Тема нашей беседы – единство во Христе. Толковые словари дают такое определение слову «единство»: единство – это полное сходство, общность, совпадение взглядов, мнений, интересов, это нераздельность и целостность. Соответственно, единство во Христе – речь идет о церкви – означает ее целостность и сплоченность; общность, сходство и совпадение взглядов, мнений и интересов ее членов; отсутствие споров, распрей, разделений.
Самый убедительный призыв к единству Церкви содержится в так называемой Первосвященнической молитве Иисуса Христа: «Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла; они не от мира, как и Я не от мира…Освяти их истиною Твоею: слово Твое – истина. … Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан. 17:15 – 21).
В Своей молитве, как видим, Христос молится о единстве не только тех, кто был рядом с Ним, кто принадлежал к Его ученикам. Он молит за единство всех верующих до конца времен, в том числе и о нас, кому Бог определил жить в последнее время. Молитва Христа охватывает и прошлое, и настоящее, и далекое будущее. И Он молится о тех, которые в далеких странах будут принимать евангельскую истину по слову Его последователей. Его ученики понесли весть об Иисусе Христе во все концы земли. Услышавшие эту весть передавали ее следующим поколениям. И так продолжается из века в век. Если бы хоть одно поколение пренебрегло Великим Поручением Христа и не передало евангельскую веру дальше, Церковь была бы на грани исчезновения. Но такого не произошло. Верующие всегда, во все времена передавали и передают свою веру другим людям. И о всех их Христос молится Отцу небесному, говоря: «Да будут все едино».
К сожалению, христианский мир и в прошлом, и, особенно, в настоящее время – очень разнороден. Существует огромное количество христианских конфессий, деноминаций, сект, направлений, часто весьма далеких от подлинного христианства. Самый печальный факт, что христианство и внутри одной конфессии и даже внутри одной поместной церкви зачастую не показывает перед нехристианским миром настоящего единства по учению Иисуса Христа. Немало есть христианских общин, которые страдают от разногласий и разделений. По этой причине тема единства Церкви всегда была и остается насущной проблемой всех поколений христиан.
Возникает закономерный вопрос: а услышана ли Отцом Небесным молитва Иисуса Христа о единстве Церкви? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы должны говорить не о всяком единстве, а о подлинном, истинном единстве – о том единстве, о котором говорил Иисус Христос и святые Апостолы. Отметим, исходя из вышеприведенных слов Иисуса Христа, шесть характерных свойств этого единства.
Во-первых, истинное единство, о котором молился Христос, является двуединым единством. Оно включает в себя две нераздельные и взаимосвязанных между собой его стороны: первая и главная сторона – это единство искупленных с триединым Богом: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (ст.21); вторая сторона, проистекающая из первой – это единство верующих друг с другом. По сути, Христос молится о соблюдении церковью двух величайших заповедей: первая и наибольшая – «Возлюби Господа Бога твоего…» (Марк. 12:30); и вторая – «Возлюби ближнего твоего…» (Марк. 12:31). Это означает, что если есть верующие, которые возлюбили Господа и соединены с Отцом и Сыном через служение Духа Святого, то неизбежно последует и их единство друг с другом. Это также означает, что всякое объединение верующих, не имеющих единства с Богом, является человеческой организацией, а не истинным единством во Христе.
Во-вторых, истинное единство во Христе – это не простое организационное или административное объединение верующих в составе поместной церкви или же поместных церквей и деноминаций в какие-то межцерковные или международные религиозные структуры: альянсы, союзы, ассоциации. Истинное единство во Христе – это духовное сверхъестественное единство, присущее нераздельной Божественной Троице и выражающееся в библейском образе Церкви, как живом духовном Теле Христа. По этой причине, если верующие, основываясь на молитве Христа о единстве, на деле имеют в виду лишь объединение, то они просят Бога о том, что хочется им, а не того, что угодно Христу. Искусственный огромный истукан, которого во сне увидел Навуходоносор, стоял в «чрезвычайном блеске», но от одного удара камня превратился в прах, потому что состоял из золота, серебра, меди, железа и глины. В нем было объединение, но не было единства (Дан. 2:31 – 35). Примером такого искусственного объединения был организованный в 40-е годы прошлого века по указанию властей союз ВСЕХБ, который объединял и евангельских христиан-баптистов, и христиан веры евангельской (пятидесятников). Но это было фальшивое единство: как только в 90-х годах появилась религиозная свобода, этот союз распался. В нем было объединение, но не было истинного единства.
В-третьих, истинное единство Церкви в Иисусе Христе основано на сверхъестественной общности духовной природы Божественной Троицы и Церкви; эта общность природы имеется, с одной стороны, между равносущными и единосущными Божественными личностями Отца, Сына и Святого Духа; с другой стороны, между Богом и верующими людьми, которые через духовное рождение от Бога стали Его детьми и сделались «причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1:4). В силу этого истинное единство верующих во Христе – это единство рожденных свыше людей, которые, будучи по своему происхождению от первого Адама причастниками человеческой природы, через второе рождение от Бога стали детьми Божьими и вошли в Божью семью, как и написано: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи» (1 Иоан. 3:2).
В-четвертых, истинное единство во Христе – это единство на условиях святости. В Своей Первосвященнической молитве Христос сначала просит Отца: «Освяти их истиною Твоею» (ст. 17), а уже потом: «Да будут все едино» (ст. 20). Где нет святости, там не может единства во Христе, так как «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна …» (Иак. 3:17). Там есть только организационное объединение.
В-пятых, истинное единство христиан во Христе – это единство их на условии отделения от мира, так как в Своей Первосвященнической молитве Христос сначала подчеркивает: «они не от мира, как и Я не от мира» (ст. 16), а потом уже: «Да будут все едино» (ст. 20); быть вне мира – это означает быть на «узком пути», быть «вне стана», как и написано: «… выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13:13). Христос во все времена был, есть и будет вне стана. Поэтому тот, кто находится на широком пути, кто любит мир и любит мирское (1 Иоан. 2:15 – 17), не может иметь единство с Тем, Кто не от мира. На широком пути может быть только организационное объединение номинальных христиан.
В-шестых, истинное единство во Христе – это единство на фундаменте Слова Божьего, так как до того, как молиться о единстве, Христос просит Отца: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое – истина» (ст. 17); то есть это единство в здравом евангельском учении, как и написано: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Иисуса Христа» (Рим.15:5); «Держись образца здравого учения» (2 Тим. 1:13). Всякое объединение христиан, в котором истиной жертвуют ради единства, является ложным единством. Например, для объединения миллионов христиан вокруг идей «социального евангелия» либеральные богословы учат: «меньше уделять внимания вопросу, является ли Христос Сыном Божьим. Этим вопросом нужно пожертвовать ради единства христиан. Главной задачей церкви нужно считать не свидетельство о спасении во Христе, а социальное преобразование общества». Объединение христиан на таком основании – показательный образец фальшивого единства, в котором Христу нет места.
Вывод: истинное единство, о котором молился Христос, имеет шесть граней. Каждая из них существенно важна и ни одну из них нельзя исключить, не разрушая само единство. Любое объединение христиан, без их рождения свыше, не на фундаменте Слова Божьего, не на условиях святости и отделения от мира, не является истинным единством во Христе.
Итак, услышана ли Отцом Небесным молитва Иисуса Христа о единстве Церкви? Безусловно, услышана. Внутреннее духовное единство Церкви, являющееся предпосылкой ее внешнего, видимого единства, не создано усилиями верующих. Это единство создано Богом, так как мы – Его дети, и оно существует благодаря работе Духа Святого. Внутреннее духовное единство изначально присуще истинной Церкви. Во все времена среди множества христиан, живущих на земле и носящих разные деноминационные названия, всегда были, есть и будут те, которые воистину родились свыше, исполнены Духом Святым, идут по следам Христа, исполняют повеления Христа, не любят мира и того что в мире, являются светом и солью для мира. Это и есть истинная Церковь Иисуса Христа, святой остаток, народ Божий. Он един во Христе и един со Христом. Это единство включает в себя и ту часть Церкви, которая уже сподобилась достигнуть неба (ее называют Торжествующей Церковью), и ту часть Церкви, которая еще на земле (ее называют Воинствующей Церковью).
В развитие нашей темы мы далее рассмотрим:
• Библейское основание единства во Христе;
• Единство во Христе в контексте четырех главных библейских образов Церкви: Церковь – как Тело Христа; Церковь – как храм Божий; Церковь – как собрание святых, как народ Божий; Церковь – как Невеста и Жена Христа;
• Вечеря Господня как видимое отображение реально существующего духовного единства верующих во Христе;
• Библейские средства сохранения единства во Христе;
• Сохранение единства во Христе – животрепещущая и насущная нужда каждой церкви и каждого христианина.

• БИБЛЕЙСКОЕ ОСНОВАНИЕ ЕДИНСТВА ВО ХРИСТЕ

Что Библия говорит о духовном основании единства Церкви во Христе? Читаем:
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом…Но теперь членов много, а тело одно» (1 Кор. 12:13, 20);
«Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех, и во всех нас» (Ефес. 4:3 – 6).
Как видим, Апостол Павел, говоря о единстве Церкви, семикратно употребляет слово «один», перечисляя семь составляющих или семь свойств этого единства.

• Одно тело. У Господа только одно Тело, состоящее из верующих – Церковь, и в нее входит каждый, кто родился свыше, уверовав во Христа, как своего Спасителя и Господа, или кто в будущем уверует во Христа. Не существует такого понятия, как деноминационное, этническое или расовое тело. Во Христе нет различий и по другим признакам: язычник или еврей, раб или свободный. Существует только одно Тело Христа, только одна Церковь.

• Один Дух. Только один Святой Дух поселяется в сердце верующего в день его покаяния и помещает его в одно Тело. Поэтому Дух Святой является объединяющей силой, скрепляющей все Тело Церкви, как и написано: «Ибо все мы одним духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12,13). Верующие составляют каждый в отдельности храмы Святого Духа (1 Кор. 3:16 – 17), а совместно образуют здание, которое «возрастает в святой храм в Господе», устрояясь «в жилище Божие Духом» (Ефес. 2: 21, 22).

• Одна надежда нашего звания. Все верующие, обладая различными дарами, служениями и сферами деятельности, объединены друг с другом в единую Церковь высоким званием детей Божьих, «которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан. 1:13). Они объединены одной надеждой своего звания – быть «подобными образу Сына» (Рим. 8:29). И еще: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2).

• Один Господь. Единство верующих во Христе основано также на том очевидном факте, что у них один Господь, Иисус Христос – Спаситель. Об этой главной истине христианского вероисповедания Священное Писание говорит так: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12); «Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим. 10:12); «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5); «Но у нас … один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6).

• Одна вера. В истинном христианстве есть только одна вера – вера, однажды преданная святым (Иуд. 3:1). Здесь Апостол Иуда, равно как и Апостол Павел, имеют в виду не внутренний акт веры, благодаря которому человек получает спасение, и не благочестивую жизнь, проистекающую от живой веры христианина, но евангельское учение, изложенное в боговдохновенных книгах Нового Завета. Одна вера, которая нам, верующим людям, передана – это совокупность всего множества истин, которые составляют содержание Божьего Слова. Каждая отдельная из этих истин гармонически отражает одну главную Божью истину, истину о Христе, которая и составляет одну веру. По этой причине недостаток верного понимания Божьего Слова разрушает единство веры.

• Одно крещение. Существует только одно крещение для верующего человека. Речь идет не о духовном крещении, а о крещении водном, которое во все новозаветные времена было открытым исповеданием верующими Иисуса, как Спасителя и Господа. Водное крещение представляет для церкви чрезвычайно важную возможность засвидетельствовать «перед многими свидетелями» (1 Тим. 6:12), перед небом и землею свое отожествление с Иисусом Христом, свое единство в Иисусе Христе: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27).

• Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Основная доктрина иудаизма: «Господь Бог наш, Господь один есть» (Втор. 6:4). Единство Бога является такой же фундаментальной доктриной и в христианстве, о чем говорит приведенный нами текст – Ефес. 4:6. И вот еще: «…блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь Господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная!» (1 Тим. 6:15, 16). Однако Новый Завет дает нам более полную истину, открывая, что единый Бог состоит из трех лиц: Отца, Сына и Святого Духа. И именно триединый Бог – над всеми, и чрез всех, и во всех нас. Это всеобъемлющее, исчерпывающее утверждение указывает на славное Божественное единство, которое Отец дает верующим Своим Духом через Своего Сына. Мы являемся единым народом под владычеством Всевластного (над всеми), Всемогущего (чрез всех) и Вездесущего (во всех) Бога.

• ЕДИНСТВО ВО ХРИСТЕ В КОНТЕКСТЕ ЧЕТЫРЕХ ГЛАВНЫХ БИБЛЕЙСКИХ ОБРАЗОВ ЦЕРКВИ
• Церковь – как Тело Христа.
Самое важное свойство человеческого тела – единство, но это единство неосуществимо без многообразия его составных частей. Церковь – это одно тело, но тело не из одного члена, а из многих. И Главой этого Тела, благодаря Которому Тело функционирует, как единое целое, является Господь Иисус Христос, как и написано:
– 1 Кор. 12:27: «И вы – Тело Христово, а порознь – члены»;
– 1 Кор. 12:12: «Тело одно, но имеет многие члены»;
– 1 Кор. 12:13: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно Тело»;
– Ефес. 1:22, 23: «…поставил Его … главою Церкви, которая есть Тело Его»;
– Ефес. 2:16: «…в одном Теле примирить обоих с Богом…»;
– Кол. 1:18: «Он есть глава Тела Церкви».
Образ Церкви, как Тела Христа, и сравнение его с человеческим телом – один из самых прекрасных образов Церкви. Наше тело настолько организовано, настолько все члены его взаимосвязаны, что, если что-то происходит с любым его органом (маленькая заноза, ушиб, воспаление, инфекция), все тело на подсознательном уровне в силу присущего живому организму иммунитета ополчается против чужеродного воздействия, пока это воздействие не прекращается.
Этим образом Церкви, как Христового Тела, подчеркивается самое глубокое органическое единство Церкви, самая глубокая взаимосвязь между верующими, составляющими Церковь, «дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:25).

• Церковь – как храм Божий.
Образное уподобление Церкви храму Божьему, дому Божьему, жилищу Божьему или Божьему строению также говорит о единстве Церкви в многообразии его составных частей. И действительно: всякое строение состоит из множества отдельных камней или частей, которые, будучи сложенными вместе по определенному замыслу архитектора, составляют одно единое целое, один единый дом. В равной степени это относится и к духовному дому, то есть к Церкви. И, самое главное, этот дом, этот храм является тем жилищем, в котором живет Господь, как и написано:
– 1 Кор. 3:16: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы»;
– 1 Кор. 3:9: «…а вы Божья нива, Божье строение»;
– Ефес. 2:20 – 22: «…имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божье Духом»;
– 1 Петр. 2:5: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный»;
– Евр. 3:6: «…дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца».
– 1 Тим. 3:15: «…чтобы … ты знал, как должно поступать в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого…».

• Церковь – как собрание святых, как народ Божий.
Греческое слово «экклесия», которое в наших Библиях переведено словом «Церковь», буквально означает «собрание». Речь идет о собрании всех возрожденных людей, объединенных в единое целое Духом Святым на основании жертвы Иисуса Христа. Таким образом, по своему буквальному значению слово «Церковь» означает единое, цельное множество искупленных Божьих людей. Единство – из множества. У Бога единственная и единая во Христе Церковь, как и написано:
– Матф. 16:19: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»;
– Ефес. 1:22: «…поставил Его выше всего, главою Церкви…»
Аналогичным образом выражение «народ Божий» означает единое множество Божьих людей, которые родились от Бога и стали Его народом в осуществлении Его предвечных намерений. У Бога есть только один единственный и единый во Христе народ Божий. И это не обычный народ, а народ святой, род избранный Богом, царственное священство:
– 1 Петр. 2:9: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий…»;
– 2 Кор. 6:16: «…вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом».

• Церковь – как Невеста и Жена Христа.
По определению слов «невеста Христа» и «жена Христа», которые в Священном Писании употреблены только в единственном числе, у нашего Господа имеется только одна Невеста, одна Жена. И этот факт также свидетельствует о единстве Церкви во Христе. Священное Писание так говорит об этом:
– П. Песней. 6:9: «Но единственная – она, голубица моя, чистая моя…»
– Откр. 19:7: «…наступил брак Агнца, и Жена Его приготовила себя»;
– Откр. 21:9: «…пойди, я покажу тебе Жену, Невесту Агнца»;
– Откр. 22:17: «И Дух и Невеста говорят: приди!»
Образ Церкви, как единственной Невесты Христа, является, по словам Апостола Павла, великой тайной, которая была неведома ветхозаветным святым, но теперь явлена в Новом Завете: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…Тайна эта велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Ефес. 5:25, 32).

• ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ, КАК ВИДИМОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩЕГО ЕДИНСТВА ВЕРУЮЩИХ ВО ХРИСТЕ

Сущность Вечери Господней Апостол Павел излагает так: «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, это есть Тело Мое, за вас ломимое; это творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: эта чаша есть новый завет в Моей Крови; это творите, когда только будете пить в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:23 – 25).
Как видим, Христос установил священнодействие Вечери Господней для того, чтобы через принятие освященного хлеба, как видимого знака Его страдающего Тела, и освященного вина, как видимого знака Его пролитой на кресте крови, Его ученики могли в течение всех последующих веков вспоминать Его и иметь с Ним и, соответственно, друг с другом невидимое, но реально существующее, духовное общение. Таким образом, Вечеря Господня является видимым возвещением перед Богом и людьми духовного единства верующих со Христом и друг с другом. И это единство не должно быть только ритуальным, демонстрационным обрядом. Оно является духовной сущностью Церкви, ее становым хребтом.
Отметим четыре принципиально важные особенности, которые характеризуют истинный смысл священнодействия Вечери Господней и ее соответствие намерениям Иисуса Христа, учредившего ее.
• Вечеря Господня – это не индивидуальная, личная трапеза отдельного христианина, а общая совместная трапеза всех членов общины. То есть это не принятие хлеба и вина для себя, а совместное общение в одной трапезе. Первая Вечеря, которую совершил Господь в страстной четверг, полностью соответствовала этой цели, так как была одна чаша и один хлеб для всех участников, при этом хлеб преломлялся в процессе Вечери. Переход западных церквей на применение маленьких индивидуальных чашечек и маленьких индивидуальных непреломляемых хлебцев для совершения Вечери не соответствует ее истинному духовному смыслу.
• Вечеря Господня – это истинное, живое общение членов общины друг с другом и, одновременно, живое общение каждого и всех вместе с Господом Иисусом Христом. Иисус Христос – невидимый Хозяин этой трапезы и в ее процессе мы уединяемся от мира для нашего совместного общения с Ним. И это не рассудочное общение с историческим Христом, а таинственное непостижимое для нашего разума духовное общение с живым воскресшим Спасителем, Который обещал быть с нами во все дни до скончания века. Смысл Вечери Господней как живое общение христиан противостоит характерному для современного мира духу индивидуализма, себялюбия и недружелюбия.
3) Вечеря Господня учреждена как трапеза мира, любви и единства каждой поместной церкви. Когда мы берем кусочек одного и того же хлеба, который был преломлен во время трапезы, и такой же кусочек от того же хлеба взял мой брат или моя сестра; когда мы принимаем глоток вина из одной и той же чаши, из которой такой же глоток принял мой брат или моя сестра – можем ли мы обижаться друг на друга и не иметь друг с другом мира?
4) Вечеря Господня учреждена как видимое выражение единства Вселенской Церкви, так как каждая поместная церковь – это частица Единой Церкви Иисуса Христа. Духовное единство вселенской Церкви, которое является великой тайной, охватывает всех истинных, рожденных свыше, христиан вне зависимости от того, в какой стране и в какую эпоху они жили, к какой поместной церкви они принадлежали.

• БИБЛЕЙСКИЕ СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ЕДИНСТВА ВО ХРИСТЕ

В связи с тем, что внутреннее духовное единство Церкви было изначально создано Богом и существует благодаря работе Духа Святого, мы посмотрим, что Дух Святой через Священное Писание говорит нам о причинах разногласий и разделений в церквах и о средствах сохранения единства во Христе:
– Деян. 20:29 – 31: «Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Поэтому бодрствуйте…»;
– 3 Иоан. 1: 9: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас»;
– Иуды 1:4, 19: «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к этому осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа … Это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа»;
– Рим. 12:16: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе»;
– Рим, 15:5 – 7: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божью»;
– Рим. 16:16 – 17: «Умоляю вас, братья, остерегаться производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»;
– 1 Кор. 3:3: «…если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?»;
– Гал. 5:19 –20: «Дела плоти известны; они суть…вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси…»;
– Ефес. 4:1 – 3: «Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием, и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу с любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира»;
– Фил. 1:27, 2:1 – 5: «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую. … Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:1 – 5);
– «Кол. 3:12 – 15: «Итак, облекитесь, как избранные Божьи, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны».
Как видим, приведенные тексты Священного Писания дают исчерпывающие и ясные ответы на поставленные нами вопросы о причинах разделений в церквях и о путях сохранения единства во Христе. И нам остается только в сжатой форме их перечислить, ничего не добавляя от себя.
Итак, во-первых, на какие причины разногласий, споров, соблазнов и разделений в церквах указывают приведенные места Священного Писания:
– плотское состояние верующих;
– искание своего, а не того, что угодно Богу;
– любопрение – то есть любовь к спорам, прениям, неумение слушать и уважать собеседника;
– тщеславие – то есть самомнение, высокомерие, любовь к славе, болезненная амбициозность;
– проникновение в ряды членов церкви нечестивых, невозрожденных, душевных людей, которые служат соблазном для верующих и обращают Божью благодать в повод к распутству;
– появление в церквах людей, которые, преследуя корыстолюбивые цели, льстивыми словами и красноречием обольщают сердца простодушных верующих и производят разделения;
– проникновение в ряды служителей и проповедников церкви людей, которые извращают Писание и увлекают верующих за собою; которые любят первенствовать; которые, подобно лютым волкам, не щадят Божьего стада.
Во-вторых, какие библейские средства сохранения единства во Христе в наших церквах предлагают нам приведенные тексты Священного Писания:
– поступать достойно звания христианина, прилагая к этому все свое старание;
– быть смиренномудрыми, кроткими, долготерпеливыми; не высокомудрствовать, не мечтать о себе, а думать скромно, по мере веры; почитать один другого выше себя;
– подвизаться за веру евангельскую, противостоя обмирщению церкви, не уклоняясь от узкого пути;
– проявлять к своим братьям и сестрам благость, милосердие, снисхождение, взаимное прощение и нелицемерную любовь;
– подражать Христу, чтобы иметь в своем сердце Его чувствования.

• СОХРАНЕНИЕ ЕДИНСТВА ВО ХРИСТЕ – ЖИВОТРЕПЕЩУЩАЯ И НАСУЩНАЯ НУЖДА КАЖДОЙ ЦЕРКВИ И КАЖДОГО ХРИСТИАНИНА

Справедливо говорят, что в единстве церкви – ее сила, и что единство церкви – это средство ее духовных побед. И так же справедливо говорят, что подражание Христу – это средство достижения единства. Вспомним слова Иисуса Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:34 – 35). Этот вопрос является судьбоносно важным и для каждого отдельного христианина, и для каждой отдельной поместной церкви, и для всего нашего Братства.

• Что важно знать в контексте темы о единстве во Христе каждому отдельному христианину?
Во-первых, судьбоносно важно понимание, что наше духовное развитие, наш духовный рост, наша духовная жизнь может быть только в составе единого Тела Церкви. Вне физического тела любой его орган обречен на смерть. Точно так же обречен на духовную смерть всякий христианин, который не находится в духовном теле Церкви. То, что мы в теле, мы узнаем из того, что нам не безразличны и радости, и боли других членов Тела. Что нам близки переживания не только членов нашей поместной церкви, но и детей Божьих во всем мире. Если у нас нет таких чувств, значит мы не в Теле Христа, мы не в Церкви, а только в церковных списках.
Во-вторых, нам важно помнить, что все мы – не просто члены какого=то тела, а члены того Тела, Главой которого является Иисус Христос. А единство во Христе, как мы знаем, означает двуединое единство – и с верующими, и со Христом. Это означает, что мы находимся в Теле Христа только тогда, когда во всех сферах нашей жизни мы лично (независимо от того, как проводят свою жизнь другие христиане) идем по следам Христа, по узкому пути, ибо Он есть Путь наш, и Истина, и Жизнь.

• Что важно знать в контексте темы о единстве во Христе каждой поместной церкви?

Во-первых, важно знать, что единство церкви со Христом является залогом того, что, как сказал Сам Христос, врата ада не смогут ее одолеть. Справедливость слов о том, что сила церкви в ее единстве, бесчисленное количество раз подтверждалась на протяжении двухтысячелетней истории церкви, особенно во времена страданий церкви, когда христиане были гонимы. Справедливость этих слов наглядно была явлена и в благословенной 150-летней истории гонимой евангельско-баптистской церкви нашей страны, в том числе и во времена коммунистических гонений на верующих. В справедливости этих слов мы лично многократно убеждались в практике служения наших церквей в настоящее время. И если сила церкви в ее духовном единстве со Христом и друг с другом, то самым важным для нас вопросом сегодня должен быть вопрос: как наши общины могут практически сохранять это единство в конкретных быстро меняющихся условиях нашего времени.
Во-вторых, духовно зрелая община должна иметь внутренние ресурсы и решимость, чтобы во все времена, как бы ни складывались внешние обстоятельства, какие бы не постигали ее искушения, всегда оставаться церковью, народом Божьим, телом Христа, Его возлюбленной Невестой. Чтобы сохранить свое единство со Христом, она должна иметь решимость противостоять вратам ада, которые хотят одолеть ее. Она должна иметь решимость адекватно отвечать на вызовы последнего времени, которые стоят перед каждой церковью: это опасность обмирщения; это опасности, исходящие от духа индивидуализма, духа стяжательства и материализма, модернизма и постмодернизма; это опасности, исходящие от политизации и экуменизации церкви, от толерантного отношения к греху.
В-третьих, в духовно зрелой общине, задуманной Богом для Его детей, все члены общины в равной степени заботятся друг о друге. Более того, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). Такая взаимная любовь и забота помогают сохранять единство церкви и предотвращать разделения. В такой общине обиженный находит утешение, а радующийся имеет с кем разделить свою радость. В такой общине нет ни презрения друг ко другу, ни соперничества, ни конкуренции, ни зависти, ни насмешек, ни чувства неполноценности, ни превосходства. Там есть любовь, которая «долготерпит, милосердствует, …не завидует, …не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13:4 – 6).

• Что в контексте темы о единстве во Христе важно учитывать нашему Братству?

Прежде всего, нам нужно помнить, как и на каких принципах изначально было создано наше Братство, какие его истоки. И, соответственно, нам нужно держаться этих принципов, следуя пророческому слову Иеремии: «остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16).
Как известно, учредителями Братства в 1993 году была группа церквей, которые ранее активно участвовали во внутрицерковном движении Совета Церквей и полностью разделяли его главные цели, хотя и разошлись с ним во взглядах на государственную регистрацию общин и на баптистский принцип независимости поместных церквей от религиозного центра. Главные цели этого движения, которое начал Дух Святой в 1961 году, и, соответственно, изначальные цели Братства, могут быть сформулированы в виде следующих трех принципов.

Первый принцип: очищение и освящение церкви, независимость ее от мира, так как дружба с миром является враждой против Бога и причиной всех проблем и поражений церкви, и, самое главное, она разрушает ее единство с Богом.
Во все времена Господь требовал, чтобы Его народ, сохраняя свое единство с Богом, был святым народом и очищал себя от всякой скверны плоти и духа, так как иного пути, кроме узкого, кроме решительного отделения от всякого зла для достижения Царства Небесного, не существует. Мы должны также помнить, что узкий и широкий пути никогда не совпадут и не пересекутся ни в этой земной жизни, ни в вечности, ибо написано: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?… И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас…» (2 Кор. 6:14, 17); «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1:15 – 16); «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоан. 2:15).
К сожалению, опасность обмирщения церкви, опасность «лаодикийского» состояния церкви и так называемого «легкого» христианства, без оставления грехов, без освящения, без несения своего креста, сегодня является такой же актуальной, как и в советские времена. Эта опасность и сегодня является главным вызовом для евангельско-баптистских церквей нашей страны, в том числе и для церквей нашего Братства. Проблема обмирщения церкви касается и образа жизни христиан; и их отношения к материальной стороне жизни и обогащению; и их внешнего вида, одежды, музыки; и их стиля поклонения Богу. По этой причине для нашего Братства судьбоносно важным является твердое решение неукоснительно придерживаться этого принципа, который изначально определял, образно говоря, лицо нашего Братства. Только на таком пути мы будем едины с Богом во Христе. Только таким образом мы сможем успешно выполнить Божье предназначение для нашего Братства.

Второй принцип: решительное противостояние вмешательству органов власти в каноническую жизнь церкви и неукоснительное соблюдение баптистского принципа отделения церкви от государства, так как согласно Слову Божьему Церковь должна быть не НАД государством, и не ПОД государством, и не ИНТЕГРИРОВАННОЙ в государство. Ее место – ВНЕ политики, ВНЕ стана.
Во времена коммунистических гонений на церковь вмешательство атеистических властей во внутреннюю жизнь церкви с целью ее разрушения, а также греховное сотрудничество служителей церкви с гонителями народа Божьего принесли неисчислимые страдания и беды Церкви Божьей в нашей стране. В настоящее время, время свободы вероисповедания, когда грубое вмешательство властей во внутренние дела церкви прекратилось, опасность нарушения принципа отделения церкви от государства, то есть нарушения повеления Христа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу» (Матф. 22:21), по-прежнему остается актуальной. Однако церковь, смешивающая Божье и кесарево, разрушает свое единство со Христом.
К великому сожалению, за «четыре века протестантизм настолько смешался с политикой, армией, спортом, театром, искусством, что между церковью и миром можно поставить знак равенства… Для многих западных баптистов общественно-политическая деятельность стала естественным выражением веры» («Вестник Истины» 4-5, 2008). Такая вовлеченность западных баптистов в политическую деятельность, равно как и вовлеченность в политическую деятельность служителей церквей ЕХБ в бывшей России и Советском Союзе, дискредитирует баптистское движение, как таковое, и разрушает дело Божье.
Опасность политизации актуальна и для нашего Братства. Общеизвестно, что политика, как правило, совершается грязными руками и грязными методами. К сожалению, на фоне коррупционных скандалов все ветви власти нашей страны – исполнительная, законодательная и судебная – не пользуются доверием у большинства населения страны. Наибольший авторитет сегодня, согласно соцопросам, имеет церковь. И представители власти для улучшения своего имиджа стараются организовывать разные религиозно-политические акции, где они могли бы попадать в поле зрения масс-медиа, на телевизионные картинки, вместе с церковными иерархами. К сожалению, это тоже один из видов коррупции и руководителям Братства не следовало бы наступать на те же грабли, на которые в свое время наступили церковные иерархи при императоре Константине. Служители церкви не должны быть объектом в руках нечистых на руку политиков.

Третий принцип: сохранение в практике служения церквей Братства неповрежденного и здравого евангельского учения.
С самого начала евангелизации мира особой заботой Апостолов было хранить истину Божью и проповедовать неповрежденное и здравое евангельское учение, так как уже в апостольские времена появилось много лжеучителей и лжепророков, которые извращали Писание. Апостолы решительно противостояли опасным лжеучениям иудействующих христиан-законников, николаитов, гностиков, лжеучениям Валаама и Иезавели, так как ереси грозили самому существованию христианства. Апостол Павел, переживая о дальнейшей судьбе основанных им церквей, молитвенно передавал их Божьему попечению и неповрежденному Евангелию: «И ныне предаю вас, братья, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:32).
В настоящее время церкви нашего Братства реально подвергаются опасности обольщения со стороны различных современных лжеучений, искажающих Евангельскую истину. Мы назовем главные из них:
– харизматическое обольщение; – проповедь «легкого» евангелия;
– примитивный кальвинизм; – либеральное богословие (модернизм);
– постмодернизм; – экуменическое богословие.
Признавая важность быть терпимыми и миролюбивыми ко всем людям, мы в то же самое время не должны быть беспринципными и бесхребетными в вопросах вероучения. Мы не должны жертвовать Божьей правдой, но должны быть мужественными и принципиальными в отношении любого заблуждения и любой ереси. Мы должны иметь мужество возвещать нелицеприятную правду, не угождая людям, и сказать лжеучителю, что он – лжеучитель, еретику – что он еретик, заблуждающемуся – что он заблудился. Более того, мы, как служители Божьи, должны иметь мужество не только называть грех грехом, но и противостоять лжеучителю, и отвратиться от лжеучителя, то есть разорвать с ним всякие духовные связи и духовное сотрудничество, как и написано: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что такой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 310, 11); «А вкравшимся лжебратьям … мы ни на час не уступили и не покорили, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (Гал. 2:4, 5); «Ибо мы не повреждаем слова Божьего, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор. 2:17).
В этой связи следует подчеркнуть, что наше Братство должно принципиально строить свои отношения с другими деноминациями. Уместно здесь привести слова из известного в свое время обращения Совета Церквей в 1970 г. по вопросу единства: «История христианства знает массу случаев, когда иерархические верхи и религиозные центры уклонялись от истины, но она не знает случаев, когда бы эти религиозные центры каялись». И в этом контексте следует особо отметить, что не к лицу нашему Братству участвовать в разных экуменических акциях, в том числе не к лицу было и участвовать в политико-религиозном экуменическом служении в центре Киева 17 сентября 2017 г. по случаю 500-летия Реформации.
Показательны здесь два момента: с одной стороны, в этой экуменической акции по вероисповедным причинам отказались участвовать ряд Киевских служителей и хористов, принадлежащих к Союзу ВСО; а с другой стороны, когда устроители этой акции убеждали «отказников» не уклоняться от участия в ней, главным их аргументом был следующий: «Смотрите, даже Братство независимых церквей не отказывается участвовать; а вы что, святее?».
Этот факт говорит о том, что Братство НЦ ЕХБ, несмотря на свою относительную малочисленность, все еще сохраняет духовный авторитет и для церквей ВСО ЕХБ. И этот авторитет базируется на изначальных духовных принципах, на которых и было оно учреждено в 1993 году. Эти принципы, образно говоря, и определили изначальное лицо нашего Братства. И для сохранения этого авторитета мы не должны терять наше лицо. А для этого нужно выполнять одно главное условие: не делать ничего, что не к лицу Братству, то есть не участвовать в экумении; не дружить с политикой; противостоять обмирщению; быть вне стана. Подобно тому, как Авраам влиял на судьбу Содома и Лота в Содоме, находясь вне Содома, так и мы сможем влиять на окружающий мир только тогда, когда будем не от мира, когда будем вне стана, когда будем едины во Христе, едины со Христом.

24 ноября 2017 г. Пастор Киевской церкви БНЦ ЕХБ Николай Величко

Примечание. Церкви нашего Братства должны не только бережно хранить истину Божью, но и бережно сохранять единство и добрые, евангельские отношения между собою. Это означает знать проблемы и взаимно посещать друг друга, молиться друг о друге, всесторонне поддерживать друг друга. Это также означает, что каждая церковь Братства должна уважать авторитет и решения любой другой церкви нашего же Братства, поскольку все церкви равны по своему достоинству перед Богом. В этом контексте совершенно неприемлемым является небратский поступок одной из наших церквей, которая приняла в свое членство двух сестер, отлученных соседней церковью нашего Братства. Поступок абсолютно недопустимый. Исправить ситуацию может только искреннее покаяние, а не процедурные формальности. Братья, ответственные за регион, также должны со своей стороны адекватно реагировать на подобное. Будем помнить слова нашего Господа: «Да будут все едино… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 17:21; 13:35).

© 1968 - 2019

Мы в соцсетях: