Во времена Иисуса евреи жили в условиях греческого культурного окружения и римского владычества. И то, и другое было враждебным.
Историческая справка

Истоки греческой культуры в Палестине восходят к Александру Македонскому (356–323 гг. до н. э.), который, прожив всего тридцать два года, успел создать империю, простиравшуюся от Греции до Индии. Ни для Александра, ни для его приверженцев империя, как и власть, не являлась самоцелью, – все служило идее утверждения греческого образа жизни. На всех завоеванных территориях Александр насаждал греческие колонии и возводил города, которым отводилась роль передовых постов греческой культуры. И хотя империя Александра после его смерти просуществовала недолго, его идея восторжествовала, и греческий язык и культура стали неотъемлемой частью жизни Ближнего Востока. Это явление, получившее название «эллинизм» (от слова «Эллада» – Греция), оказало огромное воздействие на Палестину, которая была завоевана Александром Македонским в 332 г. до н. э.

После крушения империи Александра, в Палестине установилось владычество одной из греческих династий. Последний царь этой династии, Антиох IV, объявил себя богом и осквернил храм. В ответ на это, в 167 г. до н. э., иудеи, совершенно неожиданно для греков, восстали. Восстание переросло в освободительную войну, которую возглавили братья Маккавеи, но особенно прославился Иуда Маккавей. Победа в этой войне принесла евреям восемьдесят лет независимости.

Но, несмотря на государственную независимость, экспансия эллинизма продолжалась и после 63 г. до н. э, когда Палестина утратила свою независимость и подпала под власть Римской империи, еще более усилилась. Рим сумел установить свою власть в Средиземноморье, но в культурном отношении продолжил традиции эллинизма. К примеру, греческий язык продолжал оставаться языком межнационального общения в империи, особенно в восточной ее части. Латинским пользовались исключительно в армии и для составления официальных документов.

Влияние

Эллинизм оказывал существенное влияние на все сферы жизни Палестины. Греция «диктовала моду» не только в одежде, но также в архитектуре, медицине, философии, искусстве и науке. Греческий язык стал широко распространенным разговорным языком. Эллинизм не был пассивным отражением греческой культуры – он открывал возможности для людей, принимавших его. Эллинистическое образование открывало двери для успешной карьеры, умение производить и создавать что-либо «как греки» также гарантировало успех. Греческий образ жизни оказался актуальным и затребованным. Еврейская молодежь оказалась перед выбором: либо обособленность и верность традициям предков, либо принятие греческой культуры и вхождение в цивилизованный мир.

Во времена Иисуса влияние греческой культуры было абсолютным и повсеместным, даже в Палестине. В шести с половиной километрах к северу от Назарета лежал эллинизированный город Сепфорис, подвергшийся широкомасштабной реконструкции в самом начале первого столетия. Мы знаем, что Иосиф, отчим Иисуса, был плотником и что Иисус тоже приобщился к его ремеслу. Очень вероятно, что Иосиф работал в Сепфорисе и познал на себе влияние греческой культуры.

Отношение иудеев к эллинизму было неоднозначным. Некоторые его аспекты признавались ими как безвредные или даже полезные, другие вызывали острую полемику. Например, греческая атлетика требовала обнажить тело, а греческое образование предполагало изучение языческой философии. И то и другое в глазах евреев было злом, оставалось только решить, которое из них меньшее. Однако в эллинизме присутствовали вещи куда более серьезные, и религиозные иудеи относились к ним однозначно отрицательно, например, к греческим храмам и театрам, украшенным многочисленными статуями языческих богов и богинь. Можно было «эллинизироваться» и принять все это, но в таком случае вряд ли кому удалось бы сохранить свою ритуальную чистоту.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: