Жизнь несправедлива. Беззащитные дети страдают за ошибки своих родителей. Тяжело работающие нередко умирают преждевременно в авариях или от болезней. Другие же, которые едва-едва шевелили пальцем, богатеют от огромного наследства, оставленного им теми, кто работал как вол всю свою жизнь.
Люди подвержены капризам везения, как азартные игроки в выходные дни. Словно по случайной раскладке карт, одни рождаются в богатство и влиятельность, а другие начинают свой путь в слабых телах, неблагополучных семьях и экономических трудностях.
Бремя мудрости
При всей своей мудрости Соломон заметил, что жизнь не выдерживает испытания на справедливость. В последние годы своей жизни он писал:
«И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их»
(Екклесиаст 9:11).
Ограниченная проницательность
Насколько возможно, мы стараемся оградить своих детей от явных несправедливостей жизни. Мы говорим им о мудрости тяжкого труда и правильных выборов. Мы учим своих малышей, что хорошее случается с хорошими людьми, а плохое — с плохими. Но в минуты раздумий признаемся, что преподаваемые нами правила помогают не всем и не всегда.
Логика неблагоговения
Наши подозрения, если они верны, приводят к беспокойным думам. Если жизнь несправедлива, то, может, несправедлив и Сам Бог?
Мы не первые, кто усомнился в справедливости Бога. Автор 72-го псалма почувствовал крах своей веры под гнетом несправедливых обстоятельств. Сперва он боялся высказать свои мысли вслух. Он был побежден заглушающими его веру несправедливостями. В тайниках рассудка он недоумевал, не была ли его вера в Бога пустой тратой времени:
«Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?»
(Псалом 72:13-14)
Вид из святилища
И вдруг что-то произошло. Из окошка во «святилище Божием» псалмопевец увидел дальше, чем когда-либо раньше. Зрение заострилось на будущем тех, кому он до того завидовал. Жизнь, которая, казалось, началась легкой игрой в камешки, стала напоминать финиш шахматной игры. Внезапно псалмопевец понял, что еще никому не удалось перехитрить Бога в Его последних ходах.
Ничего, кроме перспективы, не изменилось, когда автор 72-го псалма писал:
«Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот, я был пред Тобою. Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле»
(Псалом 72:21-25).
Но что же делать, когда мы не находим утешения в мыслях о небе и будущем?
Иной взгляд на несправедливость
Тем, кто неудовлетворен обетованием того, чего они не видят и не осязают, Библия предлагает другой ответ. Из глубины времен дошла до нас повесть о человеке, который после тяжкой утраты боялся потерять и рассудок. Какое-то время казалось, что Иов может потерять не только свою веру, но и разум.
Во время его страданий пришли благонамеренные друзья и, вместо утешения, начали воздвигать на него обвинения. Они винили его в том, что он прячет какой-то грех, чем и объясняются его страдания. В длинных тирадах и затяжных аргументах они настаивали на том, что Иов не может провести их ложными утверждениями своей невинности. Они осудили его на основании своего богословия. Они спорили на основании теории и практики, что Бог справедлив. Они хотели, чтобы Иов признался в том, что радость и горе приходят к нам пропорционально тому, что мы сами избираем.
Иов не поддавался и спорил со своими друзьями. Он возмущался, зная, что они неправы. Он не скрывал какого-либо тайного греха, которым можно было бы объяснить его страдания.
Заключительные выводы
На этот раз Бог употребил не тишину святилища, а сильную бурю. Пока Иов спорил со своими друзьями, на небе начали сгущаться тучи (Иов 37). Засверкали молнии, задрожала земля, и из бури Бог начал отвечать Иову, нарушив Свое долгое молчание. Он не дал Иову ответ, как в 72-м псалме, не советовал ожидать будущего времени суда и не напоминал о риске жизни в павшем мире. Господь даже не обвинял сатану в спонсорстве всех тех бед, которые обрушились на Иова, его жену и детей.
Вместо этого, Бог повел Иова в лес, к океану, к горам, под полночное небо, под грозу, в тень Своего присутствия в природе. Он вел Иова в природные чудеса Бога, Который использует черноту ночи для рождения утра.
Иов увидел вокруг себя природу такой, какой он никогда не видел её раньше. Ему послышалось, что Бог говорит: «Посмотри вокруг. Посмотри на все, что Я уже сотворил. Если ты можешь расслышать Мой голос в этой могучей буре, если ты можешь рассмотреть Мою подпись и отпечатки пальцев во всем мире, неужели ты не можешь доверить Мне себя, поняв, что Я знаю, ЧТО для тебя лучше в настоящий момент?»
Если бы мы могли увидеть Иова очами его друзей, мы бы увидели, как расслабились в тот момент его мышцы. Мы бы услышали его ответ тому невидимому Присутствию:
«Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Проведение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах, чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя»
(Иов 42:2-6).
Отче Небесный, мы тоже иногда чувствуем, как будто мы теряем нашу веру в Тебя. Иногда мы бываем то злы, то печальны. Просим, поведи нас в Твое святилище или в лес. И тогда покажи нам самую жестокую несправедливость. Не дай нам покоя, пока мы не увидим Твоего Сына страдающим за наши грехи и умирающим вместо нас.