Мы совершили обзор Евангелий. Вопрос, как нам следует подходить к ним – и к Библии в целом, – далеко не простой. Прежде всего, большинство христиан доверяют Евангелиям не потому, что изложенное в них подкреплено археологическими и историческими данными; они верят им, потому что верят в Иисуса, которого видят в Евангелиях. Другими словами, вера в Иисуса часто предшествует вере в Библию. И факты, археологические или исторические, в конечном счете, вряд ли оказывают на них какое-либо влияние.
Существуют два противоположных подхода к Евангелиям. Первый – оценивать Евангелия с позиции неверия. В таком случае новозаветные документы рассматриваются как вымысел, или миф, не заслуживающий серьезного к себе отношения. Придерживающиеся такой позиции, как правило, считают, что христиане руководствуются «слепой верой» и не способны на критические суждения. Свою позицию они формулируют так: «Вы имеете веру, а я не имею». Увы, не все так просто. На самом деле их неверие – такая же вера, как и наша, христианская.

Всегда полезно мягко и ненавязчиво исследовать истоки подобного скептицизма. Одно дело, если такое мнение о реализме евангельских повествований возникло в результате тщательного и скрупулезного исследования новозаветных документов, – что маловероятно. Обычно такого рода неверие основывается на чем-то таком, как, например: «Я видел по телевизору…» или «Я читал в газете…» Такая позиция требует «коррекции». Однако необходимо сказать, что иногда подобное неверие обусловлено другими мотивациями. Иисус – требовательный, Он выдвигает права на нашу жизнь, и иногда, чтобы не подчиняться Его требованиям, Его пытаются представить, как вымышленную личность. Неверие, так же, как и вера, является результатом мышления.

Второй подход к Евангелиям – доверие к ним. При таком отношении эти книги воспринимаются уже не как просто книги, а как Божьи книги. Они заслуживают доверия, потому что изложенное в них сказано Самим Богом. Большинство христиан подходят к Евангелиям именно с такой позиции. И для этого есть три причины.

Во-первых, если мы признаем, что Бог является членом уравнения, меняется позиция, с которой мы смотрим на Новый Завет. Если мы соглашаемся с тем, что Бог все контролирует и всем управляет, тогда сама мысль, что книга может содержать в себе Его откровение человечеству, выглядит совершенно естественной. Действительно, если вы поверили, что в Иисусе Бог совершил единственное в своем роде и бесценное вмешательство в дела человеческие, мысль, что Он оставил правдивое сообщение об этом событии, кажется абсолютно логичной.

Во-вторых, Дух Святой дает уверовавшим в Иисуса свидетельства об истинности Слова Божьего. Это внутренний, субъективный опыт, который не признают люди, не имеющие веры. Однако факт остается фактом, на протяжении веков христиане, люди разного возраста и разных культурных традиций, свидетельствуют об одном и том же: как только они уверовали в Иисуса, Библия наполнилась для них новым, властным смыслом. Они по-разному описывают это: «Я нашел в ней Иисуса» или «Библия ожила» – однако смысл их высказываний остается неизменным.

В-третьих – и это, возможно, главное – те, кто познал Бога и поверил Ему, по-другому воспринимают написанное в Библии. Представьте, что вы состоите в длительной переписке с кем-то, кого вы никогда не видели, а потом вдруг встретились с этим человеком. До вашей встречи вы могли оценивать его письма только на основании того, что в них содержится. Вы читали текст и спрашивали себя, насколько убедительно все это звучит. Происходит примерно то же, когда кто-либо приходит к вере в Иисуса: основание их веры теперь опирается не на археологические или исторические свидетельства, а на природу Самого Бога. Иисус достоин доверия, следовательно, документ, в котором говорится о Нем, также заслуживает доверия.

Однако этими двумя позициями – неверие и вера – проблема не исчерпывается: какую из позиций может занимать человек, впервые читающий Евангелие? Вряд ли можно сказать, что человек, никогда не слышавший об Иисусе, поверит в Библию на основании того, что находят в ней христиане. Какую позицию займет такой человек? Правильно будет предположить, что такой человек займет позицию, которую мы могли бы охарактеризовать как условное доверие. Эта позиция сродни ситуации, когда мы впервые с кем-то встречаемся. Мы тогда говорим себе что-либо такое: «На минутку я тебе поверю. Я даю тебе возможность показать себя. Однако мое доверие – не окончательное и не бесповоротное». Естественно, вы будете решать, достоин – или нет – этот человек доверия, но пока вы не вынесете вердикт, вы открываете этому человеку кредит доверия, лишенный всяких сомнений. Что же касается Евангелий, такое отношение возможно на какое-время, пока не будет принято решение, что они истинны и заслуживают доверия.

Если вы в поиске, мы постараемся помочь вам занять правильную позицию. Читайте Евангелия без предубеждений и приготовьтесь к тому, что они бросят вам вызов. А под конец вы обнаружите, что ваше условное доверие превратилось в нечто куда более солидное.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: