Среди обилия похвал, написанных женщинам, вряд ли найдется та область их удивительного бытия, которая не была бы воспета поэтами, писателями и художниками.
И каждая эпоха человеческого существования была наполнена новым пониманием женщины. Во все времена мужчины по-разному представляли себе роль женщины и относились к ним согласно этому определению. Женщина – мать, женщина – воин; женщина – политик и бизнес-леди. Библия также полна различных описаний женщины, понимания ее роли и предназначения на земле: от трепетного «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные» до беспощадного «Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей». И, несмотря на все плохое и хорошее, что мы знаем о женщинах, несомненно, есть те качества, которые в любой отрезок времени являлись объектом восхищения и музой для поэтов.
Так, например, автор книги Песни Песней пишет: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песнь Песней 2:2). В другой части Библии мы читаем: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов» (Притчи 31:10); или «Добродетельная жена — венец для мужа своего» (Притчи 12:4).
Светское общество, несмотря на свою отдаленность от библейских принципов и четких границ морали, всегда восхищалось добродетельной женщиной.
Еще в древности Еврипид писал: «Нет худшего зла, чем дурная женщина, и лучшего блага, чем хорошая». Василий Андреевич Жуковский, один из создателей русского романтизма писал:
«Счастлив тот, чей дом украшен
Скромной верностью жены».
Весьма экстравагантно выразил свое почтение американский сатирик Кин Хаббард: «Женская красота обманчива, но она — ценное качество, если вы бедны или не очень умны».
Но, наряду с этим, почти богопочтительным, отношением к женщине, существует и другая реальность: он — в тапочках в кресле перед телевизором или компьютером, она — на кухне с детьми. Мизансцена, не один раз осмеянная карикатуристами и работниками сатиры. Но в ней проступает то, над чем смеяться не хочется, грешно: неравенство полов, рабство и сексуальное насилие.
В период написания Библии роль женщины в обществе была такой же нечеткой, как и в современной мировой практике. С одной стороны — ее боготворили, с другой — она не поднималась в своих правах выше вещи или части недвижимости, принадлежавшей мужу. Именно поэтому ранняя Церковь брала на свое попечение рабов и вдов, лишившихся своих мужей, поскольку последние, потеряв кормильца, в своих правах мало чем отличались от невольников.
Как это ни парадоксально звучит для некоторых читателей, но именно христианство впервые серьезно заговорило о равенстве мужчин и женщин. Павел наставлял церкви:
«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»
(Галатам 3:28).
Но, как это ни странно, некоторые представители христианского общества пытаются вернуть женщину к ее античному существованию. Одна из причин такого поведения кроется в неправильном понимании текстов Писания, например:
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела»
(Ефесянам 5:22,23).
В этом отрывке Писания слово «глава» выступает в той же роли, что и слово «краеугольный» в древней поговорке: «Этот отброшенный камень стал краеугольным». Глава здесь, скорее, не привилегия, а огромная обязанность, важный труд, возложенный на плечи мужчин, где муж — это фундамент семьи, а жена — прекрасный фасад. И задача фундамента заключается в том, чтобы дом не просел, не дал трещину, чтобы красота фасада радовала глаз как можно дольше.
Среди всего обилия стереотипов, сложившихся о женщинах, в христианском обществе наиболее популярны три самых устоявшихся: красивая – значит не духовная; главное, чтобы она молчала; главное, чтобы она работала. На самом деле – это всего лишь видоизмененная истина, частичка правды, данной нам Библией. Истина выглядит немного иначе.
Красивая или умная?
«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притчи 31:30), — говорят себе некоторые христиане, а тем временем подыскивают миловидную супругу. Так уж мы устроены, что всегда, независимо от воспитания и убеждений, мы встречаем человека по одежде, и только мудрые из нас не торопятся делать вывод. Ведь во втором акте на сцену выходит ум. Мужчинам нравятся красивые женщины: на них приятно смотреть. И нет ничего зазорного в том, чтобы твоя жена была красавицей. Но как-то сложилось, что о духовном характере красивых женщин говорят не с положительной стороны. Не спорю, причин для этого достаточно. Но разве не Бог сделал женщину красавицей? Разве Он не использует красивых женщин для совершения своего спасительного труда?
Например, Сара, жена Авраама. Она была настолько красива, что даже сам египетский фараон захотел ее в жены. Или Есфирь, которая своей красотой спасла еврейскую диаспору, находившуюся на грани истребления. Если мы изучим Библию, то увидим, что Бог использует красивых женщин для совершения своего труда равно, как и тех, о чьей красоте ничего не известно. Некоторые из вас скажут, что они стали орудием Божьего труда не потому, что были красивы, а потому, что любили Бога. И я отвечу: «Конечно! Да!» И тогда мы с вами придем к выводу, что красота, ум и страх Божий могут сосуществовать в женском теле. Это и есть самое важное признание со стороны мужчин. Ведь мудрая женщина никогда не будет полагаться на свою красоту там, где необходимо упование на Бога.
По-настоящему прекрасная женщина делает вклад в то, что не заберут у нее годы: в красоту характера. Как? Она ищет Бога. Она почитает Его, или, если выражаться библейским языком, боится Бога. Потому что однажды, когда прелесть ее весны увянет, мужчина, с которым она живет, проснется от волшебного сна ее красоты и, ничего не найдя более, спросит себя: «А почему мы еще вместе? Что нас объединяет?» И все потому же, что ее главным женским козырем был не ум, не смирение и кротость, а красота, которая на определенном этапе несравненно превосходит все остальные женские качества. И когда она проходит, остается лишь содержимое: внутренний мир женщины.
Красивая женщина, словно машина на соревнованиях, которая уже на старте оставит далеко позади всех своих претенденток и мчится с невероятной скоростью к финишу, не зная, что каждую секунду теряет свое преимущество и что секрет этой гонки не в том, кто и как начал старт, важно, кто дойдет до финиша. И, хотя красивая женщина не сдается, пытаясь всеми силами предать себе «товарный вид», выигрывая по большей мере лишь годы, месяцы, ценность же духовно красивой женщины с годами лишь возрастает. В то время, когда одни с неким диким остервенением терзают кредитные карточки мужей, пытаясь солярием и косметикой сохранить то, что неумолимо исчезает, другие следуют не теряющему популярность библейскому принципу: «Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство». А, как известно, слава живет дольше чем внешность человека.
Немолчаливая мудрость?
В какой-то момент сосуществования мужчины и женщины у первых сложилось мнение, что женщины должны молчать. Всегда. Так удобней. Согласитесь, неприятно принимать решения, зная, что их могут оспорить. Но, наряду с этим, в природе мужчины, к слову, созданной Богом по правильным принципам, заложен парадокс. Мужчинам не нравятся женщины, которые молчат. Спустя какое-то время они перестают их уважать и прислушиваться к ним. Да и слушать-то нечего, если она говорит, что ты всегда прав. Мужчинам и не нравятся женщины, которые перевоспитывают их.
Через какое-то время сильная половина человечества начинает уставать от постоянного контроля и педагогической составляющей их жизни. Они стремятся выйти их-под этого гнетущего господства. Увы, не всегда это бывает полезно для брака. Поэтому в который раз мы приходим к необходимости сказать: в молчании и воспитании семьи нужна золотая середина. И следующий вопрос, без сомнения, важен: где она, эта середина? Писание учит: «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается» (Притчи 24:3). Золотая середина сокрыта в мудрости – выяснили мы с вами. Но где берет начало этот благодатный источник?
«Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его»
(Псалом 110:10).
Мудрой женщине не обязательно только молчать или говорить. Будучи мудрой, она сама познает необходимый баланс, или гармонию, в словах и делах. «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным» (Притчи 17:28), — учит Писание. Мудрая женщина говорит достаточно, не много и не мало, столько, сколько определил ей Бог, а не мужчина со своим пониманием покорной жены. Слова мудрой женщины подобны тому, о чем пишет еврейская мудрость:
«Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря»
(Екклесиаст 12:11).
Иаков считал, что признак мудрого человека – это ничто иное, как отображение его характера. И писал он эти слова, не взирая на лица и пол:
«Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна»
(Иаков 3:17).
И если одним женщинам Писание повелевает молчать, то другим советует говорить, не умолкая. Почему? Потому что такова о них воля Божья, благая, угодная, совершенная.
Не рабыня, а хозяйка
Итак, последнее, о чем мы сегодня поговорим, это: «Какую роль должна играть женщина в жизни мужчины?» Стоп. В самом вопросе уже сокрыта неправильная посылка. Правильней было бы спросить: «Какую роль женщина должна играть в Божьем плане спасения?» Что уготовил ей Бог? Растить детей и быть с мужем? Да. Но не всем. Быть миссионерками там, где не пройдет мужчина? Да. Но, снова, не всем. Оставаться одинокой или повторно не вступать в брак? Да, но…
Мы можем до бесконечности перечислять все функции женщины в этом мире, но только придем к пониманию того, что Божьи планы многолики, а методы — разнообразны. Универсальная же роль женщины сводится к тому, чтобы помочь мужчине нести один очень нелегкий груз. Его имя — послушание Богу. Однажды за то, что женщина более мужчины тянулась к познанию, Бог запретил ей играть доминирующую роль в отношениях. Он сознательно ограничил ее, сделав мужчину носителем спасительного познания. И не потому, что мужчины умней, а потому, что это есть важный элемент Божьего воспитания для женщины. Тем не менее, Он создал ее помощницей, но не рабыней, роль которой — выполнять всю грязную работу за мужчиной. «Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины,- говорил Августин, — он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра».
И тут мы подходим к важному вопросу: где сфера влияния современной женщины? Дом, как это было много веков до этого? Или ей уготовано нечто большее, что наслаивается на сферу влияния мужчины? Или, проще говоря, отбирает у него права? Или что-то еще?
Роль замужней и незамужней женщины в этом мире сильно отличается. Поэтому я остановлюсь на тех женщинах, которые находятся в браке или собираются в него вступать. Несмотря на наслоение мнений, традиционных и новаторских, я считаю, что как для мужчины, так и для женщины главное в отношениях – это создать и сохранить семью. Главное же для человека – это созидание общества в целом. Одна из функций, которую выполняет женщина, — она создает и охраняет семейный очаг. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». Поэтому по-настоящему мудрая и красивая женщина никогда не будет бременем роскоши: она создаст эту роскошь.
В книге Притчи есть одна замечательная глава, которая называется в еврейском фольклоре поэма-акростих прекрасной жене, где каждый стих начинается с очередной буквы еврейского алфавита. Порядок, в котором перечисляются ее добродетели, обусловлен в большей мере требованиями акростиха, нежели последовательностью изложения. Но там весьма точно, хотя и не без литературный украшений, описан образ успешной жены–хозяйки. Вот три самых ярких характеристики великой женщины.
1. Она не боится работы.
2. Она умеет управлять и организовывает труд.
3. Она обеспечена всем необходимым своим мужем.
Но нигде в этом тексте не говорится о том, что быть женщиной – это бесправная форма существования. Напротив, заканчивается эта поэма словами:
«Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!»
(Притчи 31:31).
О женских достоинствах можно говорить бесконечно. Особенно, если ты мужчина. Но не менее важно что-то предпринять для того, чтобы наши женщины стали лучше, счастливее, прекрасней. Апостол Петр напоминает мужчинам: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет.3:7). Не имеет значения, о какой женщине идет речь, о замужней или незамужней, вдове или невесте. Все они, такие многоликие, яркие и многообразные, есть сонаследницы благодатной жизни, которую даровал нам Господь, сказавший некогда об одной женщине: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7:47). Учитесь любить и ценить женщин вокруг себя.
Источник: http://www.istina.info