Предпасхальная, так называемая Великая Пятница на особом счету у христиан всех деноминаций. Но особенно этот день дорог сердцам возрожденных детей Божьих. В этот день они в посте и молитве стараются приблизиться ко кресту, на котором за грехи каждого принял расплату Христос.
Однако, всем людям свойственна забывчивость. Однажды, в день Великой Пятницы, на фабрике, где я работаю, случайно мне довелось слышать песню на евангельские слова: «И Тебе Самой Оружие пройдет душу…»

Эти слова пела кухонная работница, вытирая посуду н большой фабричной кухне. Она пела об ангелах, утешающих разбитую горем Мать, о Ее заслуженной славе в вечности.

Кухонная работница была католичкой.

В тот же день я видел многих моих сослуживцев–протестантов, объедающихся бифштексами и заливающихся смехом в синем табачном дыму.

До креста и до Голгофы им, казалось, не было никакого дела.

Ах, как часто люди забывают то, чего никогда не следовало бы забывать. И как часто люди помнят то, что следовало бы забыть.

Вот почему в Пятницу, перед Пасхой, устраиваются особые богослужения. Их цель – еще раз вспомнить о том великом событии, что произошло в Иерусалиме 19 с лишним столетий назад.

Известно, что люди, которые часто слышат Евангелие, имеют склонность привыкать к словам: крест, Голгофа, страдание, распятие, искупление. Христиане привыкают к этим словам и ставят их в разряд обыкновенных слов, произносят их легкомысленно, часто по привычке. На самом же деле, каждое из этих слов полно глубочайшего содержания. И далеко не всякий человек способен должным образом понять их, прочувствовать и продумать. Многие люди, даже некоторые христиане не вмещают факт голгофского искупления. Это доступно только тем душам, для которых Дух Святой стал Учителем, Наставником и Путеводителем. Ведь только Дух Святой есть живой и действующий ныне Свидетель Христовых страданий, Его голгофской смерти на кресте и славного воскресения. Вот почему только Дух Святой может помочь христианину представить, что стоит спасение души, что стоит наше искупление.

Слово «Голгофа», по–латыни – «Кальвария», означает лобное место. Это была возвышенность за стенами Иерусалима, где в те времена всенародно совершались казни преступников.

Известно, что прежний мир по своей жестокости немногим отличался от настоящего. И тогда, как и теперь, было много преступников. И тогда, как и теперь, законы их сурово карали. Есть только, пожалуй, разница в методах совершения приговора. Если теперь в наш культурный, цивилизованный, христианский век осужденному к смерти одевают петлю на шею, бросают его в газовую камеру, привязывают к электрическому стули или нажимают курок автомата, то в те времена крест был и еще долго оставался основным орудием казни.

«И к злодеям причтен был» – говорит пророчество о Христе. Непорочный небесный Агнец понес страшное осуждение. Но самым ужасным в те времена было то, что казнь сопровождалась неописуемым глумлением разнузданной толпы, криками и поруганием.

Когда представляешь, что все это пережил Христос, что и Он, Святой из святейших, Кто «трости надломленной не переломит и льна курящего не угасит», Кто кормил голодных, исцелял больных, Кто проповедывал «лето Господне благоприятное», что Он принял такое поругание от человека, здесь невольно опускается мое перо. Хочется больше подумать о себе, о своем отношении ко Христу и Его святой жертве, о том, какова моя любовь к Нему?

Ведь и сегодня каждый из нас может или прославлять Христа или Его распинать. Неисповеданный грех христианина – рана Христа. Нарушение Его единственной заповеди – любви теми, кто носит Его имя – причиняет Ему скорби и мучения.

После вынесения приговора Пилат передал Иисуса в руки своих солдат, под контроль чутких ко злу книжников и фарисеев. К тому времени Господь был уже три раза подвергнут бичеванию и другим издевательствам. Богопро– тивники, те же книжники и фарисеи, злорадно торжествовали. Их давнишняя мечта сбывалась. Их обличитель в их руках. Поэтому, после выяснения приговора они сразу же приступили к совершению казни.

Вполне возможно, что Господь еще раз перенес бичевание уже как осужденная и бесправная личность. Теперь над Ним делали, что хотели. Те же религиозники, кто как гончие повсюду преследовали Христа, чтобы найти в Нем грех, торжествовали победу. Крест – орудие казни, был уже готов. Он ведь не нуждался в тщательной обработке.

Тяжелый непосильный крест был грубо возложен на плечи Осужденному, и шумная процессия началась. Бесшабашная толпа с криками следовала за Иисусом на Голгофу. Такова психология всякой толпы.

Но вскоре римские воины увидели, что физическое изнемогание Христа может кончиться смертью, не дойдя до Голгофы. Они воспользовались случайным человеком, Симоном Киринеянином. Он был хорошего сложения и физически здоров. На него и возложили крест Иисуса Христа.

Голгофа и крест, символы величайших страданий Христа, всегда напоминали и напоминают теперь, что стоит спасении души человека. Небесный Отец «Сына Своего не пощадил, но предал Его за нас» (Римлянам 8:32).

Не пощадил… Предал… За нас…

Ради нашего спасения Небесный Отец предал Сына Своего Единородного в руки жесточайшего из человеков того времени, в руки прокуратора Римской республики, выходца из воинственного всаднического сословия, в руки безжалостного Пилата.

Но даже Пилат, олицетворение беспощадной жестокости, оказался менее жестоким и беспощадным, нежели «блюстители» Божьего закона, надменные книжники и фарисеи. Если не от побоев, то по крайней мере от позорной смерти Пилат желал избавить Христа и несколько раз повторял: «Я не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его» (Лука 23:14).

Религиозные же вожди, имевшие влияние на народ, возбуждали толпу «из зависти к Нему»:

– Распни Его! Распни! А Варраву отпусти!..

«Там распяли Его».

Предание говорит, что известный в Палестине разбойник пережил глубокое раскаяние. Иуда также переживал мучительные страдания совести.

Книжники, фарисеи и народные старейшины, требовавшие смерти Христа, не раскаялись. Впрочем, они и сегодня те же, что были раньше. Знаю из личного опыта, что нет ничего опаснее, как попасть в руки религиозников, отпавших от благодати Божьей. Они были беспощадны и жестоки во времена Виклифа, Иоанна Гуса, Мартина Лютера. Они беспощадны и жестоки и в наше время. Они неумолимы, потому что в их сердцах действует семь злейших. Поистине, такие «верующие» люди достойны глубокого сострадания. Они сами в себе несчастны.

Живых детей Божьих, кто любит Христа всем сердцем, спасает одно: Бог не дает книжникам и фарисеям наших дней полной власти. Их авторитет поколеблен. Слово Божие, вечный светильник, открывает их дела всему миру. «По плодам их узнаете их». На хорошем фруктовом дереве не будет расти горький плод.

Слово Божие открывает так же и верный путь спасения через страдания Христа, без посредников. Бог во Христе прощает грешника. Бог спасает даром. Бог ждет от человека только одного – искреннего, глубокого раскаяния.

Мы, христиане, часто подчеркиваем, что спасение душ і інших дается Богом даром, по благодати «как Божий дар, чтобы никто не хвалился». Есть чудный гимн, который любят все дети Божьи:

«Воду живую Иисус дает Даром, даром даром! Всякий к Нему да придет и пьет Даром, даром, даром!»

Это святая непреложная истина. Сколько радости вливает она в сердца верующих людей! Но это, все–таки, только одна сторона вопроса о спасении, относящаяся к нам, людям.

Да, спасение даром. Но для кого даром? Для Бога спасение пуши человеческой совсем не даром. Для Бога оно стоит много, очень много. За спасение души человека была уплачена цена жизни Единородного Сына Божия, Праведника. )то не даром. Это то, чего дороже в очах Божьих не было и никогда не будет. Единородный Сын – вот цена моего спасения.

Как все это произошло – об этом повествуют миру все четыре евангелиста, дополняя один другого. Христианину сегодня, если только он пожелает, нетрудно представить себе картину Голгофы.

Евангелисты нам сообщают также и о семи высказываниях Иисуса Христа со креста, когда Он был в агонии, мучимый жаждой, истекая кровью. Теперь мы можем легко установить, что три из этих высказываний относятся к другим личностям, три обращены к Нему, Самому, и седьмое – к Отцу Небесному.

Рассмотрим их вкратце, придерживаясь прямой последовательности.

1. Лука 23:34. «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Это слово было обращено к римским воинам, делившим Его одежды. Книжники, фарисеи, старейшины и многие из народа хорошо знали, что делали. Мы мало знаем себя. Если бы сегодня пришел Христос в образе простого, незаметного человека, с неизвестным прошлым, без средств, без звания, и начал бы осуждать религиозных вождей за их грехи, если бы многих из них назвал «детьми дьявола», порождением ехидны», если бы острыми словами вскрывал наши пороки, обличал бесстрашно наши поступки, обнаруживал и выставлял напоказ лицемеров, чтобы они могли покаяться, о, какая бы ненависть бушевала бы по всей земле, гневом и негодованием наполнились бы речи лидеров христианских деноминаций, и если бы сами и не распяли Его, то по крайней мере не помешали бы это сделать другим.

2. Лука 23:43. Слово к разбойнику: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». Этим изречением Господь открыл миру величайшую истину: поверишь – спасешься, Разбойник не успел делать добрые дела, не успел креститься, но поверил, и в этом было его спасение.

Мы же поверили для того, ЧТОБЫ делать добрые дела, ибо «вера без дел мертва» – говорит брат Господень, апостол Иаков.

3. Иоанн 19:26–27. «Жено, се сын Твой». Господь пожелал доверить Свою мать любимейшему ученику, Иоанну. Ученик исполнил поручение Учителя. Даже на кресте, в агонии, Господь не забыл о матери, через которую Отец явил Единородного Сына миру. В этом великий урок для всех, кто еще не научился отводить матери подобающее ей место.

4. Матфей 27:46. «Или, Или! лама савахфани», что означает: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?»

Темнота окружила мир. Темнота посетила сердце нашего Господа. На Нем были грехи мира, наши грехи, грехи каждого в отдельности. Подумать только, какая тяжесть! Сколько грехов люди делают в один день, в один час, в одну минуту! Христос взял их ВСЕ на Себя. В этот момент Отец отвернул очи от Сына. Отец не мог смотреть на грех. Сын прочувствовал всю тяжесть греха мира. Он нуждался в присутствии Отца, в Его силе.

Это был самый величайший и ответственный момент истории всего человечества! (2 Коринфянам 5:21).

5. Иоанн 19:28. Из всех казней казнь на кресте самая мучительная и ужасная. Она применялась не ко всем преступникам, а только к разбойникам («И к разбойникам причтен был»). Мы теперь поем о Его страданиях, говорим, пишем… Но кто может по–настоящему представить и прочувствовать, что это значит: страдать на кресте, мучиться, умирать? Вечеря Господня только напоминает нам об этом. Господь, Царь всей вселенной, хотел освежить Свои уста, возвестившие миру спасение. Он сказал: «Жажду…»

Человек подал Ему чашу уксуса.

6. Иоанн 19:30. «Совершилось!» Это был возглас Иисуса Христа от всего сердца. Но уже не в агонии, а в победной радости.

Аллилуя! Слава Ему. Совершилась победа над умыслами сатаны. Совершилось спасение всему миру! Великое, доселе небывалое совершил Иисус и для меня!

7. Лука 23:46. Христос закончил Свою работу на земле полностью. Человеку дано спасение. Только тогда, когда это полностью совершилось, когда план спасения души был закончен, Христос предает Свой дух в руки Отца: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой».

Так Сын Божий положил Свою жизнь за нас. Для чего? Скажем всем сердцем, если только верим: «Дабы всякий верующий в Него не погиб, а имел жизнь вечную».

Велик для нас день – предпасхальная Пятница. Но еще выше и значительнее то, что в этот день совершилось.

Примем же это к сердцу. И будем жить.

Книга издана издательством
«Свет на востоке»

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: