«Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его»
(Евреям 12:10).
Какова же польза от наказания? Слово «наказание» звучит неприятно для многих. Но это благословенная истина, и мы можем уловить хоть часть тех сладких мелодий, которые звучат в 12 главе послания к Евреям. Прежде всего, наказание не есть кара; это не судебное, но родительское воздействие, не для возмездия, а для исправления. Во-вторых, оно исходит не от жестокого Бога, а от нежного Отца; оно не бич гнева, но жезл, управляемый любовью. В-третьих, оно является одним из доказательств для христианина его божественного усыновления.
Христианин редко находится долго в покое, потому что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деяния 14:22). Читая вдохновенную историю святых Ветхого и Нового завета, мы видим, как часто они подвергались испытаниям. Невольно возникает вопрос: почему так бывает? Если Бог действительно любит нас, как отец, почему же Он обходится с нами так жестоко? Наш текст дает ответ: «для пользы». Здесь утешение и ободрение. Да даст нам Бог веры держаться этой драгоценной истины.
Маленького ребенка часто приходится приласкать при принятии лекарства. Он может быть весьма больным, и его мать может уверять, что лекарство вылечит его, но он отвечает: «Я не хочу, горькое». Взрослые же не имеют нужды в таком заверении: горечь для них — ничто. Они думают о здоровье, которое им принесет лекарство и принимают его без сопротивления. Так и христиане: если они духовно еще малые дети и выпускают из вида те плоды, которые приносят им огорчения, они плачут и ропщут, но если они возросли в мужей, совершенных во Христе, они знают, что им «все содействует ко благу», и потому чашу испытания принимают охотно и даже благодарят Бога за нее. Почему же мне бояться опускаться в шахту огорчений, если она ведет в золотые рудники духовного опыта? Евреи вошли в Египет весьма бедными, но после многих испытаний и скорбей, вышли оттуда со многими драгоценностями, серебром и золотом.
Великие благословения получаем мы чрез Божии наказания, которые служат для нашей пользы: развивается характер, мы возрастаем в благодати, обогащается наша духовная жизнь, возгорается стремление быть подобными Сыну Божьему. Наш Отец Небесный никогда не наказывает Своих детей иначе, как только для пользы, во благо. Какой бы формы, степени и продолжительности ни были эти испытания, мудрость Божия направляет их в нашу пользу.
1. Наказание отрывает нас от мира сего. Можно было бы думать, что после того, как душа однажды видела Царя царей в Его красе, она с тех пор больше не будет иметь тяготения к чему-либо другому. Можно было бы предположить, что, однажды утолив свою жажду у Реки живой воды, мы не пожелаем больше пить из неудовлетворяющих, разбитых водоемов этого мира. Воистину, когда мы вкусили, как благ Господь, мы должны были бы возненавидеть и отвергнуть этот греховный мир. Но, увы! «Ветхий человек» все еще в нас. И хотя божественная благодать лишила его силы и власти, но он очень живуч. По этой причине мы призваны «распять свою плоть со страстями и похотями». И это не только неприятный, но и очень тяжелый труд. Поэтому Бог в Своей милости помогает нам наказаниями, которые служат для ослабления корней нашей души на земле и укрепления якоря сердца нашего на небесах.
Он достигает этого различными путями. Иногда Он допускает обстоятельства, подрывающие наше доверие и отвлекающие нас от общения с мирскими людьми, навлекая на нас грубость их обхождения с нами. «Выйдите из среды их и отделитесь» — вот повеление Господа Его народу. Но как медлительны мы к послушанию! И Бог вынужден делать плоды земных удовольствий горькими для нас, чтобы мы перестали искать их. Земные, обманутые ожидания и мирские разочарования приближают нас к нашему Небесному Дому.
Пока евреи наслаждались землею Гесем, они были довольны. И потребовалось тяжелое и лютое рабство, чтобы принудить их оставить это место и отправиться в обетованную землю.
Что больше всего меня поражает во многих христианах, так это не невежество или ошибки, но мирской дух, их полное нежелание оставить этот мир. Как «странники и пришельцы» мы должны желать и тосковать о нашем Небесном Доме. Как находящиеся вдали от Того, Которого мы больше всего любим, мы должны желать «разрешиться и быть со Христом» (Филиппийцам 1:23), как было с апостолом Павлом.
Христос дал Своему народу обетование Своего пришествия, несмотря на то, что лишь немногие ежедневно молятся: «Ей, гряди, Господе Иисусе». Я склонен верить, что это одна из причин, почему многие из народа Божьего терпят огненные испытания.
Писание говорит об этом мире, как о «земле пустой, иссохшей и безводной» (Псалом 62:2), а также, что он — «темное место» (2 Петра 1:19). И Бог испытаниями приводит нас к сознанию, что это так.
2. Наказание приближает нас к Богу. По природе мы исполнены духом независимости. И наказание назначено для того, чтобы удалить нашу самонадеянность и открыть нам глаза, чтобы мы увидели свою слабость и беспомощность. Испытания возвращают нас обратно к Богу. И это нам «для пользы».Страдания и горе принуждают нас пасть на колени. Болезни и печаль заставляют нас взыскать Господа.
Обратили ли вы внимание, читая Евангелия, как редко люди, обладающие силой и крепким здоровьем, искали Христа? Лишь горе и болезнь приводили их к Великому Врачу. Царедворец пришел ко Христу, потому что сын его был при смерти. Иаир искал Учителя, потому что дочь его была очень больна. Женщина-хананеянка пришла с просьбой к Господу Иисусу по причине ее беснующейся дочери. Сестры Лазаря умоляли вернуться отсутствующего Спасителя, потому что их брат был болен, при смерти и т.д.
Испытания могут быть весьма горькими, но они отличное средство для души и являются Божьим лекарством. Это ясно видно из Псалма 106:11-29. Когда люди «преткнулись» и «не было помогающего», они «воззвали к Господу в скорби своей». Да, «скорбь» заставляет нас обратиться к Господу от всего сердца. «Много может усиленная молитва праведного». Когда вы замечаете, что огонь в вашем очаге угасает, вы не всегда подкладываете уголь или дрова, но пускаете в дело кочергу. Так и Бог часто употребляет черную кочергу страданий, чтобы огонь преданности горел ярче.
3. Наказание делает обетования Божии еще драгоценнее для нас. Скорби часто содействуют тому, что нам открываются истины Божии и наши сердца открываются для истины; нам открываются места Писания, которые иначе остались бы для нас непонятными. Есть много текстов в Библии, которые ни один толкователь не может истолковать нам. Откровение происходит от личных переживаний.
Ап. Павел писал свое глубокое послание, находясь в темнице. Ап. Иоанн был «в скорби» на острове Патмос, когда получил Откровение.
Если вы спуститесь в глубокий колодец или шахту днем, вы увидите сияние звезд, которых не видно с поверхности земли. Так и Бог опускает нас иногда глубоко для того, чтобы мы могли видеть сияющую красоту некоторых из Его чудных обетований. Иаков ссылается на обетования Божии, когда он услыхал, что приближается Исав с 4-мя сотнями человек (Бытие 4гл).
Обетования воскресения имеют отвлеченный смысл для нас, пока смерть не возьмет кого-либо из наших близких.
«Будешь ли переходить чрез воды — Я с тобою, через реки ли — они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь — не обожжешься и пламя не опалит тебя»
(Исаия 43:2).
Это означает гораздо больше для огорченной души, чем для не обремененной переживаниями. Так и многие обетования «не бойся» гораздо лучше оцениваются, когда наши силы покинули нас и мы готовы впасть в отчаяние. Сперджен говорил: «Некоторые стихи написаны как бы секретными чернилами, которые надо держать перед огнем испытания, и только тогда они становятся видными».
Только несколько дней тому назад я просматривал свою старую Библию и перечитывал те заметки, которые в свое время сделал на полах возле некоторых стихов с обетованиями. Есть много мест из кн. Иова, Плач Иеремии, которые нас не привлекают, пока светит солнце, но во времена испытаний они подобны сиянию яркой луны в темную ночь.
4. Наказание делает нас способными сочувствовать другим. Если мы сами никогда не шли долиною плача и уничижения, мы не в состоянии «плакать с плачущими». Некоторые врачи были бы более нежны в обращении, если бы сами пострадали от поломанной кости. Если мы никогда не знали горя, мы будем плохими утешителями для других. Даже о нашем Спасителе сказано: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евреям 2:18). Джон Буньян никогда не написал бы свою книгу, если бы Бог не позволил дьяволу наносить ему жестокие удары в течение многих лет. Как ясно это видно из следующего текста: «…утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих».
Итак, наказания и огорчения отрывают нас от мира сего, приближают к Богу, делают для нас более драгоценными обетования Божии и научают сочувствовать другим. И если наказание приводит к таким драгоценным благословениям, к таким чудным плодам мира, будем благодарить за них Бога, без ропота принимая их.