Чтобы увидеть в правильном свете свое настоящее, полезно заглянуть в прошлое. Это хорошо знал псалмопевец Давид, когда писал: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих» (Псалом 142:5).
Люди мира сего трактуют историю в свою пользу, делают из истории политику. Христиане же читают исторические книги Библии для того, чтобы, изучая прошлое, извлечь уроки для настоящего. Некто сказал: „История — это сегодня, опрокинутое в прошлое». Библия повествует, к примеру, о выходе израильского народа из Египта и о трудностях, выпавших на их долю на пути в Ханаан. В этом христиане находят много поучительного, так как мир для нас -своего рода пустыня.
Чтобы изложение статьи было более понятным, я предлагаю читателю прочесть 6-ю и 7-ю главы Книги судей или, по крайней мере, держать эту книгу открытой, чтобы обращаться к ссылкам.
После вступления в землю Ханаанскую 450 лет израильским народом управляли судьи. Перейдя через Иордан, израильтяне быстро освоились с обстановкой: у них появились хорошие жилища, умножался скот, земля давала обильные урожаи. Прошло некоторое время, и трудности, перенесенные в пустыне, начали забываться. Новое поколение только из рассказов родителей знало о чудесах, которые Бог явил народу. Время стерло прошлое даже в памяти старшего поколения, и после смерти Деворы (она была судьей) народ начал уклоняться от Бога и служить идолам. Мораль пришла в упадок: «Сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки мадианитян на семь лет» (Судей 6:1). Когда наступало время жатвы, мадианитяне, подобно саранче, опустошали поля израильтян. Люди обнищали и жили в постоянном страхе (Судей 6:6).
Исполнились слова, сказанные Богом Израилю через Моисея:
«Если вы будете поступать по уставам Моим… то Я дам вам дожди в свое время… и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно; пошлю мир на землю вашу… Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих… нарушив завет Мой… будет земля ваша пуста и города ваши разрушены»
(Левит 26:3-6, 14, 15,33).
Израильтяне осознали свою вину и «возопили… к Господу» (Судей 6:6). И Господь ответил, послав Своего ангела к Гедеону, который в это время тайком от мадионитян выколачивал пшеницу и, возможно, вспоминал рассказы старших о том, как Господь выгнал врагов из Ханаана и дал им эту землю.
Нужно полагать, что Гедеон воспринял рассказы о прошлом Израиля всем сердцем и верил в единого Бога, хотя отец его был священником Ваала (Судей 6:25). Гедеон мог рассуждать так: «Если Ваал — бог и мы приносим ему жертвы, то почему так страдает народ?» Разочаровавшись в Ваале, Гедеон понял, что в бедственном положении народа виноват не Бог, а люди, которые уклонились от истинного Бога.
Господь сжалился над народом и послал ему избавителя в лице Гедеона как ответ на молитвы вразумившихся израильтян. Ангел Господень явился Гедеону и сказал: «Господь с тобою, муж сильный!» (Судей 6:12). Слова ангела смутили Гедеона, и он ответил: «Господин мой, если Господь с нами, то отчего постигло нас все это?.. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки мадианитян; Я посылаю тебя» (Судей 6:13-14). Не сразу Гедеон убедился в своем предназначении, но как только его сомнения рассеялись, он сразу же разрушил жертвенник Ваалу и поставил жертвенник единому живому Богу.
Слава Гедеона быстро распространилась по всей стране, и Дух Господа объял Гедеона; он вострубил трубою. Под его знамена собралось 22 000 воинов.
Бог видел чистое сердце Гедеона, видел его переживания о судьбе своего народа, видел его искренность и потому избрал его как орудие для освобождения Израиля от господства мадианитян. «Я с тобою!» — это все, что нужно для победы над врагом. Когда Господь с нами, не должно быть места страху и сомнению. Благословение обеспечено.
В положении нашего братства есть много общего с положением Израиля времен Гедеона. Изменение положения начинается с духовного пробуждения народа и покаяния. А дух покаяния дает Бог тогда, когда народ осознает свою вину, видит свой грех и обращается к Богу с молитвой о прощении. Без этого никакой Гедеон или Самсон не могут открыть дверь к победе над врагом. Бог явил нам чудо, открыв дверь в Америку, в которой «течет молоко и мед», но молодое поколение быстро забывает чудеса, явленные Богом родителям, и начинает забывать заповеди Господа и уклоняться в сторону «амаликитян» и их богов.
А так как духовные законы, данные Богом, также неизменны, как и физические, то Бог оставляет тех, кто оставляет Его. А это самое страшное наказание. Когда Бог оставляет израильтян, амаликитяне побеждают и начинают угнетать народ.
Избавление от набегов мадианитян и амаликитян было совершено не силою народа, а силой всемогущего Бога. Бог повелел Гедеону отпустить робких, боязливых воинов как негодных для войны, и оставил Гедеону только 300 человек, которые выбрал Сам, когда Гедеон привел воинов к воде. Этого войска плюс мудрость полководца было достаточно, чтобы наголову разбить противника.
Такие воины нужны Господу и сегодня. В этом мы видим урок для нас. Воины армии Христа не должны терять контакт с Начальником, как сказано христианам через апостола Павла: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника (в смысле начало) и Совершителя веры Иисуса» (Евреям 12:1-2), чтобы в любой момент быть готовым сразиться с врагом души.
таким воинам Христа обращена песня, которую мы часто поем на богослужениях:
О странник, к небу ты на пути, Глаз не своди с Иисуса.
Рукой любви будет Он вести, Глаз не своди с Иисуса.
Когда приблизится грех к тебе, Глаз не своди с Иисуса.
Стремись вперед по святой тропе. Глаз не своди с Иисуса.
Долиной смерти когда пойдешь, Глаз не своди с Иисуса.
В Нем радость вечную ты найдешь, Глаз не своди с Иисуса.
Христиане должны понимать, что за ними постоянно следят «мадианитяне» и «амаликитяне», которых Джон Буньян называет «дьявольцами», чтобы выбрать момент, когда мы не бодрствуем, слабеем, и нанести нам урон.
Почему Бог не убирает с нашего пути этих «дьявольцев», соблазняющих нас на согрешения? Ответ прост: чтобы мы всегда сознавали зависимость от Господа, сознавали нужду в Нем. Только Он — верная защита от нападок лукавого, как многократно повторял псалмопевец Давид в своих молитвах: «Только Он -твердыня моя и спасение мое, убежище мое» (Псалом 61:7).
Когда мы сокрыты во Христе -Он в нас, и мы в Нем, — дьявол нам не опасен. Он теряет всякую силу. Обетование Господа, данное Гедеону: «Я буду с тобою» — это обетование для всех рожденных свыше детей Божиих (Иоанн 10:27-28).