Может ли пастор ошибаться?

Может, конечно. Мы уже знаем из Писания, что он такой же человек, помилованный и прощённый Господом, спасённый из грешников, как и мы, всё ещё несовершенный и «обложенный немощами». Следовательно, он, как и каждый из нас, нуждается в духовном росте, нуждается в совершенствовании во Христе.
Апостол Павел, муж Божий, который имел от Самого Иисуса Христа чрезвычайные откровения и слышал слова Ангельские, слова неизреченные, получал от Господа сокровенные познания небесные, однако же писал о себе:

«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно,… теперь знаю я отчасти…»
(1 Коринфянам 13:12).

В письме к Филиппийцам он пишет:

«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели …»
(Филиппийцам 3:13,14).

Если Апостол так говорит о себе и своих познаниях, о своём чрезвычайном ограничении и несовершенстве, то, конечно же, каждый из нас, верующих, может ошибаться, как писал Иаков в своём Послании, «все мы много согрешаем» (3:2). Безусловно, автор этих строк не имел ввиду тех грехов, которые мы делали, живя прежней, противной Богу, жизнью. Иаков писал о наших человеческих несовершенствах в слове, в поведении, в поступках, в принимаемых нами решениях, то есть погрешностях и неточностях, к сожалению, всё ещё свойственных нам. Свойственных и нашим пасторам.

Если пастор, как вам кажется, ошибается, отдайте его сердце в руку Создателя

Если такова реальность, то как же нам реагировать, как поступать в том случае, если мы видим проявление человеческих несовершенств в наших предстоятелях в Господе в слове или в поведении, в повседневной жизни или в принимаемых ими церковных решениях?

Ради полноты справедливости должен задать и вам, дорогие, вопрос: «А можете ли ошибаться в своих суждениях вы?» Если вы скажете «нет», то для вас не имеет смысла продолжать чтение. Если же вы признаёте, что Писание говорит правду и что сами мы, конечно, можем ошибаться, тогда давайте определим тему нашего дальнейшего рассуждения так: «Что говорит Писание о том, что мне делать в случае, если пастор, как мне кажется, ошибается?» Не менее важен и другой вопрос: «Чего же мне не делать в этом случае?» При этом нужно не забывать, что враг душ человеческих будет прилагать немалые усилия, чтобы использовать эту ситуацию для своих целей, то есть ввести нас в грех через неверные мысли, через греховные, не угодные Господу чувства, неправильные слова и поступки.

Итак, что говорит Бог через Своё Слово?

Прочтем драгоценные и истинные слова Иисуса Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфей 16:18). Сам Спаситель сказал, что Церковь создана Им, что она хранима Им так, что врата ада, то есть все силы зла и всякой лжи и беззакония, не смогут одолеть её, уничтожить, положить конец её существованию.

В разных местах Нового Завета Господь Иисус по отношению к Его Церкви назван Пастырем, Женихом, Главою Тела, то есть Церкви. Это значит, что Он, заплатив за её свободу и жизнь Своей жизнью, чудным образом лично Духом Своим присутствует в каждом рождённом свыше сердце и в каждой поместной церкви, где есть собрание хотя бы двух любящих Господа душ: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матфей 18:20). А присутствует – это значит хранит, учит и наставляет Своим Словом, совершенствует, переплавляя наши сердца и очищая их от вредных примесей греха и заблуждения, унаследованных нами от прежней жизни в неверии. И каждая такая поместная церковь находится под совершенным Божьим контролем, в абсолютном Божьем водительстве, включая все тонкости и детали устроения её внутренней жизни, её внутреннего устройства. Иисус вникает во все дела и вопросы Церкви, Своей возлюбленной прекрасной Невесты. Он знает все её нужды и ведёт внутреннюю жизнь Церкви согласно Божьему плану, Божьему предназначению относительно конкретного собрания Его святых в конкретной местности.

Зачем я говорю об этом сейчас? Дело в том, что когда пастора поместной церкви постигает ошибка или какое-либо заблуждение, как нам кажется, нам прежде всего необходимо говорить об этом нашему Пастыреначальнику, Иисусу Христу, зная, что у Него всё под контролем. В Книге притчей написано: «Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притчи 21:1). Только ли сердце царя? Относится ли это к сердцу пастора и к сердцу любого из нас? Конечно, да! То, что не может сделать человек, Бог силен совершить. Если, как написано, сердце человека в руке Божьей, значит только Бог и может повлиять на это сердце так, как Ему угодно. То, что невозможно человеку, возможно Богу, потому что Богу возможно абсолютно всё.

Из множества мест Писания читающий Библию знает, что Тот, Кто создал сердце человеческое, может ожесточить его или сделать мягким и поддатливым, может закрыть его, а может и распахнуть. Как написано:

«У Него (у Бога) могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение. Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла; отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути»
(Иов 12 и далее).

Но Он же и Тот, Кто вразумляет народы, научает кротких путям Своим, открывает ум к уразумению Писания. Всё из Него, Им, к Нему и ради Него Самого. В книге пророка Иеремии Творец всего сущего говорит о Себе:

«Вот, Я — Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?»
(Иеремия 32:27).

Верим ли слову, сказанному Им? От того, насколько мы знаем нашего Господа, насколько доверяем Ему, будет зависеть и наша молитва о нашем земном пасторе в трудный момент. Итак, первое, что нам делать, – это молиться, отдавать сердце пастора в руку Его Создателя, уповая на Него, зная, что всё — в Его руке.

Ошибки пастора – школа для утверждения и совершенствования нашей веры

Конечно, дорогие друзья, вы можете возразить: «Бог же всемогущ. Для чего же Он позволяет пастору ошибаться и принимать ошибочные решения?» Давайте обратимся к Библии: что сказано в Слове Божьем? Однажды Спаситель сказал Апостолу Петру: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после».

Бог в Своей совершенной воле не ошибается, в отличие от нас. Его воля — благая, угодная и совершенная. Если Он позволил пастору допустить ошибку, значит у Него есть какой-то план, которого мы не знаем теперь. Наши познания и разумение очень ограничены. Но у Бога для всякого откровения есть Своё время. Настанет день, и Господь откроет нам, для чего был тот или иной период нашей жизни, для чего произошло то или иное событие, может быть, не совсем приятное, может, не очень понятное нам. Но уже сейчас можно сказать определённо: Бог даёт нам непонятные для нас сложности прежде всего для того, чтобы нам научиться доверяться Ему как бы «вслепую».

Легко верить, когда всё видно и понятно. Но Бог желает научить нас верить Ему независимо от того, видим мы или нет, понимаем или не понимаем. Верить Ему, как Авраам, которого Сам Бог назвал отцом всех верующих за то, что Авраам поверил Богу, ещё не видя обещанного Им. Как написано, Авраам, поверив Богу, собрал всю свою семью и многочисленное имение и, покинув привычное обжитое место, пошел, не зная, куда идёт. Не знающий Бога назовёт это безумием. Но он пошёл по Слову Бога и не ошибся. Он не был постыжен в своём «слепом» доверии Творцу. Впоследствии его потомки были обеспечены прекраснейшими землями и благословениями от Бога, благодаря удивительному доверию их прародителя Господу.

Так, дорогие друзья, и в отношении церковной жизни. Бог учит нас и испытывает нашу веру, наше смирение пред Ним, пред Его Словом, пред Его, пока непонятной нам, но совершенно мудрой и справедливой, волей, Его прекрасным планом для нас. Потому и решение вопроса об ошибке пастора мы также доверяем Ему. Доверяем Ему и сроки решения этого вопроса, поскольку Бог знает лучшее время для совершения всякого дела. Господь может решить всякий вопрос невероятно быстро, быстрее, чем мы думаем, но могут понадобиться и годы в ожидании решения, если то будет угодно любящему нас Спасителю. Через это Он учит наши сердца ещё одному чрезвычайно важному качеству характера Христова: долготерпению.

Итак, если, как мне кажется, пастор ошибается, прежде всего я должен доверить это дело начальнику над всеми пасторами земли, то есть Иисусу Христу, молясь о моём предстоятеле в Господе с братской любовью и заботой о нём, благодаря Господа за всё, что Он абсолютно мудро совершает в моей жизни. И, доверяя Спасителю, в смирении быть готовым принимать из Его руки всё, что будет Ему угодно, в долготерпении ожидая решения столько, сколько будет необходимо.

Давайте помнить слова из послания Иакова: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иаков 4:6). Кроме того, сказано: чтобы нам проводить жизнь тихую и безмятежную, необходимо молиться с благодарением за наших начальствующих. (1 Тимофею 2:1). Если моя жизнь становится не тихой, но мятежной, возможно, причина тому — недостаток наших молитв о нашем пасторе. Возможно, нужно молитвенно испытать самих себя, благодарю ли я Бога за пастора, принимаю ли его как из Божьей руки? Может быть, в какой-то степени, а может, и в немалой, в том, что, пастор духовно ослабел или допустил ошибку, есть наша вина: возможно, мы мало поддерживаем его нашими молитвами.

Должен ли член церкви оставаться пассивным в момент немощи пастора?

Если всё в ведении и власти Бога, то нужно ли мне самому что-либо делать в выше определённой ситуации? Если нужно, то что именно? Чего мне следует избегать? Чего опасаться и от чего удерживаться? Что говорит об этом Слово Божье?

На вопрос «что делать?» Господь чрез Апостола Павла отвечает:

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию»
(Римлянам 15:1-2).

Может ли это относиться к пастору? Значит ли это, что мы должны так же поступать и с его немощами? Безусловно. Мы уже знаем, что пастор тоже «обложен немощами», значит мы должны быть готовы сносить их с терпением и братской любовью, быть готовыми поддержать его в трудный для него период духовной или душевной немощи. Это значит «сносить». В этом также проявляется наша забота о нём и верность и послушание Богу.

Кроме того, Господь Иисус учит нас уметь снисходить друг ко другу в наших немощах, то есть прощать и не раздражаться, но принимать друг друга такими, какими и Он принимает нас самих. В чём нуждается человек в момент проявления его духовного бессилия и следующего за этим сердечного уныния или печали? Прежде всего в том, чтобы его принимали таким, каков он есть. Принимали со всеми его недостатками и слабостями, не раздражаясь и не проявляя недовольства, не осуждая и не отдаляясь от него, не гнушаясь его немощами, зная, что и мы способны на то же самое. Пастор, как мы знаем, такой же человек.

Нам, воинам Христовым, следует знать, что враг часто использует момент духовной немощи ближнего, в том числе служителя Божьего, для того, чтобы ввести в грех того, кто явился свидетелем этой немощи, о чём читаем:

«Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным»
(Галатам 6:1).

Обратили внимание, что говорит Писание? — «…наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым». О каком искушении идёт речь? Что за грех имеется в виду? Конечно же, раздражение и недовольство, которые способны разрушить самые тёплые и дружеские отношения и, в свою очередь, влекут за собой и более тяжкие болезни: ссоры, вражду, противление и бесчинство, разрушение отношений в церкви и тому подобное, то есть нарушение главной заповеди Господа по отношению к ближнему, особенно брату во Христе: «Возлюби ближнего, как самого себя».

Однажды Господь Иисус рассказал притчу об овцах и козлах, говоря о судном дне и уподобляя овец — спасённым, а козлов — проклятым и низвергаемым в вечное осуждение (Матфей 25 гл). Спаситель в этой истории открывает, за что будут осуждены те, кого Он уподобил козлам. Дорогие мои, осуждённые, по словам Христа, пойдут на вечное мучение за то, что не послужили в нужде ближнему, когда имели такую возможность.Они проявили жестокосердие и равнодушно отвратили от ближнего своё сердце, полностью поправ милосердие и сострадание Христово.

Итак, первый грех, который может поразить сердце христианина, ставшего свидетелем немощи пастора, — это каменное бесчувственное равнодушие. Такое сердце является прекрасной почвой для произрастания на ней всякого противного Богу растения, а вскоре — и соответственного плода на нём. В поражённом равнодушием сердце враг душ человеческих совершает своё дело дальше, и в нем появляются все последующие мерзости. Словом, враг разрушает отношения между детьми Божьими, отравляя духовную атмосферу всей поместной церкви Иисуса Христа. Не должно быть этому места в семье возлюбленных Господом, дорогие друзья. Написано: «…исправляйте такового в духе кротости» (Галатам 6:1). Прекрасное руководство к действию, не правда ли?

Что это значит — исправлять «в духе кротости»?

Мы видим, что Господь желает, чтобы мы помогали друг другу исправляться, подсказывая и открывая нашим ближним то, что часто лучше видно со стороны. И это наша ответственность пред Богом друг за друга. Господь строго предупреждает нас, что, если мы увидели грех в нашем брате или сестре и ничего не сказали и не сделали всего возможного, чтобы помочь освободиться от этого греха и остаться жить, впоследствии этот грех может причинить ближнему много скорби, даже ввергнуть его в погибель, но кровь этого человека Бог взыщет с нас (Иезекииль 3:17 и далее). Такую ответственность мы имеет пред Господом за каждого члена церкви, в том числе, безусловно, и за нашего пастора.

Однако очень важный вопрос: как это делать правильно, по Писанию? Прежде всего, как написано: «в духе кротости», в Духе кроткого Агнца Божьего Иисуса Христа. Это значит без превозношения и высокомерия, избегая наставительного тона и не указывая на ошибку свысока и тем более с гневом, раздражением и осуждением, но с любовью, по-дружески тепло помочь увидеть, разобраться и сделать правильный вывод.

Между тем, одно из главных проявлений духа кротости нашего Спасителя есть готовность к тому, что его слова не будут приняты, с ними, возможно, не согласятся, их попытаются оспорить и отвергнуть, а возможно и осмеять или даже отреагировать на них с агрессией. В такой ситуации дух кротости не принимает вызова к сражению или спору, но молчаливо и печально прекращает разговор на эту тему. Он оставляет заблуждающегося действию Божьему, любящим сердцем надеясь на то, что Бог в течение времени всё же сделает это сердце более податливым для Слова Божьего, готовым слышать и принимать кроткие и чистые слова правды, сказанные без лукавства и высокомерия, но с теплотой искреннего и нелицемерного братолюбия. Отвергающий же дух кротости во время обличения не просто не может иметь истинного и долгосрочного успеха, но чаще всего причиняет ещё больший вред, ожесточая сердце брата и отталкивая его от себя таким образом. К таковым Господь говорит, что лучше бы не говорить ни слова, чем сказать слова обличения не в духе кротости и любви.

Отвечать пред Богом пастор будет и за церковь, и за себя, а мы — за наше послушание Ему

Следующее, что говорит нам Писание, отвечая на поставленный в начале вопрос:

«Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым»
(1 Петра 2:18).

Бог повелевает нам повиноваться суровым представителям власти от Бога, к которой относятся и наши пасторы. Что же значит «суровым»?

Современной медицине известна такая болезнь позвоночного столба человека, которая представляет собой искривление нормального его положения и называется «сколиоз». Изначально 1 Послание Петра написано им на древнегреческом языке. Так вот в древнегреческом тексте в выше прочитанном стихе вместо слова «суровый» стоит греческое слово «сколиоз», которое дословно переводится как «извращённый», «развращённый», «изогнутый». Так каким же господам Слово Божье повелевает нам подчиняться, то есть слушаться их и исполнять то, что они нам говорят? Как мы видим, даже таким, которые имеют извращённый и даже развращённый ум и сердце! Что может выходить из такого сердца? Очевидно, что весьма много неверных, необдуманных и ошибочных решений. Человек в таком состоянии чрезвычайно заблуждается. Однако, и это удивительно, Бог в Своём Слове говорит, что нам необходимо подчиняться и таким представителям власти!

Наш Спаситель Иисус, живя на земле Израильской среди Своего народа, говорил им о тех людях, которые были поставлены народными и политическими руководителями этой страны, а так же духовными наставниками жителей Палестины. И вот что говорил о них Господь: «лицемеры, гробы окрашенные», «…мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Матфей 22 гл., 21:31). А ученикам Своим добавлял: «…говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матфей 5:20). В таком ужасном духовном состоянии в то время были лидеры народа Израильского, что даже те, кто был в чрезвычайном презрении и поношении в обществе, Иисусом Христом были поставлены выше и ближе к спасению.

Однако есть удивительные слова Господа об этих представителях власти:

«…на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте…»
(Матфей 23:2,3).

Иисус Христос, верховный Владыка и Царь над всеми царями, призывает нас делать и соблюдать всё, что велят нам наши духовные лидеры, но не подражать им в том случае, если они допускают ошибки или поступают и говорят не совсем верно. Это значит, что послушание нашим властям, в том числе и духовной власти, то есть пасторам, ни в коем случае не должно зависеть от их духовного или душевного состояния, от их отношений с Господом, от их хождения пред Богом, от их поступков, слов и поведения. Мы должны быть послушны нашим пасторам в любом случае уже потому, что их над нами и для нас поставил наш дивный и совершенно справедливый, любящий нас Творец, поставил Сам, Лично, своей царственной рукой. А Он не ошибается.

С представителя Божьей власти Господь спросит о его служении. Как мы уже читали, пастор обязан будет дать отчёт. Но мы, дорогие, ответим пред Богом за то, как мы были послушны Ему, повинуясь для Него нашим пасторам, независимо от того правы они или нет.

Безусловно, ради полноты справедливости следует сказать, что единственная причина для непослушания власти (в том числе пастору), приемлемая Богом, — это случай, когда представитель власти принуждает нас совершить что-то, определённое Библией как грех, как беззаконие, как некогда поступили Апостолы:

«Петр и Иоанн сказали им (то есть лидерам Израиля) в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?»
(Деяния 4:19).

Но я верю, что это не о наших пасторах, не о пасторах Церкви Божьей.

Итак, наша ответственность пред Богом, верность и послушание Ему выражаются в полном повиновении нашим пасторам во всём не для человека, а для Бога, поставившего их!

Что думаем мы и что написано в Библии о молодости пастора?

Хочется упомянуть, что говорит Писание о пасторах, молодых по своему физическому возрасту:

«Никто да не пренебрегает юностью твоею»
(1 Тимофею 4:12).

У Господа Иисуса Христа не такое отношение к возрасту, как у человека. Для совершения служения Бог может поставить как зрелого и насыщенного днями старца, так и молодого юношу. Однажды Бог дал повеление пророку Самуилу помазать на царствование одного из сыновей жителя города Вифлеем по имени Иессей. У него было 8 сыновей. И когда отец по слову пророка позвал их, собралось семеро взрослых видных мужчин. Каждый из них в глазах человека выглядел достойным претендентом на царствование. Однако ни на одного из этих мужей Бог не указал, открыв Своему служителю тайну: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». Приведён был младший сын, Давид. Белокурый юноша не был похож на того, кто должен бы быть царем. Но Самуилу «сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он» (1 Царств 16:7,12).

Если Господь ставит для пасторского служения молодого христианина, значит Бог смотрит на него не как мы. Он видит его сердце, готовит его, имеет Свой план о нём и церкви, наделяет его всем необходимым для исполнения определенного служения. Прочитаем наставление Апостола Павла молодому ученику, совершающему пасторское служение: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1 Тимофею 5:1). Апостол повелевает молодому наставлять пожилого. Имея такое наставление в Слове Божьем, имеем ли мы право пренебрегать юностью молодых служителей? Можем ли игнорировать или попирать их пасторский авторитет, данный им Самим Богом?

Всё, что написано в Библии в наставление нам по отношению к нашим пасторам, в равной степени относится и к молодым служителям церкви Божьей: юность ни в коем случае не является поводом даже к малейшему пренебрежению их пасторским авторитетом.

***

Какой же ответ получили мы из Слова Божьего на вопрос: «Что должно делать и что не делать в случае, если, как мне кажется, пастор не прав?»

Во-первых, вспомнить о том, Кто является начальником над нашим пастором, держит его сердце в Своей руке и может повлиять на него, Кто любит Свою Церковь и абсолютно все процессы в ней контролирует совершенно. Вспомнить и молиться Ему с упованием, доверием, долготерпением, смирением и благодарением за всё, что Он совершает в нашей жизни, в нашей церкви.

Во-вторых, снисходить к немощам пастора, зная, что он такой же человек, как и мы, переносить с терпением и пониманием его духовные и душевные трудности, иными словами, быть для него не прокурором, не судьёй, но братом во Христе.

В-третьих, став свидетелем ошибок пастора, зная губительный для нас план лукавого, не позволить врагу ввести нас в искушение, но наблюдать за своим сердцем, за своими мыслями. Это значит сражаться со своим равнодушием, не допускать раздражения, недовольства и тем более гнева, бунтарства и бесчинства, так как всё это — тяжкие грехи против Самого Господа, умершего за нас.

В-четвёртых, помочь брату увидеть, понять и сделать верные выводы из того, что было неправильным пред Господом. Но помочь исключительно в духе кротости и любви, в терпении, с мудростью, не допуская, мерзкого, в глазах Божьих, высокомерия и недовольства, показывая брату самим собою добрый пример Иисуса Христа.

И, наконец, в-пятых, не допускать противления или непослушания пастору ни при каких обстоятельствах, принимая любое его решение для Господа, зная, что всё в руке Бога, зная, что это — воля нашего Спасителя, даже если для нас это трудно или непонятно, даже если мы не согласны с этим. При нашем смирении и послушании Бог знает, как обратить ошибку человека нам на пользу и для Его славы, как сказал своим братьям благословенный Господом Иосиф:

«Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей»
(Бытие 50: 20).

Всё написаное в Слове Божьем основано на любви и заботе о нас милосердного нашего Творца. Он создал Свою Церковь и тщательно хранит её от множества хищников. Он делает всё, чтобы мы знали, как нам жить, как поступать в этом сложном мире, что делать, что говорить, от чего удаляться, чтобы жить свободно и счастливо.

В Своём Слове Бог ясно говорит Своей Церкви, что от того, насколько верно, по Писанию, относятся члены церкви к своим предстоятелям и наставникам в Господе, от этого зависит состояние всей церкви в целом и духовный успех каждого ее члена в отдельности.

Дорогие друзья, ваши благословения от Господа в ваших руках. Ваша полнота во Христе зависит от вашего решения. И да благословит вас Господь. Аминь.

Источник: http://www.istina.info

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: