нашим братьям и сестрам? Нет, виноваты мы сами. Дух зависти и сребролюбия вышел из бездны, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. И это не пророчество. Это уже констатация факта. Это то, что уже сегодня обольщает души в наших общинах.

Вторая опаснейшая область – это прельщение свободой. То, что так страстно желало наше братство, за что многие страдали и сидели в тюрьмах, оказалось одним из самых опасных камней преткновения и соблазна. Нам всегда наивно казалось: «Разрешите нам делать то, что мы хотим, и мы будем делать это». Но оказалось, что свобода делать нечто влечет за собой ответственность за содеянное. А вот ответственности-то мы не хотим. Но свободы без ответственности не бывает. Вот и появляются на почве свободы всякие духовные уродцы. Например, собрали людей на стадионе или в клубе, прочитали Слово Божье, заставили всех поднять руки, вручили каждому по самой примитивной брошюрке и объявили: «Вы уже спасенные дети Божие, и никто от Христа вас не отлучит, и спасение вы уже не потеряете». А когда беседуешь с такими миссионерами, они говорят: «Мы – евангелисты. Наше дело сеять Слово и призывать людей к покаянию. А вы – пастыри. Учите и воспитывайте их». И будто все по Писанию, но на самом деле – это духовное прельщение. Ибо по Писанию евангелист и пастор должны действовать сообща. Не может быть евангелизации без ученичества и пасторства.

А взять свободу, которую члены наших церквей стали иногда понимать как вседозволенность: это свобода по отношению к старшим и родителям, к отлученным и явным грешникам и многое другое. Таким образом, свобода, которая приносит так много благословения, в то же самое время может оказаться источником прельщения.

И еще одна область, которая, как мне кажется, сегодня очень важна для наших церквей, – это отношение к святости и к Писанию.

На первый взгляд, кажется, что уж чем-чем, а святостью и Писанием прельститься невозможно. Но не сама святость и не само по себе Писание приводят к прельщению, а отношение человека к ним. Так и Христос не сам по себе стал камнем претыкания и камнем соблазна (1 Петра 2:7), но отношение людей к Нему сделало Его таковым.

Святость – это стремление полнстью посвятить себя Богу и быть безгрешным. И это прекрасное желание, которое владеет всеми верующими. Но древний змей и здесь способен обольстить нас. Прельщение святостью наступит тогда, когда мы под святостью будем понимать лишь фарисейские, лицемерные, внешние проявления святости и будем пытаться измерять ее по каким-то внешним признакам. Например, количеством детей: двое – значит грешник, 6 и более – святой. Или наличием телевизора в доме: нет телевизора – святой. Или длиной юбки у сестер, или обручальным кольцом на пальце. Попытка измерения святости внешней благопристойностью или пышностью и плачем в молитве есть ничто иное, как духовное обольщение.

Но так же, как и святостью, человек может прельститься Писанием, точнее – неверным его пониманием. Сколько сегодня прельщений в области догматики. И самое опасное, на мой взгляд, – неправильное отношение к самой Библии. Потеря чувства, что Библия – это истинное и полное Слово Божие, – вот основа прельщения. В этом проявляется отсутствие должного консерватизма. Консерватизм – это очень хорошее качество. Это стабильность и неизменность в понимании и, главное, в отношении к Библии. Принятие Библии как полного и абсолютного Слова Божьего есть гарантия Истины. Но сегодня мало принимать Писание как Слово Божие. Сегодня становится все более важным правильно понимать его и корректно его истолковывать.

Ученые говорят, что правильный путь в науке гарантируется систематичностью изучения исследуемой области. В какой-то мере это относится и к Писанию. Отсутствие системного знания и преувеличение какой-то одной истины или догмы – вот типичный путь прельщения. Например, преувеличенное значение дара пророчества, языка или чудотворения приводит к явному духовному прельщению. Почему-то я не видел еще людей, которые бы ревновали о даре раздавателя или о даре благотворителя, хотя эти дарования перечислены в одном ряду с даром пророчества (Римлянам 12:6-8). Так, от преувеличения роли нашего положения во Христе появляются «вочманисты», от преувеличения роли покаяния появляются «вальтеровцы» или «смирновцы». Все это – прельщение, о котором Христос сказал: «…берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Таким образом, мы приходим к парадоксальному выводу: прельститься можно всем, и добрым, и худым. И причина не в том, что змей соблазняет нас, а в том, что мы недостаточно бодрствуем и слабо противостоим ему. Змей будет прельщать нас – это его работа. Причем ему все равно, чем нас прельщать. Ему важен результат. Но важно – не поддаться прельщению и не впасть в прелесть. А как это сделать? Рецепт очень прост и общеизвестен, он многократно описан в Библии, его часто повторяют с кафедры. И как бы я ни старался, я не смогу добавить к нему ничего нового.

Во-первых, нельзя терять библейскую основу, нельзя терять пребывание в Слове Божием и абсолютное доверие этому Слову. Когда мы были в Израиле в районе Голландских высот, автобус проезжал мимо обнесенного проволокой поля с надписью «Осторожно: мины». На нем мирно цвели ромашки и росли диковенные деревья. Я смотрел на него и думал: нужели поле заминировано? А так хотелось выйти и пройтись по нему, потому что мне не верилось, что там действительно мины. Я, конечно, этого не сделал. Но как часто Слово Божие предупреждает: «Осторожно: грех!» Мы же подходим очень близко к этой табличке, а иногда без страха идем дальше по этому «ласковому полю», где действительно грех и смерть. Так что доверие Слову Божьему – это первый шаг к тому, чтобы не прельститься ничем.

Во-вторых, необходима здравость и неповрежденность ума, чтобы не впасть в какую-либо крайность и не увлечься собственными чувствами симпатии или антипатии. Необходимо трезво и здраво видеть во всех явлениях и добро, и зло, ибо сейчас эти два понятия переплетены до неузнаваемости.

В-третьих, необходимо очищать и умножать отношения, которые мы имеем с Господом и Его Церковью. Нам необходимо развивать личный контакт с Богом, чтобы различать Его волю. А для этого необходима только практика, ибо четких инструкций на эту тему не существует. Очень важно укреплять отношения с братьями и сестрами. В одиночку, пренебрегая своей церковью, пресвитером, мнением братьев и совета, человек почти наверняка впадет в прелесть. Общение укрепит душу и отрезвит, направит и поддержит в молитве. Поэтому один из способов уберечь себя от прельщения – это поддерживать братские отношения со своей церковью и другими поместными церквами.

Итак, нам есть чего опасаться. Древний змей, зная, что немного ему осталось времени, выпустил из кладезя бездны великое множество обольстителей, которые стараются прельстить, то есть обмануть и сбить с пути детей Божиих. И хотя прельстить можно решительно всем, но избежать прельщения можно только Христом. Он поддерживает и сохраняет от искушения. Однако и мы должны бодрствовать и трезвиться, помня, с одной стороны, что противник наш ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петра 5:8), и, с другой стороны, зная, что уже скоро настанет час, когда будет «дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное» (Откровение 20:10).

Поэтому будем благодарить Господа за все!

Источник: http://www.istina.info

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: