Самые мрачные ночи выпадают на долю не тем, у кого сгорел дом, кто попал в аварию, кто стал жертвой землетрясения или урагана. Самые мрачные часы — удел тех, чьи трагедии никому не заметны. Больнее всего приходится тем, кому не поможет никакая служба спасения, — тем, кому приходится переносить одиночество.
К счастью, и решение проблемы можно тоже найти там, где мы его даже и не думаем искать. Эта брошюра написана умелым пером и добрым сердцем человека, который сам познал и мрак, и боль, и нам очень хочется, чтобы она могла многим принести утешение в их горе. Так пусть же мудрые слова Джона Освальда Сандерса помогут вам прийти туда, где на душе будет мир, а никакого одиночества уже больше не будет. Никогда не будет.
Нашествие телевидения
Телевидение оказалось благословением с подвохом. Как и многие другие изобретения, которые могут принести много пользы, телевидение стали использовать (можно сказать, насиловать) в своих эгоистичных интересах жадные и беспринципные люди. Часто оно в прямом смысле слова стоит на службе зла. Один из пагубных эффектов телевидения заключается в том, что, если ты все время смотришь телевизор, пообщаться толком тебе некогда. Человеку нужно, чтобы телевизор всегда был включен, а это не дает ни поговорить, ни даже подумать.
Одиночество очень быстро прогрессирует, и отрицать его невозможно.
А от многих передач не просто нет никакого пользы, но есть явный вред. Сцены насилия и порнографии успешно обходят всякую цензуру и непрошеными гостями врываются в наши дома. Прямой результат этого — стремительный рост преступности.
А зрителя уводят от всей этой неприглядной реальности в мир выдумки и фантазии. Вместо того чтобы проводить время в кругу семьи или с друзьями, многие живут не своей, а чужой жизнью — жизнью телезвезд. И не важно, добро они несут или зло. Если родителей волнует, что смотрят их дети по телевидению, чему учатся, они пытаются контролировать выбор передач, но часто это приводит к серьезным конфликтам в семье.
Все это вместе взятое создает очень хорошо удобренную почву для одиночества.
Никто не застрахован от одиночества
«Как странно… Тебя все знают, а ты так одинок». Эти горькие слова, сказанные великим ученым Альбертом Эйнштейном, доказывают, что одиночество вторгается как в жизнь людей умственного труда, так и в дома попроще. Одиночество не взирает на лица. Но может так статься, что именно гений Эйнштейна не давал ему сблизиться с простыми смертными и стал причиной его одиночества.
Возможно, в наши дни этот бич поражает человечество больше, чем когда бы то ни было, и бьет он без разбору всех — и тех, кто живет в высокоразвитых странах, и тех, чей быт весьма примитивен. Одиночество очень быстро прогрессирует, и отрицать этот факт человеческого существования невозможно. Одиночество легко приспосабливается к любым социальным и индустриальным переменам в современном мире. Кто-то сказал, что одиночество — это своего рода авитаминоз, который поражает мужчин и женщин, детей и стариков, богатых и бедных.
Одна газета решила провести опрос как можно большего числа читателей с целью определить, какие проблемы их волнуют больше всего. В полученных ответах с большим отрывом лидировали три проблемы. Вот они (именно в таком порядке): страх, тревога, одиночество. В последней проблеме можно легко найти и элементы первых двух. Но больше всего отравляет людям жизнь в современном мире именно одиночество.
Опрос, проведенный среди пациентов психиатрической больницы, показал, что почти 80% обратились за помощью к психиатру именно по причине одиночества. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что в своей книге «Как преодолеть одиночество», Дэвид Джеремая назвал его «болезнью десятилетия, и, возможно, каждого десятилетия середины и конца XX века».
Очень многие из популярных песен пронизаны мотивами меланхолии, разочарования, пустоты, одиночества. Да и музыка тоже под стать словам — в миноре, грустная и печальная. А песни в стилях «кантри» и «вестерн» все сплошь о том, как кто-то с кем-то разошелся, кто-то от кого-то сбежал, кто-то кому-то был неверен. У кого что болит…
Смешение рас
В наш электронный век с его стремительным развитием средств массовой информации и связи, с бурным ростом во многих странах численности населения люди разных народов перемешались так, как никогда раньше в истории. Смешение рас во многих мегаполисах просто невозможно себе представить. Я беседовал с директором средней школы в Лос-Анджелесе, и он мне сказал, что у него учатся дети не менее чем 52 этнических групп!
Но этот тесный контакт между разными расами вовсе даже не устраняет саму возможность одиночества, а наоборот, только эту проблему обостряет. Представители большинства этнических групп вовсе не горят желанием перепрыгивать через расовые и культурные барьеры. Очень часто живут-то люди рядом, но мыслями друг от друга ужасно далеки.
Одиночеству особенно подвержены иностранные студенты в западных странах. Один студент из Африки, который учился в Великобритании, раскрыл душу журналистке Мэри Эндерсби из журнала «Крусейд» и рассказал, как ему одиноко на чужбине и как трудно приспособиться к другому образу жизни:
«У себя дома я хожу, подняв глаза, встречаясь взглядом с другими людьми, которые идут мне навстречу, — с соседями, родными, друзьями. Мы громко здороваемся. Здесь, в Британии, я хожу по вашим улицам, и люди мне в глаза не смотрят. Они избегают моего взгляда. Никто со мной не здоровается. Все молча куда-то спешат».
Как же одиноко и горько было в чужой стране этому человеку! А таких, как он, тысячи.
На парте в одной университетской аудитории кто-то вырезал наболевший вопрос: «Почему же я так одинок, если тут две тысячи человек?» Этот студент постигал мучительный урок: можно быть совсем рядом с другим человеком, но не иметь с ним ничего общего.
Уединение и одиночество не одно и то же
Хоть в чем-то уединение и одиночество похожи, было бы неправильно взять и поставить между ними знак равенства. Да, эти состояния иногда переходят одно в другое, но и слова эти не синонимы, и сами явления разные.
В Библии часто говорится, что кто-то был один, но лишь в немногих случаях речь при этом идет об одиночестве. Наш Господь проводил четкое различие между этими двумя понятиями, когда говорил: «…Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною» (Ин. 16:32). Разница в значении этих двух слов такова: одиночество — это результат отсутствия личной близости или осмысленной деятельности. Уединение — отсутствие компании других людей.
Одиночество — это всегда состояние негативное, уединение же часто приносит пользу и обновляет силы.
Первое, что Бог в мире увидел нехорошего, было именно одиночество: «Не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). Но бывает порой, что измученная душа больше всего жаждет не общения (его хоть отбавляй), а уединения.
Сказав, что одиночество для Адама не хорошо, Бог сотворил ему «помощника, соответственного ему». Так в самом начале человеческой истории Бог показал, что человек создан для общения с себе подобными. Мы сотворены как существа социальные, общественные, способные поддерживать близкие отношения как с Богом, так и со своими собратьями. Каждый из нас может себя проявить по максимуму не сам по себе, а только в общении с другими людьми. И поскольку мы от природы есть существа социальные, если у нас нет друзей и товарищей, в душе создается эмоциональный вакуум, который пагубно действует и на тело, и на дух.
Когда покойный граф Виндзорский отрекся от британского трона, чтобы жениться на любимой женщине, которой был закрыт вход в королевскую семью, он сам обрек себя на судьбу изгнанника. Потом он говорил, что настоящее одиночество — это не когда ты один, а когда ты чувствуешь, что никому нет дела до того, что с тобой происходит. И тут дело даже не столько в обстоятельствах, сколько в общем настрое, тональности души.
Если человек один, он отделен от других физически, а если он одинок, то тут еще налицо и духовная, и психологическая изоляция. Одинокое сердце мучится потому, что оно отрезано от людей, к которым тянется.
Если человек один, он отделен от других физически, а если он одинок, то тут еще налицо и духовная, и психологическая изоляция.
В принципе, побыть наедине с самим собой, со своими мыслями для человека вполне нормально. Без этого не бывает богатого духовного мира. У нас у всех бывает такое, что хочется убежать от толпы, от пустых споров и ссор и просто посмотреть в себя. Если этого регулярно не делать, если от толпы не уходить, духовная жизнь обмельчает и потеряет свежесть. Такое уединение может быть весьма желательной альтернативой мышиной возне современной жизни.
«Большинство из нас так заняты тем, чтоб заработать на жизнь, — сказал один писатель, — что у нас даже нет времени задуматься, а есть ли нам на что зарабатывать». Нам нужно побыть наедине с собой, чтобы найти свое истинное «я» и попытаться в нем разобраться. Часто такое уединение дает человеку неоценимую возможность самоанализа, после которой он по-новому смотрит на жизнь.
Конструктивное уединение
Побывав в уединении, мы можем лучше послужить людям. Наш Господь так часто уединялся не просто для того, чтобы никого не видеть, Ему это было нужно для сладостного общения со Своим Отцом. А потом, укрепившись и ободрившись этим общением, Христос мог лучше послужить нуждам тех толп одиноких людей, которые постоянно шли за Ним по пятам.
Уединение — это вовсе не тягостная обязанность. В нем есть очень много привлекательного и полезного. Творить гораздо легче в тишине, а не в шуме и суете. Так уж мы созданы, что, желая близких отношений с другими людьми, иногда просто обязательно должны уединиться, особенно для того, чтобы побыть наедине с Богом и не слышать никаких других голосов. Именно в такие моменты нам предоставляется уникальная возможность никуда не спеша вслушиваться в Божье «веяние тихого ветра». Как обогащает душу такое уединение! Ничто не даст душе человека того, что ему может дать задушевное общение с вечным Богом.
Уединение дает нам возможность взглянуть на житейские тайны с небесной точки зрения.
Никогда людям так не нужны были тишина и уединение, как сегодня. Эйден Тоузер в своей книге «О Боге и людях» пишет, что некоторые дети Божьи «хотят открыть для себя блаженство духовного отъединения», чтобы опять постичь пути уединения и простоты. Таким людям он предлагает свой совет:
Каждый день уходите от мира в какой-нибудь свой уединенный уголок… Оставайтесь в этом своем потайном месте до тех пор, пока шум окружающего мира не начнет затухать в сердце вашем и пока вас не охватит ощущение присутствия Божьего. Сознательно отключитесь от всех неприятных звуков и выйдите из комнаты своей с твердым намерением их не слышать. Прислушивайтесь ко внутреннему Голосу, пока не научитесь его распознавать… Учитесь каждое мгновение молиться духом. Через какое-то время вы научитесь это делать даже и за работой.
Взгляд с небесной точки зрения
Уединение дает нам возможность взглянуть на житейские тайны с небесной точки зрения. Так было с Асафом. Он открыл свое сердце и излил все, что в нем накипело, в 72-м псалме.
Глядя на мир, лежащий вокруг него, и видя, как преуспевают в этом мире нечестивые, Асаф чуть было не потерял веру. Он не мог понять, как Бог позволяет злодеям благоденствовать и иметь прибыток от злых дел своих, в то же время обрушивая на людей праведных больше горя и страданий, чем им по силам вынести. Разве справедливо поступал Бог, допуская все это? И по причине этой несправедливости Асаф начал сомневаться, а есть ли вообще смысл и толк в праведности. Послушайте, на что и как жалуется Асаф:
«А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам… И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое?.. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их»
(Псалом 72:2-5, 12, 13, 16, 17).
Пока Асаф не вошел в тишину святилища Божьего, он не мог взглянуть на то, что творилось на земле, с небесной точки зрения, он не мог заново утвердиться в вере своей.
Точно так же не мог ничего понять пророк Аввакум и по той же самой причине, что и Асаф. Он смотрел на мир со своей сторожевой башни и недоумевал:
«Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?»
(Аввакум 1:2, 3).
Размышляя над этими словами пророка в журнале «Жизнь веры», У. Хутон пишет: «Как и многим людям сегодня, Аввакуму трудно увязать то, что Бог всем управляет, и то, что нечестивые и подлые люди берут верх над теми, кто, при всех своих грехах, не совершил таких тяжких преступлений. Грехи народа Божьего взывали к «суду» (Аввакум 1:12), и пророк знал, где этому народу можно было укрыться». Где же он нашел ответ на мучивший его вопрос? Там же, где и задавал его, на страже, когда слушал глас Божий. Мы все куда-то постоянно спешим, и как-то само собой получается, что мир нам диктует, что делать, о чем думать, что он лепит из нас свой образ и подобие себе. А мы и не замечаем, как потихоньку куда-то улетучиваются наши идеалы и принципы. Христос не позволял даже нуждам, горю и страданию людским посягнуть на драгоценные минуты Его общения с Отцом. Это были оазисы святости в пустыне человеческого греха.
Христос настолько проникся всем человеческим, что и все муки одиночества Он тоже испытал. Одиночество не грех, и потому Христос его познал во всей его глубине. Его вовсе не удивило, что все ученики бросили Его и разбежались. Ведь Он их предупреждал, что будет страшно. И они оставили Его в тот час, когда Ему их присутствие было нyжнее всего. Но в этот самый мрачный, самый одинокий час, Христос исповедует непоколебимую уверенность в том, что Отец Его всегда с Ним:
«…Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною»
(Иоанн 16:32).
И этот радостный факт с лихвой возместил Христу отсутствие поддержки со стороны людей. Он знал самое радикальное средство от одиночества, которое доступно и нам.
Самая одинокая душа может найти утешение в том факте, что Бог и сегодня так же близок к Своим одиноким детям, как Он был близок к оставленному людьми Сыну Своему. Но реально иметь это утешение, это общение можно только в том случае, если ты в Бога и в Его близость к тебе веришь.
Самая одинокая душа может найти утешение в том факте, что Бог и сегодня так же близок к Своим одиноким детям, как Он был близок к оставленному людьми Сыну Своему.
Фома Кемпийский, основываясь на своем богатом опыте жизни с Богом, давал такие советы о важности уединения:
«Не забывай находить время для размышлений о себе, но чаще думай о благодеяниях Божьих. Оставь любопытное. Читай больше всего то, что побуждает к раскаянию, а не то, что просто развлекает. Если ты откажешься от досужих разговоров, от выслушивания всяческих сплетен, слухов и никчемных побасенок, от пустой суеты, у тебя сразу найдется время на то, чтобы предаваться благочестивым размышлениям».
В своей молитвенной комнате вы можете найти то, что часто теряете в суете городских улиц. И чем чаще вы будете в эту комнату заходить, тем больше вам будет в нее хотеться. А чем больше вы ее будете избегать, тем труднее будет потом в нее возвращаться.
(окончание следует)