Какой порок разрушает отношения человека с Богом и его ближним больше, чем другие? На страницах этого выпуска мне хотелось бы поговорить с вами о гордости, пороке, который довольно часто препятствует нашему духовному росту и, если хотите, мешает нам прощать людей, окружающих нас, и просить прощения, когда мы в чем-либо виноваты перед ними.

ГОРДОСТЬ НЕ ОБОШЛА СТОРОНОЙ НИКОГО

Гордость не обошла стороной ни одного человека. Оказывается, что все люди виновны в грехе гордыни. Интересно отметить то, что мы больше склонны ненавидеть этот порок в ком-то другом, но не в самих себе. Философ Френсис Бэкон говорил: «Гордость лишена лучшего качества пороков — она не способна скрываться».

В книге «Просто христианство» К.С.Льюис писал, что люди могут признать все свои слабости: что они трусы, что неправильно поступили в том или ином случае, — но редко, когда кто признается, что он виновен в гордости. Примечательно и то, что, несмотря на то, что мы не хотим признаваться в гордости сами себе, от этого не меняется наше отношение к другим людям. Почему-то стало закономерным ненавидеть этот порок в других людях намного больше, даже когда мы признаемся, что этот порок существует в нас.

Среди людей порой бытует мнение, что если кто-то ненавидит какой-то порок в другом человеке, то он сам борется с этой же проблемой в своем характере. По словам К.С.Льюиса, о гордости можно сказать, что нет такого порока, который делает человека более непопулярным, и нет такого порока, который мы менее замечаем в себе, чем порок гордости. В этом случае справедливыми являются слова нашего Господа о том, что мы порой «замечаем соринку в чужом глазу, не замечая бревна в своем». Бэкон писал: «Скромный человек усваивает даже чужие пороки, гордый обладает лишь собственными». Также насчет гордости закономерно то, что чем больше этот порок наблюдается у нас, тем больше мы ненавидим его в других.

Итак, если мы поставим вопрос о гордости ребром, то в этом отношении можно применить текст из Послания к Римлянам 3:23: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». Применить слова апостола Павла к нашему предмету обсуждения можно таким образом: «Потому что все согрешили [грехом гордости] и лишены славы Божией».

БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ГОРДЫНИ

Добродетель, противоположную гордости, называют смирением. К.С.Льюис писал: «Гордость именуют самым главным пороком и самым страшным злом, потому что она может явиться родоначальником и горьким корнем, из которого могут произрасти другие пороки, такие, как ненависть, соперничество и даже убийство».

В книге Бытие описывается история убийства Авеля Каином, его братом (Быт.4 гл.). Причиной убийства послужила гордость. Каин не мог смириться с тем, что жертвоприношение его брата понравилось Богу больше, нежели то, что принес он. Оказалось, что Бог обратил внимание не только на жертву, но и на состояние сердца обоих братьев.Царю Саулу не понравилось, что Давида превозносили больше, нежели его самого (1Цар.18гл.). О Сауле написано: «С того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида».

Священное Писание повествует нам о том, что гордость явилась характеристикой падшего ангела. Льюис писал: «Диавол потому и находится в положении удаления от Бога и противоборства Богу, потому что возгордился и выступил против Бога». Если толковать текст из 14 главы книги пророка Исаии именно в этом смысле, то становится довольно ясной и понятной причина падения «денницы, сына зари». Эта причина – гордость.В Библии написано:

«В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера…»
(Исаия 14:11-13).

Из приведенного выше текста следует, что если «денница, сын зари» ниспал с высоты именно по причине гордости, то гордость является пороком, который чужд Богу. Более того, гордость – это порок, который ненавидим Богом. Гордость ведет ко всем другим порокам; «это абсолютно враждебное Богу состояние духа».

НАША РЕАКЦИЯ НА ГОРДЫНЮ

«О гордости нам следует задуматься именно применительно к нам самим, не к кому-то другому», — пишет К.С.Льюис. В этом и кроется суть обнаружения проблемы в нас самих. Каким образом мы можем узнать меру собственной гордыни? Наверное, это можно сделать, если мы зададим себе следующий вопрос: «Насколько глубоко я возмущаюсь, когда другие унижают меня, или отказываются меня замечать, или вмешиваются в мои дела, или относятся ко мне покровительственно, или красуются и хвастают в моем присутствии?»

Некоторые люди настолько привыкли всегда быть в центре внимания и руководить всеми, что, когда они на минуту остаются незамеченными и выпадают из центра событий, они сильно гневаются. Такие люди порой думают, что они незаменимы и что без них никакое мероприятие не состоится. Истина же состоит в том, что многие дела в мире творились, творятся и будут твориться без нас именно потому, что в мире, кроме нас, живут миллиарды людей таких же (а то и более) талантливых, как и мы.Один знакомый как-то поведал мне, что уехал из города по делам (на некоторый период) и впервые оставил свою компанию без присмотра. Вернувшись, он удивился тому, что его заместитель, оказывается, вел дела совсем не хуже, чем он, а в некоторых аспектах даже лучше. Оказывается, мир продолжал вертеться вокруг своей оси и без него.

Касаясь темы взаимоотношений с другими людьми, К.С. Льюис писал: «Нужно осознать, что так же, как нам присуще соперничество с другими людьми, таким же образом и гордость внутри нас соперничает с гордостью в других людях». Именно поэтому нам может не нравиться, когда на кого-то обращают слишком много внимания.Это чувство всегда возникает в нас, когда не мы являемся «главными героями», а кто-то другой. В таком случае мы вынуждены довольствоваться второстепенными ролями. Ученики Христа никак не хотели мириться с этим. Они во всем хотели быть первыми, к примеру, сидеть ближе всех к Христу в Царстве Его:

«Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей»
(Марк 10:37).

Ответ Иисуса, наверное, их разочаровал. Господь сказал им:

«Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано»
(Марк 10:40).

Иоанн Креститель был смиренным человеком. Его не раз спрашивали, является ли он Божьим посланником, мессией. Однако он отвечал, что он не мессия, но предтеча, тот, кто был послан для того, чтобы подготовить сердца людей к приходу Мессии.Один раз в год Американская киноакадемия (Academy of Motion Picture Arts and Sciences) в Беверли-Хиллз выдает награды «Оскар» актерам и режиссерам за лучше кинокартины и роли. В прошлом сезоне Шон Пенн (Sean Penn) получил «Оскар» за лучшую роль первого плана. Однако киноакадемия также выдает награду и за «лучшую роль второго плана». Такой актер не играет в фильме главной роли, однако он получает из рук организаторов точно такую же статуэтку «Оскара», как и актер, сыгравший главную роль.

ПРИРОДА ГОРДОСТИ

Говоря о природе гордости, К.С.Льюис подчеркивал: «Она заключается в соперничестве». Гордости присущ дух соревнования. Гордость никогда не довольствуется частичным обладанием вещей. Она насыщается лишь тогда, когда мы превосходим кого-то по всем статьям и имеем больше, чем имеет наш ближний. Она живет по принципу: «Или все, или ничего».Мы знаем, что чем больше мы имеем, тем большим богатством мы хотим обладать. Библия же говорит, что счастливый человек тот, кто доволен тем, что Бог ему посылает. В Священном Писании говорится: «Великое приобретение быть благочестивым и довольным». Человек, довольствующийся малым, спокойно спит и не проявляет ревности к успехам других людей.

Гордость постоянно влечет нас к сравнению себя с другими людьми. В таком случае мы остаемся довольными только тогда, когда «обскакали» кого-то. Многие люди на земле не могут жить спокойной жизнью лишь потому, что постоянно с кем-то соревнуются. Они не могут жить «своей жизнью», но постоянно живут «за счет другого человека». Жизненный девиз таких людей звучит следующим образом: «Мне хорошо, когда тебе плохо».Гордость удовлетворяется тогда, когда мы получаем отметку выше той, которую получил наш коллега по классу, когда мы обладаем большим статусом или более красивыми вещами, чем наш ближний.

К.С.Льюис писал об интересном аспекте природы гордости: «Мы обычно говорим, что кто-то богат, кто-то красив, кто-то умен. Гордость же постоянно использует сравнительную степень прилагательных: не «богат», а «богаче», не «красив», а «красивее», не «умен», но «умнее». Гордый человек зачастую не видит дальше себя, потому что всех меряет по себе. Он скуп на похвалу и постоянно подмечает недостатки других, при этом не говоря о своих.Представьте себе, ситуацию, при которой люди стали бы в равной степени богатыми, сильными, красивыми и умными. В таких условиях (по словам К.С.Льюиса) «сама гордость в своей природе перестала бы существовать». Гордость возникает лишь там, где посеяны семена для соревнования между людьми.

Во время учебы на юге США я каждое утро шел от дома, где жил, к зданию университета, на лекции, мимо футбольного стадиона. Довольно часто там ранним утром занимался бегом чернокожий спортсмен. Он был совершенно один, пробегая круг за кругом вокруг поля и измеряя время по секундомеру. Я как-то спросил его: «Зачем ты измеряешь время по секундомеру, если бежишь один?» Он ответил мне: «Настоящее соревнование – не с другими, но с самим собой».

ГОРДОСТЬ – РОДОНАЧАЛЬНИК ДРУГИХ ПОРОКОВ

К.С.Льюис писал, что «часто гордость служит в качестве удобрения для почвы, на которой возникают другие пороки, например, жадность. Жадность может толкнуть людей на соперничество, если они испытывают недостаток в тех или иных вещах. Но гордый человек, даже если у него этих вещей будет больше, чем ему хотелось бы, будет стараться приобрести еще больше просто для того, чтобы утвердиться в силе своей и власти».

По словам Льюиса, почти все зло в мире, которое люди приписывают жадности и эгоизму, на самом деле больше всего является результатом гордости». Люди могут стремиться к богатству и неограниченной власти именно потому, что ими двигает гордость и желание превосходства.Таким образом, становятся ясными и понятным слова Господа Христа, который учил Своих учеников добродетели смирения. В Евангелии от Матфея написано:

«Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»
(Матфей 23:11-12).

На самом деле, возвышение себя есть только следствие скрытых мотивов, корнем которых и является гордость. Истинной славе предшествует смирение, а гордость ведет к падению.

12 апреля 1961 года в космос отправился первый в истории человек, Юрий Гагарин. Его имя вошло в учебники истории многих стран мира. Однако немногие знают о том, что в тот исторический апрельский день к полету были готовы два космонавта. Кроме Гагарина, к полету готовился и Герман Титов. Он считался «дублером» Гагарина. Оба космонавта показали отличные результаты при подготовке, однако первым выбрали Гагарина. Говорят, что руководителям страны не понравилось немецкое имя Титова. Вскоре после полета Гагарина в космос отправился и Титов. Это произошло 6 августа 1961 года. Он стал вторым в истории космонавтом. Дело в том, что имя первого в мире космонавта знают миллионы людей. Имя второго – лишь десятки. Герман Титов, по словам людей, знавших его, в течение всей жизни не мог смириться с ролью второго.

ГОРДОСТЬ НЕНАСЫТНА

Натура гордости такова, что она постоянно остается ненасытной. Льюис использует следующее сравнение: «Она как печь, которая в зимнюю стужу постоянно требует дров. Вот почему ее никогда невозможно удовлетворить. Если мы страдаем гордостью, то до тех пор, пока в мире остается хоть один человек, который обладает большей властью, богатством или умом, чем мы, он будет нашим соперником и злейшим врагом».

Зная это, мы, христиане, должны взглянуть на мотивы, исходя из которых мы действуем. Несем ли мы служение из искренних побуждений, или же потому, что хотим доказать что-то кому-то? Получаем ли мы образование, потому что нам нравится избранная нами профессия, или же чтобы не отстать от своих сверстников? Просим ли мы даров от Господа для того, чтобы ими служить церкви, или для того, чтобы возвеличить самих себя?

ГОРДОСТЬ ОТЧУЖДАЕТ ЛЮДЕЙ ДРУГ ОТ ДРУГА И ОТ БОГА

Гордость во всех случаях разобщает и разделяет людей. Это происходит потому, что гордость не воспринимает никого, кроме личности, в которой она живет, то есть нас самих. Другие пороки могут сближать людей. Даже человек, который пьет, может найти для себя собутыльников. Но гордость всегда означает враждебность. Что печальнее всего – это то, что гордость не только отчуждает людей и от Бога. Человек настолько преисполнен гордости и эгоцентризма, что он не только разрушает отношения с людьми, но и Бога игнорирует, ставя Его ни во что.

Почему многие наши современники не могут примириться с Богом? Из Библии мы узнаем, что Бог – Творец всего. Он – не человек и не сравнится с человеком. Он превосходит человека по всем статьям. Гордость же, как мы знаем, состоит из соперничества. Соперничество – это сама суть гордости. Человек зачастую не может примириться с Богом именно из-за того, что пытается соревноваться с Ним. Соревнование это бессмысленно, потому что нам не в чем соревноваться с Богом. Он стоит выше нас во всех отношениях. Только с человеческой перспективы это соревнование называется соревнованием. С Божьей же точки зрения – это просто безумие.

ГОРДОСТЬ И ПОЗНАНИЕ БОГА

Как христиане, мы стремимся познавать Бога каждый день. Познание Бога происходит только в смирении. Бог противится гордым людям и простирает Свою благодать к смиренным. Нельзя быть гордецом и в то же время желать познать Бога. Для того чтобы познать Бога, нужно отказаться от соревнования с Ним. Также и для того, чтобы стать другом какого-то человека, необходимо придти к сотрудничеству с ним. Гордые люди не могут узнать Бога, потому что привыкли смотреть сверху вниз на всех и не видят Бога, который находится над ними.

Христос, обращаясь к ученикам, сказал, что гордость, власть и превозношение являются общепринятыми ложными ценностями в мире (Марк 10:42-45). Однако общество друзей Иисуса должно отличаться тем, что в нем гордости не должно быть места. Иисус в этом нам хороший пример:

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»
(Марк 10:45).

В лице Иисуса Бог послал спасение в мир. Иисус не возгордился. Он не посчитал задачу спасения от грехов несчастных людей слишком ничтожной. Божий Сын не побоялся унизить Самого Себя (Филиппийцам 2:7). Наш Учитель подал нам пример смирения.

Да поможет нам Бог вместо первенства искать места пониже, вместо того, чтобы нам оказывали честь, служить другим. В Царствии Божьем не больший назовется самым великим, но меньший, и не первые будут первыми, но последние, смиренные, кроткие, такие, как Христос

Источник: http://www.istina.info

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: