Благодать, свободная воля и вера
Никто не станет отрицать, что все лжеучения, заблуждения и ереси порождаются крайней человеческой узостью и односторонностью. Еретики — это люди, играющие на одной струне, не имеющие понятия о дивных Божественных аккордах Библии.
«Односторонность во взгляде на предметы всегда ведет к ложным выводам», — сказал Белинский. Любой предмет может оказаться двухсторонним, разносторонним, многосторонним, но Истина Божия — всестороння, всеохватывающая и никогда сама себе не противоречащая.
Эта всесторонность истины многими пренебрежена. Поэтому, одни делают главный упор на «четвертую заповедь», другие — на исцеление и языки, третьи — на добрые дела, четвертые — на любовь, пятые — на таинства, аскетизм и т. п.
В данном, разбираемом нами случае, люди усматривают противоречие между верой, свободной волей и благодатью. Одни приписывают все дело спасения человека только свободному выбору, воле человека, — от человека зависит его спасение и погибель. Другие полностью отрицают какую бы то ни было волю и приписывают абсолютно все действию благодати Божией — благодатью начинается спасение человека и благодатью завершается, поэтому, говорят они, спасение и вечная гибель зависит исключительно от Божьего «предопределения».
Этот спор, длился на протяжении многих веков. Каждая из этих непримиримых сторон играла и, все еще продолжает играть, на «своей струне», заглушая все другие. Кто же из них прав? Что говорит Библия? Библия говорит: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией!» (Матфей 22:29). Мало знать Писание и ловко жонглировать его текстами, главами и отдельными словами. Надо отвести должное место «Силе Божией», без которой знание превращается в начетничество и бездушный догматизм.
Исследуя предмет внимательнее; ближе и глубже, мы убеждаемся в том, что в деле спасения человека, таинственным и непонятным для нас образом объединяются: и «благодать Божия», и «Слово благодати», и «вера», и .«обличение Духа Святого» — (чрез совесть), и разум, и «свободная воля», и весь человек, «во всей полноте… и дух и душа и тело во всей целости».
« Это — от Господа, и есть дивно в очах наших»
(Псалом 117:23).
Мы пользуемся словом — «благодать»… Но, что такое благодать?
«Благодать — по-гречески «харизма» — означает: дар, незаслуженно проявленная милость, пощада, помилование, амнистия.
Русское слово «благодать» означает «дать благо». Высшее благо для человека, которому вынесен смертный приговор, — прощение, освобождающее от наказания, от смерти. Высшее благо для погибшего грешника — Божье помилование, которое он получает по вере в заместительство Христово.
«Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру»
(Римлянам 3:23-26).
Назначение благодати — расположить грешника к осознанию своей вины и незаслуженного им Божьего милосердия и тем способствовать его покаянию, обращению, освящению и служению.
Бог, прощая грешника, не отменяет его вины и наказания, но возлагает их на заместителя Христа. Закон выносит свой справедливый вердикт: «Грешник виновен и достоин смерти!» Христос отвечает: «Я беру вину его на Себя, и умираю вместо него»… «Евангелие благодати Божией» провозглашает эту истину, призывает к вере, покаянию и новой жизни, помогая ему жить свято, не из страха наказания, не из чувства долга, а от избытка любви и благодарности к искупившему его Спасителю.
Закон Моисея говорит грешнику: Бог свят, будь и ты святым и тогда Бог примет тебя. Благодать говорит: Сперва приди ко Христу за прощением и Он сделает тебя святым.
Закон говорит: Соблюдай закон, и ты будешь оправдан твоей праведной жизнью. Благодать говорит: Прими Искупление Христово и ты получишь благодатную силу для новой, праведной жизни.
Во многих случаях Библия говорит, что наше спасение совершается исключительно Богом, «по благодати Его», а в других, — что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матфей 11:12).
«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Филиппийцам 2:12).
«Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель… старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2 Петра 1 гл.) и многие другие подобные повеления. И тут же рядом, Писание говорит: «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Филиппийцам 1.6), как бы подчеркивая, что благодать Божия — альфа и омега нашего спасения. Люди, подверженные крайностям, приходят к выводу, что спасение совершается Богом без малейшего человеческого участия в нем. По их мнению, участие какой-то «нелепой свободной воли» человека кажется кощунственным, унижает Бога и лишает Его «полной славы» за совершенное Им спасение. Но, становясь на защиту Божьей славы, они сами того не замечая, низводят человека на уровень безвольного и бессловесного животного.
Эти люди готовы забыть то, что если бы у человека не было свободной воли, Бог не имел бы никакого основания отдавать человеку какие-то приказания или предъявлять какие-то моральные. стандарты и требования или ожидать от человека сознательного исполнения Его воли. Но, Бог говорит еще чрез Ветхозаветного пророка:
«О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия, и смиренномудренно ходить пред Богом твоим!»
(Михей 6.8).
Только человек способен устремлять свой взор в будущее, жить будущим, сознательно верить и не верить, сознательно любить и ненавидеть. Бог говорит:
«За то, что он возлюбил Меня. избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его, и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое»
(Псалом 90).
Мы прекрасно понимаем и соглашаемся с тем, что инициатива спасения принадлежала Богу. Это Он «возлюбил мир» и ради его спасения принес в жертву «Сына Своего Единородного»; это Он все предусмотрел, наметил совершеннейший план спасения; это Он выполнял и все еще продолжает выполнять этот план на протяжении истории человечества.
Мы безоговорочно соглашаемся с учителем Церкви Киприаном, жившим в третьем веке, который писал: «Нам нечего гордиться, ибо в совершении нашего спасения, ничего нет нашего, ибо все от Бога»… (Эту фразу часто повторяет в своих творениях Августин Блаженный).
Мы не можем усматривать какой-то заслуги в том, что мы уверовали, ибо и вера наша пришла к нам «от слышания Слова Божия».
Но, при всем этом, никакая «преизобилующая благодать» Божия не устраняет сознательного человеческого решения, желания и согласия принять дар Божьего спасения. Дар благодати, дар веры, дар спасения, навязанные человеку извне, были бы для грешника скорее насилием, чем его подлинным свободным волеизволением.
Бог отверзает для грешника двери рая, но не вовлекает его туда принудительным воздействием. Дух Божий может пробудить человека духовно и «благость Божия вести его к покаянию», но каяться за грешника и просить у Бога прощения никто другой не может; это должен сделать сам человек. Бог может помочь блудному сыну» «придти в себя» и напомнить ему о «слугах избыточествующих хлебом», но решение: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою», должно исходить от сына.
Вот почему сказано: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе»… Но, сказано также, что получаем это даровое оправдание только верою: «Ибо благодатию вы спасены, чрез веру» (Римлянам 3:24; Ефесянам 2:8).
Бог избрал единственным условием спасения грешника не его разум, характер, особенную его духовность или Божье «предопределение», но простую всем доступную, детскую веру.
Что ж такое вера, в данном случае, как не внутреннее сердечное решение грешника принять «Евангелие благодати Божией», радостную весть Божьего помилования, адресованную «всякому кающемуся» грешнику? Вера, не приводящая грешника к такому решению, — ложная, мертвая вера.
Шаг веры это, своего рода решение, — акт повиновения, акт «покорности благовествованию» (Римлянам 10.16). И, напротив: неверие — акт непослушания благовествованию. «Но не все послушались благовествования».
Подлинное послушание добру или злу, без свободной воли, немыслимо. Там, где проявляется благодать, вера и послушание, там, несомненно, участвует и свободная воля. Для иллюстрации этой истины, возьмем хотя бы следующее место Писания:
«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушаниях праведности? Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности»
(Римлянам 6).
Итак, «мы признаем, что человек оправдывается верою» и, что «без веры угодить Богу невозможно»… (Римлянам 3:20-29; Евреям 11).
Вера подобна любви: ее нельзя навязать насильно. Любовь по принуждению вызывает только ненависть. Вера из под палки — не Божья вера!
В решениях веры принимает участие: решение совести, решение разума и решение сердца; но главным решением в нашем обращении ко Христу следует рассматривать решение сердца, потому что это последнее, имеет дело с любовью Божией и с нашей ответной любовью к Богу.
«В нас сердце часто то решает,
Что не решим мы головой»…
(А. Н. Майков)
ИСКУПИЛ ЛИ ХРИСТОС ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?
За кого Христос умер? за «грех мира» или только за тех, которых Он «предопределил ко спасению»? «Предопределенцы» убеждены, что Христос искупил только тех, кто был «избран Богом прежде создания мира».
Казалось бы, что мысль о какой-то ограниченной любви Божией и о каком-то частичном искуплении, распространяющем свое действие только на скромную группу «привилегированных» грешников, не должна была бы возникнуть в уме здравомыслящего человека, но вот эта мысль не только возникла, но стала даже одним из догматов вероучения людей, склонных «мудрствовать сверх того, что написано» (1 Коринфянам 4:6).
А то, что «написано, — было написано не по воле человеческой, но писали его святые Божие человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1:21). И вот то, что они написали:
«Ибо так возлюбил Бог мир. что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
(Иоанн З:16).
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него»
(Иоанн 3:17).
«Ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира»
(Иоанн 4:42).
«Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира»
(Иоанн 1:29).
«Хлеб же, который Я дам, — есть Плоть Моя. которую Я отдам за жизнь мира»
(Иоанн 6:51).
«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира»
(1 Иоанн 2:2).
«И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Своего Спасителем миру»
(1 Иоанн 4:14).
При такой изумительной ясности, какую дают нам вышеприведенные места Священного Писания, по затронутому вопросу, читатель может спросить: «Какое же основание имеют «предопределенцы» для своего заблуждения?»
Свое основание, или вернее — свое недомыслие, они находят в словах молитвы, которую Господь произнес, прощаясь с учениками (Иоанн 17 глава). Они подчеркивают то, что Христос молился только об учениках: «о тех, которых Ты дал Мне… которые уверовали, что Ты послал Меня»… «Я о них молю: не о всем мире молю»…
Они неспособны понять, что эта патетическая молитва Господа была вызвана, в данном случае, не проблемами мира, а наступившими незабвенными минутами Его разлуки с горсточкой остающихся в мире учеников, окруженных врагами: «Они не от мира, как и Я не от мира… Я передал им Слово Твое, и мир возненавидел их».
Следует добавить, что в этой же молитве Господь упоминает неоднократно и о мире, но эта часть молитвы ими сознательно умалчивается:
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их… Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир… Да будут все едины, — да уверует мир, что Ты послал Меня»
(Иоанн 17).
Вторым подобным же недомыслием служат для них Апостольские послания, начинающиеся обычными приветствиями: «Избранным святым»… «Призванным, которые освящены Богом»… «Святым и верным во Христе» и часто встречающимися в них фразами: «Избрал вас»… «Призвал нас»… «Искупил нас»… «Приготовил для нас»… Указывая на все эти местоимения, «предопределенцы» спрашивают «Где же здесь сказано, что весь мир искуплен, призван, освящен?»
Такое превратное понятие самых простых вещей, объясняется только отсутствием логического мышления. Послания не были предназначены миру, но первоначально были посланы христианским общинам и относились к поведению и духовному опыту верующих.
Третьим недомыслием является их безосновательный страх за «людей мира сего», которые могут вдруг ошибочно принять «идею мирового искупления» и, не будучи возрождены свыше, рассматривать себя спасенными, продолжая вести прежнюю греховную жизнь. Но в этом нет никакой опасности. Господь сказал: «По плодам их, узнаете их».
Кроме этих недомыслий можно было бы привести многие другие, но все они основаны на вздорных сравнениях и неудачных предпосылках, как например: «Если весь мир искуплен, то весь мир и должен быть спасен, а мы наблюдаем обратное явление: выкуп за узника Христос внес, а узник все еще находится в темнице». Или: «Как же так? Многие люди, за вину которых, Христос расплатился Кровью, будут брошены вдруг в озеро огненное?»
Как же отвечает на этот вопрос Слово Божие? Слово Божие учит, что «весь мир лежит во зле»… «Бог возлюбил весь мир»… Христос «умер за грехи всего мира»… «Бог повелевает (всему миру) всем людям, повсюду покаяться»… Бог готов просить «всякого кающегося», что «Бог не желает смерти грешника, но хочет чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». Бог жаждет, чтобы весь мир, до единого человека был бы спасен. Он взывает ко всем людям, населяющим землю и говорит:
«Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли!»
(Исаия 45:22).
В притче царь повелевает: «Всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (Матфей 22:10).
Но Слово Божие одновременно открывает нам и тот печальный факт, что, согласно Божьего плана, не все «искупленные» воспользуются искуплением, не все «концы земли» обратятся к Богу, не весь мир «наследует Царство Божие», не все примут приглашение на «Брачный пир».
В силу всего этого, Бог так сделал, что Его искупление, которое Он совершил для спасения всего мира, вменяется только тем людям, которые, слушая радостную весть о Божьем спасении, веруют в искупившего их Господа Иисуса Христа, принимают дар спасения, возрождаются свыше, имеют уверенность и радость помилования и следуют за Ним.
Для иллюстрации апостол Павел напоминает верующим о случае с Авраамом: «Веровал Авраам и это вменилось ему в оправдание» и добавляет: «а впрочем не в отношений к Аврааму одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменяется и нам верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для нашего оправдания… Верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (в оправдание, во спасение). Вся Четвертая глава к Римлянам говорит о вменяемости спасения по вере.
Вот почему апостол Павел мог сказать об искуплении не только избранным евреям, но и всему миру: язычникам римлянам, «варварам и скифам»… (Колоссянам 3:11).
«Бог во Христе примирил с Собою мир (не только Церковь), не вменяя людям преступлений их… Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались оправданными пред Богом»
(2 Коринфянам 5:19).
Слово Божие не знает предела безбрежной и бездонной Любви Божией. Бог, по Слову Божию, — «богат великой любовью», «богат милостью», «богат для всех призывающих Его»… «Благодать Божия, спасительная для всех человеком»… Но, увы! — Для человека неверующего тщетны и любовь Божия и Благодать Господня и Искупление Христово. Для человека неверующего — «Христос напрасно умер» (Галатам 2:21).
Бог ожидает от грешника не только теоретического знания Истины, но «хождения в истине», жизни возрожденного человека. «Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Евреям 10:26).
Итак, не все званные «войдут на брачный пир»; но они не войдут не потому, что все места, «резервированы» только для избранных, и для откликнувшихся на призыв не осталось места, а по своей собственной вине: «пренебрегши то, они пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою»…
Места на Брачном пире было бы достаточно для всего мира, но многие места, предназначенные для многих, останутся незанятыми, свидетельствуя о том, что Бог сделал для них все, но они сами отказались от такой высокой чести: «Званные не были достойны». Звавшие всех на Брачный пир. слуги, возвратились к царю и донесли: «Господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место!» (Лука 14:22).
Друг мой! Кто бы ты ни был: «предопределенный» ли или нет, помни: Христос, «приходящих к Нему не изгоняет вон». На Его необъятной груди и для тебя есть еще место… твое место!
Слово Божие заверяет нас, что Божие избрание, искупление, призвание и все благодатное спасение, это не лотерея со множеством пустых билетов, где слепая судьба преподносит сюрприз редким счастливцам, но «неизреченный дар» Божий, предназначенный для «всякого приходящего в мир», для всех, кто желает лично придти ко Христу, Спасителю грешников, и получить дар спасения верою.
Сперджен, заверяя своих слушателей в том, что «всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его, и, что «приходящего к Нему, Христос не изгоняет вон», обычно говорил, что за девятнадцать веков спасающей благодати не было еще ни одного человека, который пришел бы ко Христу за помилованием и новым сердцем и Христос отказал бы ему в этом.
Мы не знаем, кто из людей примет дар спасения и кто отвергнет его; сколько людей погибнет и сколько спасется? И поэтому, как не наше дело «знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», так равно и не наше дело заниматься пустыми подсчетами и ложными «предопределениями», «вторгаясь в то чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Колоссянам 2:18). Однако, мы можем быть совершенно уверены в том, что наши земные представления о Царстве Небесном вряд ли совпадут с той духовной действительностью, какую мы, по благодати Божией узрим, закончив наш земной путь.
Первое, что удивит нас, — мы не встретим в раю тех людей, в ком мы были уверены, что они непременно там будут.
Второе, что поразит нас, — мы встретимся со многими нашими знакомыми на кого меньше всего рассчитывали, что и они там будут.
И наконец, — нас больше всего изумит то, что мы сами, каким-то неизъяснимым чудом, там оказались.
Мы не сердцеведцы. Для нас чужая душа — потемки. Мы не всезнающи и не претендуем на раскрытие всех тайн Божиих, всех совершающихся в душе человека духовных процессов. Ал. Павел смиренно признает, что «мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем» (1 Коринфянам 13). Многие вещи трудны для понимания, тем более, что до конца объяснить их нельзя, как нельзя до конца объяснить все что касается самых основ бытия.
Но для правильного понятия таких вопросов, как — «умер ли Христос за все человечество или только за тех, в ком Он был заранее уверен, что они спасутся?» — нет нужды в добавочном откровении свыше. Бог не облек этот вопрос тайной, не окутал его засекреченностью, побуждающей нас к догадкам и предположениям, но «совершив спасение Свое пред лицом всех народов», Он послал апостолов Своих оповещать о Нем «всей твари поднебесной» (Лука 2:29-32).
Известный евангелист и пастор, доктор Чалмерс, сказал: «Дайте мне деревню, хутор или только несколько разбросанных хижин, в которых есть люди, обескураженные вопросом спасения своей бессмертной души, и я предпочту послать к ним любого проповедника, признающего всеобщее искупление и свободную волю, чем узкого, неотесанного и усушающего кальвиниста, который настолько замкнулся в своем собственном «предопределении», что уже не способен больше предложить благодатного спасения «всем людям» и «всякому кающемуся грешнику».
Сперджен говорит: «Никто из всех людей, находящихся в аду не сможет, подняв свой взор к небу, сказать: «Боже! я искал милости у Тебя и не нашел ее; умолял о пощаде и Ты не простил меня; жаждал спасения и Ты отказал мне в благодатном спасении; я пришел к Твоим дверям, как погибший грешник, как блудный сын, и Ты изгнал меня, бросил меня «во тьму внешнюю».
Думайте не о том, избранны ли вы ко спасению или не избраны, а думайте об искупившем вас Иисусе Христе. Что с того, что в плане Божием уже значится определенное число уверовавших, когда верно и то, что «всякий, кто уверует», окажется в этом числе».
«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется!» (Иоанн 10). Господь назвал Себя дверью, иносказательно. Но допустим на минуту, что это слово надо понимать буквально. Допустим также, что грешник, попавший в безвыходное положение и ищущий выхода, как единственного для себя спасения, вдали заметил полуоткрытую дверь. Подойдя к ней вплотную, он видит над дверью крупную надпись: «Всякий, вошедший внутрь спасется». Не медля ни минуты, грешник решительно входит внутрь; но закрыв за собою дверь, он видит на внутренней стороне двери другую надпись: «Ты попал сюда по предведению Божию. Всех, вошедших сюда Бог «предопределил быть подобными образу Сына Своего…» (Римлянам 8:29).
Слава Богу, что Христос не сказал: «Я есмь дверь: кто, из предопределенных Отцом, войдет Мною, тот спасется, а всем непредопределенным, — оставляю полное право пройти мимо». Нет, Христос не сказал этого и не мог сказать: «Ибо нет у Господа Бога нашего ни неправды ни лицеприятия» (2 Паралипоменон 19:7).
Господь полон любви и сострадания ко всем людям. Его милосердие не имеет предела.
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою»
(1 Иоанн 3:16).
«Ибо Господь весьма милосерд и сострадателен»
(Иаков 5:11).
«Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. [Таково было] в свое время свидетельство»
(1 Тимофею 2:4-6).