«Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель» (Тит. 1:7)
«Ты же, человек Божий … преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости; подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (1 Тим. 6:11, 12)

Обратим наше внимание на ключевые слова в названии темы нашей беседы
Во-первых, это слово «борьба» – разумеется, речь идет о духовной борьбе. Вместо слова «борьба» мы можем употребить такие слова, как сражение, битва, брань, война, противостояние.
Во-вторых, это противник, с которым слуга Божий ведет борьбу. И хотя он не указан в тексте, но каждый из нас знает, о ком идет речь. «Противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердой верой» (1 Петр. 5:8, 9).
В-третьих, это слова «Божьего слуги». Кто это? Это Божий служитель, служитель церкви. Однако, излагая данную тему, хотел бы подчеркнуть, что она касается не только посвященных через рукоположение служителей церкви, но и всех, кто считает себя слугой или рабом (в добром смысле этого слова) Иисуса Христа, то есть она касается всех христиан. Все христиане по божественному определению призваны служить и Господу, и друг другу, как и написано в святой Книге: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» (Псал: 2:11); «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей» (1Петр. 4:10).
В-четвертых, это слово «непорочность». Слово «порок» означает предосудительный, позорящий человека недостаток. Соответственно, быть непорочным означает быть безукоризненным или безупречным. Непорочность – важнейшая добродетель и главное качество, которое ценит Бог в верующем человеке. Бог говорит Аврааму, духовному отцу всех верующих: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1). Быть непорочным – это естественное стремление каждого богобоязненного человека, так как именно в непорочности заключается его настоящее достоинство. Поэтому праведный Иов, выслушивая несправедливые предположения своих друзей, будто бы у него есть какой-то скрытый порок, так ответил им: «Доколе не умру, не уступлю непорочности моей» (Иов. 27:5).
И, наконец, в-пятых, слова о некоторых, наиболее уязвимых для искушений сферах жизни Божьего слуги, в которых он в процессе духовной борьбы должен сохранять свою непорочность. В нашей беседе мы коснемся шести таких сфер: первое – это целомудрие; второе – это учение, которого он сам лично придерживается в своей жизни и которое он возвещает другим людям; третье – это его отношение к обогащению и материальным ценностям; четвертое – это его отношение к славе в смысле принятия им похвалы от людей; пятое – это его отношение к вызовам мира; и, наконец, шестое – это его отношение к политике (речь будет идти о его личном участии или неучастии в политической деятельности, а также о его личных взаимоотношениях с властями и сильными мира сего).
Необходимо отметить, что в личности каждого человека есть такие области, где он особенно подвержен действию соблазнов и где он, естественно, должен быть особенно внимательным и должен бодрствовать, чтобы не впасть в грех.
– Так, например, у пророка Валаама и у Апостола Иуды-предателя – это были деньги, и за 30 серебренников Иуда в конце концов предал своего Учителя. А Валаам за мзду неправедную (2 Петр. 2:15) научил моавитского царя «Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Откр. 2:14).
– У израильского судьи Самсона, а также у знаменитых израильских царей Давида и Соломона – это были женщины. Неконтролируемые ими их похотливые действия привели к тому, что силач Самсон был взят в плен филистимлянами, ему выкололи глаза и заставили молоть жернова на своих врагов. А грех Давида (мужа по сердцу Божьему) привел ко многим бедствиям и в его личной жизни, и в жизни его семьи, и в жизни всего Израиля. Что же касается мудрейшего из людей царя Соломона, то его похотливость привела к его духовному падению и развращению через пагубное влияние на него многочисленных языческих жен, которых он, по Слову Божьему, не должен был вообще иметь (Втор. 17:17).
– У Апостола Петра – это была его излишняя самоуверенность. В конечном счете это привело его к троекратному отречению от Христа в тот момент, когда Сын Божий более всего нуждался в поддержке своих ближайших учеников.
Будем помнить, что у служителей больше искушений, чем у рядовых верующих. Для искушения служителей у дьявола большие ставки и против них действуют сильнейшие духи обольщения. Будем также помнить, что простой верующий может через грех погубить свою душу, а служитель может погубить сотни и тысячи душ. Поэтому о служителях церковь должна особенно усердно молиться.
Перечисленные нами шесть сфер в жизни служителей Божьих и являются, как показывает практика жизни, именно теми областями, в которых они наиболее часто подвергаются сильным искушениям. Один опытный пресвитер церкви из г. Мариуполя говорил в свое время, что при избрании на служение он задавал кандидату на рукоположение три вопроса: не прилипают ли к его рукам церковные деньги, не засматривается ли он на женщин и не дал ли он подписку работать на КГБ. Другой опытный служитель из Запорожья, давая наставления молодым служителям, советовал им: «гроші, слава та жінки хай не липнуть до руки». И мы по отдельности коснемся каждой из названных нами шести сфер жизни служителя.

• БОРЬБА БОЖЬЕГО СЛУГИ ЗА НЕПОРОЧНОСТЬ В СФЕРЕ ЕГО ЦЕЛОМУДРИЯ
Рассуждая о целомудрии, мы будем употреблять это слово в его изначальном прямом значении, как состояние строгой нравственности и чистоты во взаимоотношениях мужчины и женщины. Из Слова Божьего мы знаем, что в начале творения Бог создал первых людей Адама и Еву мужем и женой, то есть создал их, как семью. Отсюда вытекают три очень важных следствия:
во-первых, брачное состояние человека является абсолютно естественным, законным и не греховным состоянием, так как оно соответствует первоначальному замыслу Бога;
во-вторых, изначальное намерение Бога относительно брака – это моногамный брак, то есть у каждого мужа должна быть только одна жена, и у каждой жены должен быть только один муж. Появившиеся впоследствии в истории человечества такие явления как разводы и многобрачие возникли не по воле Божьей, а из-за жестокосердия людей (Мф. 19:8, 9);
в-третьих, всякое сближение мужчины и женщины вне законного брака является нарушением воли Божьей и оно называется в Священном Писании блудом и прелюбодеянием. «Не прелюбодействуй» (Втор. 5:18) – одна из десяти заповедей закона Моисеева. Эту заповедь в Своей Нагорной проповеди Христос расширил и возвысил до уровня мыслей, разума и сердца человека: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27, 28).
Грехи блуда и прелюбодеяния – тяжелейшие грехи против Бога. И об этом очень ясно говорит и Ветхий, и Новый Завет. «Глубокая пропасть – уста блудниц; на кого прогневается Господь, тот упадет туда» (Прит. 22:14); «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божьи» (1 Кор. 6:18 – 20).
Таким образом, каждый служитель Божий (равно, как и каждый христианин и христианка) в своей борьбе за непорочность должны иметь мужество и непреклонную решимость, чтобы побеждать искушения в сфере целомудрия, то есть не стать блудником или прелюбодеем. Будем всегда помнить, что блудники и прелюбодеи не только лишаются благословения в своем служении, но и не наследуют Царства Божьего, как об этом пишет Апостол Павел в 1-м Послании к коринфянам, 6-я глава, 9-й стих. Будем также помнить, что на основании вышеприведенных слов Иисуса Христа (см. Мф. 5:27, 28) слуга Божий должен не только не допускать прямого греха блуда или прелюбодеяния, но и не допускать похотливых мыслей и вожделений. В наше время, во время широкого развития информационных технологий и интернета, во время действия так называемой «сексуальной революции», во время повсеместного распространения интернетовских социальных сетей борьба с этими грехами стала особенно актуальной и жизненно необходимой. И вот почему. Сегодня грехи плотских вожделений стали легко доступны даже маленькому ребенку и так же легко они могут быть спрятаны от посторонних глаз. В связи с этим я приведу реальную информацию, подтверждающую актуальность этого вопроса.
Недавно исследовательский центр «Barna Group» по инициативе Служения Джоша Макдауэла и христианской миссионерской организацией «Cru» опубликовал статистические данные, основанные на анонимном опросе 432 пасторов и 338 молодежных пасторов. Во время опроса 57% пасторов и 64% молодежных пасторов признались, что у них есть или были проблемы с порнографией и имели или имеют привязанность к порнографии. При этом они признавались, что этот грех негативно сказывается на их служении, что они испытывают огромное чувство стыда и испытывают постоянный страх из-за возможного разоблачения. Макдауэлл предупреждает, что из-за технологий виртуальной реальности проблема порнографии может вообще выйти из-под контроля, захватив в свои сети огромное количество мужчин, женщин и детей.
Согласно опросу, проведенному христианским порталом «ChristiaNet» 50% мужчин и 20% женщин-христиан находятся в зависимости от порнографии. 60% женщин признались, что борются с похотью, а 40% засвидетельствовали, что за последний год были вовлечены в сексуальные грехи. Согласно данных сайта Рика Уоррена «Pastors.com» 54% опрошенных пасторов просматривают порносайты.
Эти данные, естественно, приведены на основании опросов, проведенных на Западе, то есть в США и Европе. Но, очевидно, в условиях всемирной глобализации, в условиях глобального распространения сети интернета, если бы подобные опросы были проведены в нашей стране, то их результата вряд ли сильно отличались бы от приведенных выше. Хотел бы в этом контексте привести реальный пример. Делегация братьев-служителей из Украины присутствовала на конференции в Германии и была размещена в гостинице, где функционировал платный телевизионный порноканал. Когда делегация должна была уезжать, одному из членов делегации при выходе предложили уплатить 300 Евро. Он не знал языка и спросил, за что. Ему объяснили: за просмотр платного порносайта. У него не было таких денег, чтобы рассчитаться. Пришлось одалживать у братьев.
Чтобы быть победителем похотливых вожделений надо прилагать максимально большие усилия. Всем верующим известна история библейского Иосифа, который, будучи искушаем женой царедворца Потифара, убежал от нее, был оклеветан, много лет провел в египетской тюрьме, но остался чистым перед Богом. Однако, к сожалению, есть много служителей, которые упали в эту глубокую пропасть, какой является, по словам Екклесиаста, грех блуда. Я приведу два известных из литературы случая, показывающих, на какие меры готовы были идти священнослужители, чтобы не впасть в грех блуда. В обоих случаях речь идет о православных служителях.
В 40-х годах Х1Х века в Санкт-Петербурге случилось удивившее всех событие: молодой князь Степан Касатский, красавец, офицер-кавалерист, к которому благоволила императрица и перед которым открывалась блестящая карьера на государственной службе, неожиданно подал в отставку и ушел в монастырь. Спустя несколько лет он был пострижен в иеромонахи под именем отца Сергия. И когда одна похотливая c привлекательной внешностью женщина захотела его соблазнить, обманным путем проникнув в его келью, отец Сергий, испытывая сильное искушение, взял топор и на ее глазах взял топор и отрубил себе палец на руке. Пристыженная соблазнительница в страхе выбежала из кельи. Эту реальную историю рассказал писатель Лев Толстой в повести «Отец Сергий».
Другая подобная реальная история случилась с известным православным священником протопопом Аввакумом, основателем старообрядческого движения. В аналогичной ситуации Аввакум сунул кисть своей руки в горящие уголья. И когда соблазнительница услышала потрескивание огня и запах горящего человеческого тела, она с ужасом убежала. А Аввакум сохранил пред Богом свою непорочность.
Как служитель Божий может победить искушения в сфере целомудрия? Что говорит по этому поводу Библия? Авторы книги «Борьба каждого мужчины» дают на основании Библии следующий совет: в сражении против похоти плоти нужно выстроить три линии обороны:
• линия обороны взгляда (или иначе укрощение взгляда);
• линия обороны мыслей (или иначе укрощение и пленение мыслей в послушание Христу);
• линия обороны сердца (или иначе очищение сердца).
И мы в заключение этой части нашей беседы кратко рассмотрим эти оборонительные линии, используя частично мысли авторов указанной книги.
Итак, самая первая оборонительная полоса против похоти плоти – это укрощение взгляда. Нужно как бы выстроить в сознании стену с надписью: «Вход запрещен». Эта стена защитит твои глаза от соблазна через завет, как это сделал праведный Иов: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов. 31:1). Когда ты научишь свой взгляд отвращаться от объектов, возбуждающих похоть, твой взгляд будет отвращаться от всего чувственного. Для этого тебе понадобится выработать навык уклонять свой взгляд от того, что соблазняет, и держать его на диете. Иногда говорят, что первый взгляд на что-либо запретное еще не является грехом. А грехом является второй или третий взгляд. Но некто заметил, что все зависит от того, сколько времени продолжается этот первый взгляд. Например, царя Давида привел к греху его первый, но достаточно продолжительный взгляд, Некоторые эксперты говорят, что все, что человек систематически делает в течение 21 дня, перерастает в привычку. Возможно, это так. Но так или иначе тебе необходимо выработать в себе рефлекс или навык, по которому твои глаза будут отскакивать от чувственного, как рука от горячей плиты.
Вторая оборонительная линия – это укрощение или пленение своих мыслей. В этой линии обороны ты берешь свои помышления в плен. Ключевой текст в поддержку этого утверждения: «… и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5); и еще: «Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8). Твой ум должен выполнять функцию, образно говоря, доброго полицейского, который будет задерживать нечистые мысли до того, как они закрепятся в твоем сознании. Другими словами, твой ум должен заниматься самоочисткой. Линия обороны вокруг твоего ума и твоих мыслей должна быть подобна таможенному досмотру, который, подобно фильтру, не будет пропускать внутрь твоей души опасные нечистые мысли.
Третья оборонительная линия – это ограда твоего сердца через его очищение. В контексте Библии сердце обозначает внутреннюю сущность, средоточие побуждений, воли и мыслей человека. Другими словами, сердце олицетворяет саму личность человека. Христос сказал: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15:19,20). Если выстроены первые две оборонительные линии, то есть когда укрощены твои глаза и пленены твои мысли, тогда уже можно достигнуть, образно говоря, и сооружения третьей оборонительной линии, то есть Божьей ограды вокруг твоего сердца. Выстраивание этой ограды происходит, во-первых, через очищение сердца посредством благодатной силы Духа Святого и освящающего действия Священного Писания; и, во-вторых, через употребление данных в наше распоряжение таких благодатных средств, как покаяние, исповедание, молитва, пост, общение со святыми, святое усердие, подвизание и воздержание. Будем помнить, что только чистое сердце – залог получения от Бога всех небесных и земных благословений.
Приведем в этом контексте три библейских текста: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8); «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит. 4:23); «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Псал. 50:12).
Да поможет нам Бог проявить необходимое мужество, твердость и непоколебимость в том, чтобы побеждать все искушения в сфере целомудрия и успешно достигать угодного Богу непорочного состояния нашего сердца и нашей личной духовной жизни.

• БОРЬБА БОЖЬЕГО СЛУГИ ЗА НЕПОРОЧНОСТЬ В СФЕРЕ УЧЕНИЯ, КОТОРОЕ ОН САМ ЛИЧНО ИСПОВЕДУЕТ И КОТОРОЕ ПРОВОЗГЛАШАЕТ ДРУГИМ

С самого начала евангелизации мира особой заботой Апостолов было сохранение неповрежденного и здравого евангельского учения, так как уже в апостольские времена появились многочисленные лжепророки, лжеапостолы и лжеучители, проповедовавшие ложные учения. Посредством этих лжеучений сатана хотел, образно говоря, в самом ее начале низложить Церковь Христову и направить христианство по ложному пути. С этой целью он предложил Христу три, при поверхностном взгляде, как будто очень успешных варианта того, как привлечь к Себе множество людей. Однако, на самом деле Христу были предложены три очень опасные компромиссы, ставшие в процессе исторического пути церкви сущностью трех чуждых истине опасных лжеучений.
Во-первых, он предложил Христу превратить камни в хлебы, чтобы утолить Свой физический голод (Мф. 4:3). Другими словами, он предложил Христу, вместо проповеди Царства Небесного, заняться разрешением социальных проблем человечества. Сегодня точно такая идея возвещается миру проповедниками так называемого «социального евангелия» и проповедниками «богословия успеха», то есть лжеучения о материальном преуспевании верующего человека. Ответ Христа однозначен: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф. 4:4). Этот ответ является программным и для Христовой церкви. Он определяет и нашу духовную позицию, нашу стратегию, дорожную карту нашей деятельности, утверждая таким образом Церковь как институт Небесного Царства.
Во-вторых, сатана предложил Христу вступить с ним в сделку и поклониться ему (Мф. 4:9). Согласие Христа на это предложение означало бы признать дьявола с его дьявольской моралью, и, соответственно, это означало бы опустить и понизить Божественные требования в области морали до дьявольского уровня и, таким образом, дать Свою Божественную лицензию на грех. Это означало бы, что Церковь не должна слишком далеко уходить от мира, что верующие не должны слишком отличаться от окружающих людей, что Церковь должна быть мирской. Ответ Христа предельно категоричен: «Написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Естественно, что, отвечая искусителю, Христос и для нас поставил задачу никогда не вступать в компромисс с дьяволом и не принимать либеральный взгляд по отношению к греху. Ведь наш Бог есть Бог, не любящий беззакония (Псал. 5:5). Может ли святой Бог, Который говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1:16), проявлять странную терпимость к грехам Своих детей? Естественно, не может.
В-третьих, сатана предложил Христу броситься вниз с крыла храма, чтобы ангелы могли подхватить и понести Сына Божьего на своих руках (Мф. 4:6). Другими словами, сатана предложил Христу сотворить чудо и поразить воображение людей чем-то необычным и сверхъестественным. Но вера, основанная на знамениях и чудесах – это вовсе не вера, а постоянное сомнение, которое ищет новых и новых доказательств в виде новых и новых чудес. К сожалению, чудо сегодня – это хребет, костяк и главная ось некоторых христианских деноминаций и, прежде всего, харизматического движения. Ответ Христа очень ясный: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего». А несколько позже Он так сказал о тех людях, которые якобы творили чудеса и уповали на чудеса: «И тогда (то есть в вечности) объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23).
Одним из самых опасных лжеучений апостольского периода церкви было учение иудействующих христиан-законников, которые учили, что оправдание человека происходит через дела закона. Противостоя им, Апостол Павел написал послание к Галатам, в котором он категорично и определенно провозгласил: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер…Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 2:21; 5:4). Более того, он назвал учение законников «иным благовествованием», то есть иным Евангелием и посоветовал галатийским верующим: «Кто благоветствует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9). К сожалению, учение иудействующих христиан и сегодня распространяется, в том числе и среди некоторых так называемых мессианских церквей.
Еще одним опасным лжеучением первого века было учение николаитов (Откр. 2:15), утверждавших, что христианин может безбоязненно грешить, так как, по их мнению, через совершение верующим греха умножается в нем Христова благодать. На это учение Апостол Павел дал ясный и недвусмысленный ответ: «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак! Мы умерли для греха: как же нам жить в нем…Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать» (Рим. 6:1, 2, 12 – 14).
В настоящее время учение николаитов возвещается проповедниками так называемого «легкого» или «дешевого» христианства и богословами, пропагандирующими так называемый «популярный», «примитивный» или «упрощенный» кальвинизм. Это такое христианство, когда неутвержденным в истине верующим внушается лукавая мысль, что если они однажды пригласили Иисуса Христа в свою жизнь, то они автоматически приобрели вечное спасение, и им уже не нужно ни о чем беспокоиться. Они могут даже спокойно грешить, потому что Бог якобы ни при каких обстоятельствах не откажется от Своих детей. Проповедники легкого христианства утверждают, что никакой грех – большой или маленький – не может отделить верующего от Христа, так как в момент своего уверования люди якобы необратимо переходят от смерти в жизнь. По их мнению, вы ничего не можете сделать, чтобы аннулировать свое рождение свыше и потерять спасение. Ваши тела, даже если вы находитесь в скверных грехах плоти, продолжают оставаться храмами Святого Духа. Однажды спасен – навсегда спасен. Такое извращенное понимание спасения по благодати возвещается учителями «дешевого» христианства.
Наверно сложно представить себе какое-то другое учение, которое бы так извращало и обезображивало великое учение Христа, как это еретическое учение николаитов. Мы должны ясно понимать, что без отделения от всякого произвольного греха Господь не поселится в нашем сердце. Иного пути, кроме узкого пути и решительного отделения от всякого зла для достижения Царства Небесного не существует. Мы должны также помнить, что узкий и широкий путь никогда не пересекутся ни в этой земной жизни, ни в вечности. Греху нельзя уступать, так как такая уступка – в погибель человеку. Вот что по этому поводу говорит нам Слово Божье: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцом, и вы будете моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6: 17, 18).
Отметим при этом удивительный парадокс истории: протестантизм 400 лет тому назад возник на фоне кощунственной с точки зрения Евангелия торговли индульгенциями, которую осуществляла официальная католическая церковь. Обманутым прихожанам внушалась коварная мысль, что, покупая за деньги индульгенцию они тем самым покупают себе, в зависимости от уплаченной суммы, прощение своих не только прошлых и настоящих, но даже и будущих грехов. И вот в лоне протестантизма возникло ложное учение, которое тоже дает аналогичное обещание: никакой грех, который ты совершил в прошлом, или совершаешь в настоящем, или совершишь в будущем тебе не страшен, если только у тебя когда-то проявилась вера. Ты все равно будешь во славе со Христом. Разве это не аналогия средневековой индульгенции?
В апостольские времена были и другие не менее опасные лжеучения, которые под тем или другим названием существовали всегда и существуют и в настоящее время. Например,
– учение о том, что Христос, Сын Божий, не приходил во плоти. Следовательно, Иисус не равносущен Богу Отцу. Апостол Иоанн пишет: «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти; такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Иоан. 1:7). Такое лжеучение в 1V-м веке проповедовал еретик Арий. В настоящее время этой ереси придерживаются Свидетели Иеговы и разные другие культы;
– лжеучение гностицизма, провозглашающее самовольное смиренномудрие и изнурение тела, и небрежение о насыщении плоти (Кол. 2:20 – 23);
– лжеучения Валаама и Иезавели, учивших детей Божьих любодействовать и есть идоложертвенное (Откр. 2:14, 20).
К числу самых тонких и опасных видов обольщения для христиан последнего времени относится харизматическое обольщение с его ложными учениями о дарах Духа Святого и неевангельской практикой служения, включая экстазные или трансовые языки, лишенные здравого смысла харизматические феномены, неблагоговейную практику публичных служений, проповедь «богословия успеха» и мн. др.
Необходимо также отметить опасность таких как модернизм (то же, что и либеральное богословие) и постмодернизм. Они пришли к нам из Запада. Главное в модернизме – утверждение человеческого разума высшим критерием истины, центром всех вещей и ценностей. Модернисты отрицают такие фундаментальные понятия христианства, как богодухновенность Библии, воплощение Христа, понятие «первородного» греха, искупление грехов жертвой Христа, воскресение, вознесение и второе пришествие Христа, вознесение церкви и т.д. Западные модернисты всегда были уверены, что «фундаментализм русских баптистов – явление временное…В Советском Союзе будет модернизм, как только руководящие посты в баптистских общинах будут заняты богословски образованными пресвитерами» (по материалам Генерального секретаря ВСЕХБ А.В.Карева). Сохрани нас Бог, чтобы это оказалось правдой!
Постмодернизм – это мировоззрение без абсолютных духовно-нравственных ценностей, без абсолютных убеждений и доктрин. Понятие истины в постмодернизме потеряло свою ценность. Все системы вероучений в равной степени вероятны. Все, что угодно, истинно, если оно истинно для меня. Такие понятия, как добро и зло, как грех и праведность тоже относительны, да и само понятие греха теряет всякий смысл. Все религии равнозначны.
Постмодернизм тесно связан с плюрализмом. А плюрализм, в свою очередь, предполагает наличие толерантности или терпимости ко всем мировоззрениям. Признавая важность быть терпимыми и миролюбивыми по отношению к людям, служитель церкви в то же время не должен быть беспринципным и бесхребетным в вопросах своего вероучения. Он не должен поддаваться искушению толерантности, жертвуя Божьей правдой. Решительное противостояние беспринципности и бесхребетности в вопросах евангельского учения должно быть нашим ответом на вызов модернизма, либерализма и постмодернизма.
Чтобы быть непорочным, служитель церкви должен быть мужественным и принципиальным в отношении любого заблуждения и любой ереси. Он должен иметь мужество лжеучителю сказать, что он – лжеучитель, еретику – что он еретик, заблуждающемуся – что он заблудился. Более того, служитель Божий должен иметь мужество не только назвать грех грехом, но и противостать лжеучителю, и отвратиться от лжеучителя, то есть разорвать с ним всякие отношения, как и написано: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что такой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10, 11); «А вкравшимся лжебратьям … мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (Гал. 2:4, 5).
Служитель церкви должен иметь мужество всегда возвещать нелицеприятную правду, не угождая слушателям, как об этом пишет Апостол Павел: «Ибо мы не повреждаем слова Божьего, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор. 2:17); «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух, и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника» (2 Тим. 4:3 – 5); «Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Поэтому бодрствуйте…» (Деян. 20:29 – 31).
Служитель Божий, проповедуя истину, не должен также бояться преследований со стороны сильных мира этого. Призывая на служение пророка Иеремию, Бог так сказал ему: «А ты препояшь чресла твои и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй перед ними, чтоб Я не поразил тебя в глазах их. И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли этой. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя» (Иер. 1:17 – !9). И даже если будет грозить огненное испытание, истинный служитель Божий говорит: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить Слово Твое» (Деян. 4:29).
В контексте нашей беседы приведем из Священного Писания следующие прямые повеления служителям церквей быть твердыми и непреклонными в защите чистоты евангельского учения: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри – волки хищные; по плодам их узнаете их» (Мф. 7:15, 16); «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4:1); «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству людей, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4:14); «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр. 13:9).
К сожалению, нередки случаи, когда по причине собственной неутвержденности в здравом евангельском учении, а также из-за отсутствия способности «наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9), и, возможно, по причине малодушия, то есть желания всем угодить и, не дай Бог, кого-либо обидеть своей принципиальностью, служители церквей иногда позволяют харизматическим и другим заблуждениям беспрепятственно проникать в церкви и разорять их. Подобные служители, по словам Христа, являются не добрыми пастырями, а наемниками. Они малодушно убегают от проблем, оставляя овец самих наедине с волками. Приведем слова Христа: «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их; а наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах» (Иоан. 10:12, 13).
В старом духовном журнале я прочитал информацию о том, что главной темой молитвы на одной большой конференции служителей церквей была такая молитва: «Господи, пошли нам бесстрашных проповедников!». Это было около ста лет тому назад. Но и сегодня такая молитва остается актуальной. Будем и мы молиться о том, чтобы нам самим быть непорочными, то есть смелыми и бесстрашными проповедниками Божьей истины.

3. БОРЬБА БОЖЬЕГО СЛУГИ ЗА НЕПОРОЧНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ К ОБОГАЩЕНИЮ И МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ

Естественно, что служители Божьи, равно как и все люди на земле, имеют потребность и в пропитании, и в одежде, и в жилье, и в необходимом наборе всего потребного для жизни, работы, отдыха. Проблема же состоит в том, что человек, равно как и служитель церкви, может иметь неумеренные, заведомо излишние желания на обладание чрезмерно большим количеством материальных благ. И хотя Писание нигде не говорит, что богатство – это зло само по себе, но оно предупреждает, что в чрезмерном богатстве скрыто много суеты и опасностей. «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» (Прит. 28:20).
Главная опасность большого богатства – в пренебрежении богатыми людьми своими духовными потребностями, так как «не хлебом одним будет жить человек» (Мф. 4:4). И с желающим чрезмерно обогащаться происходит то, что сказано в притче Иисуса Христа об одном богатом человеке, который говорит сам себе: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих…Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук. 12:17 – 21).
Вот почему Христос предупреждал, что «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23). А Апостол Павел советует богатым, чтобы они «уповали не на богатство неверное, но на Бога живого … чтобы они благодетействовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны…чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17 – 19).
Поэтому Христос советует всем людям, в том числе и служителям, искать прежде всего Царства Божьего и правды Божьей, обещая при этом дать им все необходимое для этой земной жизни (Мф. 6:33), то есть быть умеренными в своих жизненных планах. Верующий человек, согласно Слову Божьему должен молиться так, как молился библейский Агур: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом» (Притч. 30:7, 8).
Желание многих христиан и даже служителей церквей обогащаться деформирует духовную жизнь человека, делает его приземленным, неспособным поддерживать внутри себя духовную атмосферу, равнодушным к церкви, к спасению окружающих людей. Неумеренное обогащение влечет за собой и другие грехи. Более того, имеется немало случаев, когда и простые члены церкви, и служители включались в сомнительные финансовые пирамиды и попадали в «бедствие и пагубу (1 Тим. 6:9). При этом не только они сами погрузились в огромные долги, которые никогда не смогут погасить, но и вовлекли в финансовые долги других людей, в том числе и неверующих. Более того, некоторые случаи подобных финансовых афер стали предметом обсуждения в средствах массовой информации и принесли много соблазна для неверующих людей. Таким образом, неумеренное желание обогащаться – это реальный и опасный вызов нашим церквам и нашим служителям.
Непорочность служителя церкви в отношении к обогащению и материальным ценностям состоит в том, чтобы ему самому не подпасть этой эпидемии, и через душепопечение предохранять и всех членов церкви от этого греха, следуя ясным указаниям Иисуса Христа и Его Апостолов: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лук. 13;15); «Никто не может служить двум господам…Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. :624); «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:6 – 10).
Служитель церкви не может без ущерба и для своего служения, и для своей души совмещать служение в Церкви с коммерческой деятельностью, с бизнесом, так как: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). В этом контексте уместно привести два примера из жизни известных служителей евангельско-баптистского братства.
Известным служителем Союза Баптистов в дореволюционной России был Дей Иванович Мазаев. Одаренный проповедник, многолетний председатель Союза баптистов в 1888 – 1909 годах, редактор журнала «Баптист» – он в то же время был и успешным овцеводом, земледельцем и бизнесменом. На этом поприще его постигла большая беда: в один из дней 1917 г., когда Дей Иванович находился на своем хозяйстве, вооруженные грабители стали преследовать его, взламывая дверь за дверью в помещениях, где он скрывался. Когда ему уже некуда было убегать, а налетчики начали уже выламывать ту дверь, за которой он прятался, он, защищаясь, произвел один выстрел в сторону этой двери. Этот выстрел оказался роковым для одного из грабителей, а для Дея Ивановича причиной тяжелых угрызений совести на всю оставшуюся жизнь и отлучения от поместной церкви в г. Нахичевань на Дону. А через год все имущество, все владения Дея Ивановича погибли в огне гражданской войны.
Второй случай – вразумляющее сновидение, которое Бог послал пресвитеру церкви ЕХБ в с. Шевченково Одесской обл. Дубовому Степану Герасимовичу. У него была большая мастерская по пошиву одежды и магазин для продажи одежды и тканей. Много наемных работников, много денег. И вот однажды С.Г. приснилось, что он попал в геенну огненную. Во сне она была похожа на большую конической формы яму, куда легко можно скатиться, но откуда очень трудно выбраться. И когда во сне он уже скатился до самого низа, так что огонь начал жечь одну ногу, он быстро ее отдернул. Но тогда вторая нога опустилась в огонь. И кроме того откуда-то выползли змеи с высунутыми жалами. Он понял, что погибнет, если Бог не вызволит. И он во сне начал молиться Богу и одновременно стал делать уступы, чтобы карабкаться наверх. И два раза он уже выкарабкивался до половины ямы, но в первый раз кто-то бросил на него сверху моток сукна из его же магазина, а второй раз на него сверху полетел объемистый пакет с деньгами. И оба раза он опять скатывался вниз. Тогда он во сне сильно взмолился Богу и дал обет оставить бизнес и усердно трудиться Богу. И после такой молитвы он выбрался наверх и проснулся. И здесь же у постели он стал на колени и сказал Богу: «Я оставляю коммерцию и буду служить только Тебе!». С этого времени началось его благословенное и безукоризненное служение, как пастора церкви.
Да благословит нас Господь быть непорочными в нашем отношении к обогащению и материальным ценностям! Тем более да сохранит нас Господь от такого искушения, когда церковные средства прилипают к рукам, так как это тот тяжелый грех, который привел Апостола Иуду к предательству, самоубийству и потере спасения.

• БОРЬБА БОЖЬЕГО СЛУГИ ЗА НЕПОРОЧНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ К СЛАВЕ И К ПОХВАЛАМ В СВОЙ АДРЕС

Каждый служитель церкви, хочет он того, или не хочет, неизбежно сталкивается с тем, что его могут и хвалить в глаза, а могут и порицать. Но труднее всего человеку принимать похвалу, так как при похвале очень легко можно дать в сердце место для гордости. Этим самым мы можем дать место для дьявола, так как гордость – это именно его грех. Гордость дьявола – это первый грех во вселенной. (Исайи 14:12 –15). Именно по этой причине похвала является одним из труднейших искушений для служителя. Что мы должны при этом помнить?
Во-первых, все, что мы делаем в церкви, как служители, мы делаем для Господа и во имя Господа, как и написано: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17). Некто сказал, что принимать похвалу от людей – это равносильно тому, как если бы тот осел, на котором Иисус въезжал в вербное воскресенье в Иерусалим, посчитал бы, что это для него ликующие люди постилают свои одежды и ветви деревьев; что это в его адрес звучат восторженные прославляющие возгласы «Осанна». Каждый раз, когда служитель что-то делает для Господа, он должен выработать навык говорить в сердце своем слова из Евангелия: «Мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны сделать» (Лук. 17:10).
Во-вторых, мы не должны доверять оценкам наших деяний, которые дают нам люди, хвалящие нас. У нас должна быть собственная трезвая оценка того, что мы сделали, как и написано: «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» (Гал. 6:4).
В-третьих, принятие славы от людей развивает у нас гордость и превозношение. А гордость Бог не терпит, как и написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5:5); «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Более того, Бог строго наказывает людей за гордость: «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Прит. 16:18). Бог наказал Вавилонского царя Навуходоносора тяжелой болезнью с потерей разума и человеческого облика за гордые слова в свой адрес: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия?» (Дан. 4:27). Бог наказал смертью Иудейского царя Агриппу за то, что он позволил толпе людей прославлять его, как Бога (Деян. 12:21 – 23). Бог наказал и верных служителей Своих Моисея и Аарона за то, что они не явили святости Божьей и приписали себе способность низводить воду из скалы (Числ. 20:10 – 12).
В-четвертых, наше смирение, когда мы не принимаем похвалу от людей, более всего делает нас похожими на Иисуса Христа, ибо Он сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). А Апостол Павел говорит; «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Апостолы Павел и Варнава дали прекрасный пример такого смирения, когда они, будучи в Листре, не разрешили народу принести в их адрес жертвы, как Богам, принявшим человеческий облик Деян. 14:11 – 18).
Да благословит нас Господь быть смиренномудрыми и непорочными в своем отношении к похвалам и человеческой славе!

• БОРЬБА БОЖЬЕГО СЛУГИ ЗА НЕПОРОЧНОСТЬ В ПРОТИВОСТОЯНИИ ГРЕХОВНЫМ ВЫЗОВАМ МИРА
В соответствии с Божьим замыслом Его народ как в Ветхом, так и в Новом Завете должен быть народом, отделенным от зла и всякого нечестия. Вспомним, что Авраам был выведен Господом из языческого Ура Халдейского (Быт. 12:1 – 3). В дальнейшем Авраам, живя в земле обетованной, не сливался с окрестными языческими народами и жил обособленно. Спустя много лет потомки Авраама, то есть евреи, были выведены из Египта под руководством Моисея. Пророк Валаам с гор Моавитских видел Израиля, как особый народ, не слитый с другими народами: «С вершины скал вижу я его…вот народ живет отдельно, и между народами не числится» (Числ. 23:9).
В равной мере это относится и к Церкви. Тот, Кто создал Церковь, так сказал о Своих учениках: «Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое – истина» (Иоан. 17:16, 17). Об этой отделенности от мира говорят многие тексты апостольских посланий, в том числе и следующие слова Апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? … И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому …» (2 Кор. 6:14, 17); «Итак выйдем к Нему (то есть ко Христу) за стан, нося Его поругание» (Евр. 13:13).
Общеизвестно, что сатана не хочет видеть церковь отделенной от мира. Он хочет видеть церковь мирской, а мир – религиозным. Обмирщенная церковь – это церковь-отступница, это церковь, находящаяся в грехе духовного прелюбодеяния, как и написано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4); «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (Иоан. 2:15).
Каким образом сатана добивается успеха в обмирщении и секуляризации церкви?
Во-первых, через обмирщение самих служителей церкви. Если под влиянием духа этого мира, под влиянием интернета и всевозможных религиозных лжеучений, под влиянием книг, написанных либеральными авторами, мы постепенно расширяем наши взгляды и убеждения и вместо здравого евангельского учения начинаем исповедовать широкие либеральные взгляды и толерантность к различным искажениям евангельской истины – это означает, что внутри нас уже идет процесс обмирщения и мы теряем свою непорочность.
Давайте, посмотрим, что мы сегодня разрешаем себе, чего раньше не разрешали; что мы сегодня допускаем в нашей жизни, о чем мы бы не хотели, чтобы узнали окружающие нас люди? Где мы расширили параметры узкого христианского пути и наши личные пути стали уже широкими? Как изменились наши взгляды на узкий путь Церкви в этом мире? Будем откровенны: в деформации наших взглядов виноват не дух этого мира, не состояние церкви, а то, что мы уже полюбили мир и стали попустительствовать самим себе. Не стоит обманываться: через обмирщение на наше духовное «чело», то есть на наше мышление, дьявол незаметно для нас ставит свою печать. Пусть сохранит нас Бог от этого!

Во-вторых, через попустительство со стороны служителей проникновению мира в церковь. Именно служители самым непосредственным образом несут ответственность за правильное направление, по которому идет та или другая община; за воспрепятствование проникновению мирских стандартов в жизнь церкви; за нормальный духовный климат в церкви; за здравость учения, которое проповедуется в церкви и которым питаются ее члены; за то, чтобы церковь оградить от волков в овечьей шкуре; чтобы церковь была непорочной в вопросе противостоянию миру. Если служители не противостоят влиянию мира, то сатана через своих слуг предпринимает усилия, чтобы формировать у христиан небиблейские мирские взгляды, имея своей главной целью основать на земле свое царство, царство антихриста, которое зреет из глубин преисподней.
В-третьих, через пополнение церквей невозрожденными людьми. Когда новые души приходят в здоровую общину, зависимую от Бога, где много покорных Слову Божьему христиан, то они вступают в этот благословенный уклад святой жизни, в эту школу послушания Богу, в это богоугодное отделение от мира. И хотя они приходят со всеми признаками мирской культуры во внешнем виде и вкусах, они сразу чувствуют, куда пришли. Дух Святой воздействует на них, и они постепенно привыкают к христианской атмосфере, к новой богобоязненной жизни и вскоре вместе со всей церковью живут отделенными от мира, приобщенными к Богу, к Божьему Слову, к Божьей мудрости. Так созидается, растет и умножается истинная церковь Христа, никогда не выходя за границы святости.
Совершенно другая картина бывает тогда, когда, приглашая в церковь ищущих Бога людей, служители церкви ничего не говорят им о грехе, считая, что людей из мира не нужно слишком ограничивать в одежде, в прическах, макияже, поведении, увлечениях, чтобы не оттолкнуть их от церкви. С ними проведут несколько бесед общехристианского характера, потом преподадут крещение, хотя они еще не совсем похожи на святых, носят не совсем приличную одежду, смотрят не совсем приличные телепрограммы, а кое-кто и покуривает, и выпивает. Когда число таких полуверующих достигает критической массы, они уже в свою очередь диктуют служителям и старым членам свои правила, потому что их уже много в общине. Через некоторое время из этих полумирских людей вырастают полумирские проповедники, которые собирают вокруг себя таких же заквашенных греховной мирской закваской, как и они сами. И вот таким образом происходит обмирщенной церкви.
И что удивительно: об этой опасности обмирщения церкви заявил в 2009 г., находясь в Украине, Генеральный секретарь ВСБ Невиль Каллам: «Проблема в том, что в церкви стало слишком много невозрожденных людей – тех, кто не принял Христа по-настоящему… Мы позволяем миру проникать в церковь и уже не видим, что правильно и что неправильно. Стирается невидимая грань, и христиане сегодня уже мало чем отличаются от людей этого мира. Ужасная ситуация! И мы должны ее менять» (Ев. Нива 2 – 3, 2009, стр. 4). Трудно к этому что-то добавить. И непорочность служителя церкви и состоит в том, чтобы решительно менять такую ситуацию.
В-четверых, через мирскую музыку и неблагоговейную практику публичных служений. Громкая ритмичная музыка отупляет и гипнотизирует людей. Христианская поэтесса Любовь Васенина пишет: «Когда я прослушиваю, вернее, начинаю слушать тот или другой диск, душа моя плачет от таких «христианских» песен. Это – не Божье, и с Божьим рядом никогда не стояло. «Христианский» рок, «христианский» рэп, джазовые мелодии, где – один ритм … Такая музыка, такое пение не может славить Бога нашего и Спасителя…Неужели мы ничего не можем делать достойного, когда речь идет о нашем служении Богу?» (Христианская газета №1/2012).
Некто сказал, что современное поклонение – это, образно говоря, «троянский конь», посредством которого мир успешно высаживает свой десант, чтобы завладеть церковью, подобно тому как, согласно греческой мифологии, древние греки завладели неприступной крепостью Троя. Непорочность служителя Божьего в данном вопросе состоит в том, чтобы противостать высаживанию в вверенных им Богом общинах опасного мирского десанта.
Да поможет нам Господь вести решительную борьбу за непорочность в противостоянии греховным вызовам мира и, прежде всего, решительно противостоять обмирщению наших церквей и обмирщению самих себя.

6. БОРЬБА БОЖЬЕГО СЛУГИ ЗА НЕПОРОЧНОСТЬ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ПОЛИТИКЕ И К СИЛЬНЫМ МИРА ЭТОГО
Вопрос правильного понимания непорочности Божьего служителя в сфере его отношения к политической деятельности, а также в сфере его личных отношений с властями и сильными мира этого всегда был актуален и очень важен. Но он имеет следующие особенности.
Во времена гонений и преследований церкви для служителей Божьих, естественно, был отрезан путь, чтобы им заниматься политической деятельностью. Но в то же время они находились в большой опасности под воздействием угроз и шантажа соглашаться на неформальные отношения со спецслужбами (в условиях Советского Союза это был КГБ) и становиться их тайными осведомителями или «стукачами». И тогда такие служители докладывали спецслужбам обо всем, что происходит в церкви, обо всех активных членах церкви. Опираясь на эти сведения, органы власти, которые боролись с религией, планировали свою разрушительную работу: на кого надо нажать, кому пригрозить, кого завербовать, а кого и арестовать. К сожалению, практика «стукачества» в условиях тоталитарного советского режима была очень распространенной. Со стороны подобных служителей-стукачей это был тяжелый грех предательства.
Во времена свободы служители церкви подвержены другим опасностям: они могут быть обласканы органами власти и могут взять на себя функцию, которую на протяжении столетий со времен императора Константина выполняли государственные церкви. Это была служебная функция – освящать своим авторитетом государственную власть и поддерживать ее авторитет. Церковь негласно становилась неотъемлемой частью государственной машины. Такой симбиоз власти и церкви иногда называют цезаропапизмом, то есть союзом светской и религиозной власти.
К сожалению, опасность цезаропапизма существует и для служителей церкви в нашей стране. Власти, часто не имеющие по понятным причинам авторитета перед обществом, всегда будут заинтересованы, чтобы рядом с ними на разных мероприятиях находились служители церкви. Это несомненно повышает их имидж. Таким образом волей или неволей служители церкви даже самим фактом своего присутствия рядом с людьми светской власти продолжают обслуживать интересы этой власти.
Другим искушением для служителей церквей является их прямое участие в политической деятельности. Но каждый служитель, идущий в политику, должен знать, что политика заставит их повиноваться общим законам политических интересов. Там не наше место. Если служители церкви идут в политику, чтобы иметь общественное влияние, то нужно помнить, что сатана этим искушал Христа, предлагая Ему все царства мира, но Христос отверг это предложение. Политика – это духовный блуд. В политике «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лук. 16:8). Если мы идем в политику, то церковь теряет свою независимость, так как политика принадлежит кесарю. Кесарь и должен быть главным в политике, а служитель церкви, «царственное священство», будет у него в подмастерье с Библией в руках, которую он естественно будет извращать в угоду политике. У политиков нет постоянных друзей, есть только постоянные интересы. Есть классическое определение дипломатии: «язык дан дипломату, чтобы скрывать свои мысли и лгать в интересах своего государства». Некто дал и другое определение политике: «Политика – это вторая древнейшая профессия и она ничуть не лучше первой». Не пастырское это дело быть в политике. Если служители будут рваться к власти и погрузятся в политику, то политика придет в церковь, а Христос ее оставит.
И еще одним искушением для служителей Божьих является политизация церкви – через интегрирование ее во все структуры общества, включая политику, все уровни законодательной и исполнительной власти, правоохранительные органы, включая также бизнес, культуру, театр, масс-медиа, эстраду, литературу, кинофильмы, спорт, просвещение, армию и т.д. Такую позицию озвучивают некоторые евангельско-баптистские союзы и ассоциации в постсоветских странах, а также некоторые известные украинские баптистские деятели и богословы. Звучат призывы: отказаться от самоизоляции, выйти из добровольного гетто, не оглядываться на опыт отцов и на церковь апостольского века, начинать жить в эпицентре общественных процессов, чтобы влиять на общество и т.д.
Однако Библия дает нам замечательный пример Авраама и Лота. Лот внедрился в общественную жизнь Содома, но через постоянные компромиссы со своей совестью перестал оказывать на нечестивых жителей Содома хоть какое-либо положительное влияние. Более того, он потерял в Содоме и свою жену, и двух своих зятьев, и все нажитое им в Содоме имущество. А впоследствии через свой грех он стал родоначальником двух народов, которые постоянно враждовали с Израилем, и были для него сетью. Что же касается мужа веры Авраама, то, находясь вне Содома и его греховной системы, он реально влиял и на судьбу своего неразумного племянника Лота, и даже на судьбу самого Содома и его жителей. И только потому, что в Содоме не нашлось и десяти праведников (хотя в нем многие годы проживал праведный Лот), Содом был разрушен Божьим судом и все его жители погибли.
Так обстоит дело и с интеграцией церкви в лукавый и прелюбодейный мир. Церковь не сможет повлиять на этот мир. Наоборот, мир развратит интегрированную с ним церковь. Чтобы влиять на мир, нам надо быть не от мира. А мир идет к своему закономерному концу. Библия не говорит, что в конце времени будет массовая христианизация мира. Наоборот, Библия предупреждает, что в последние дни наступят времена тяжкие, что Христос не найдет веру на земле, что мир примет антихриста своим правителем. Самое же главное для нас, христиан, в том, чтобы церковь и мы сами находились вне стана этого мира (Евр. 13:13), который распял Господа славы и который готовится к тому, чтобы стать царством Антихриста; чтобы мы ничего не делали в интересах князя тьмы, князя этого мира. Самое главное для нас, чтобы церковь всегда оставалась церковью, чтобы Невеста Христа была Его верной Невестой, ни с кем не разделяющей своей любви к Нему. Чтобы Ему единому мы повиновались и во всех обстоятельствах служили Ему преданным сердцем. Чтобы мы не искали признания и уважения мира и «были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божью» (Фил.1:10, 11). И именно в достижении этого и состоит непорочность и мужество Божьего служителя в сфере его отношения к политике и к сильным этого мира.
Да благословит нас в этом Господь!

Пастор церкви Николай Величко

г. Киев, ноябрь 2016 г.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: