Изучая тему о благочестии, я занял позицию ученика у ног Христа и стал слушать, что Он скажет об этом со страниц Священного Писания — Библии. А вот чтобы яснее понять смысл слова «благочестие», обратился к словарям. Благочестие — истинное богопочитание; благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле (В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). Благочестие — истинное почитание Бога, принятие Божьих истин и исполнение заповедей, богобоязнь. Противоположное значение благочестия — нечестие (В.П. Вихлянцев. Библейский словарь).
Нечестие — это отрицательная форма слов «поклоняться» или «почитать», противоположность благочестию, и скорее отражают непочтительность, чем неправедность, или пренебрежение обязательствами по отношению к Богу. Это поведение, противоречащее нормам праведности, т. е. беззаконие, но не Моисеева закона, а известного всем универсального закона, за что будет суд при втором пришествии Христа. (М. Эриксон. Систематическое богословие).
Думаю, что в вопросе благочестия и нечестия некоторые христиане попали под влияние врага душ человеческих, который уловил их в свою волю (1 Петра 5:8; 2 Тимофею 2:26), поскольку они позволили вовлечь себя в споры о различных способах и методах поклонения Богу, о разных стилях музыки и инструментах, приемлемых для прославления Всевышнего или не приемлемых, и т. д. Плоды этих споров печальны: разделение — на особо консервативных и не очень!
В таком случае Павел ставит диагноз:
«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких»
(1 Тимофею 6:3-5).
Итак, что же делать? Нельзя впасть в крайности либеральной вседозволенности или законнической консервативности! Но как найти баланс, чтобы не повредить делу Божьему, чтобы из-за нашей гордости не разделить Церковь — Тело Христа — и не оскверниться (Римлянам 16:17; 2 Петра 3:10-18)?
Для всех верующих ответ очевиден и прост: нам нужен Христос! Он проведет нас и через это испытание! У Него есть здравые слова и учение о благочестии! Поэтому смиримся под Его крепкую руку, Он смиренным дает благодать, Он поможет благочестиво поступить в этой ситуации, чтобы не оскверниться грехом нечестия.
Итак, в Ветхом Завете слово «хесед» или «хасид» — благочестие — в различных смысловых значениях встречается 245 раз. Рассмотрев все, я обратил внимание на довольно широкий спектр его смысла и значений, разную личностную принадлежность, грамматические особенности и различные ситуации.
Первый раз в Библии слово «благочестие» употреблено Лотом в смысле милости, оказанной ему Богом, Который спас его от огненного дождя из Содома (Бытие 19:19).
Вооз применил это слово, оценивая действия моавитянки Руфи, как ее доброе, когда она действовала по научению своей свекрови Ноемини, в свете Торы (Руфь 3:10).
Благочестиво или благосклонно к Израилю, вышедшему из Египта, поступили Кинеяне и затем были помилованы Саулом.
Из этого следует, что благочестиво могут поступать и язычники, но и таким для спасения нужен Христос (1 Царств 15:6; Деяния 10:1-6).
Царь Давид благочестиво поступил с Анноном, царем Аммонитским, сыном Наасовым, за благодеяния или благочестие его отца, но тот не принял этого благочестия и обесчестил его послов (2 Царств 10:2). Да, наше доброе отношение к людям может ими превратно истолковываться и не приниматься.
Из контекста Писания следует, что слова «праведник» и муж «благочестивый» могут быть синонимами. Причем заметим, что даже смерть благочестивого праведника может быть для него не злом и бедой, а наоборот, восхищением от зла!
«Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла»
(Исаия 57:1).
Более конкретно в Ветхом Завете Божье учение о благочестии и Его реакция на нечестивое поведение Израиля раскрыты через пророка Осию:
«Что сделаю тебе, Ефрем? Что сделаю тебе, Иуда? Благочестие ваше как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне. Галаад — город нечестивцев, запятнанный кровью. Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости. В доме Израиля Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль. И тебе, Иуда, назначена жатва, когда Я возвращу плен народа Моего»
(Осия 6:4-11).
Здесь видим, что Бог через пророка Осию, спрашивает у Ефрема и Иуды (так называли две части разделившегося царства Израильского), что Ему сделать им в связи с их быстро исчезающим, как туман и роса, благочестием. За нечестивое поведение Он их ранее поражал и бил через пророков. Их нечестие — это измена, блуд и неверность Господу! Такое поведение наносит глубокую рану сердцу Божьему. Чтобы пророк Осия смог глубже понять и передать чувства оскорбленного Господа, Он дал ему пережить измену блудной жены Гомерь. Но евреи не слушали Божьих пророков, за что понесли наказание и теперь в скорби ищут Его исцеления и восстановления, желают познать Господа, верят, что Он придет, как заря и поздний дождь, орошающий землю. Этого момента позже коснется апостол Иаков, говоря христианам о двух видах благочестия.
Так что же теперь Бог сделает им, живущим с быстро исчезающим благочестием? Здесь будем очень внимательны! Бог ясно открывает Свое желание! Вот суд Его, действующий как восходящий свет, просвещающий тьму людей: Он хочет от Своего народа благочестия, а не формальных религиозных жертв!
Истинное благочестие возможно только через Боговедение, т. е. познание Бога! Об этом позже будет учить апостол Петр. Богу невозможно угодить фанатичным исполнением религиозных законов, ритуалов и обрядов. Идя этим путем, народ Божий нарушил завет, стал изменником, подобно Адаму, запятнался кровью, совершил мерзости, ужасные блудодеяния, которые в конечном итоге выразились в непринятии и распятии Мессии (Иоанн 1:11; 19:6, 15).
Вспомним, что Адам, согрешив неверием Божьему слову, стал жить непослушно Творцу, перестал просто и естественно принимать Божьи дары и благодать, тем самым перешел на свой источник обеспечения жизни. Но Бог есть полнота, наполняющая все во всем, Им все живет и движется и существует! Вот именно Таким нам и надо Его познать, тогда наше благочестие не будет похоже на туман!
Итак, благочестивую жизнь Своему народу готов обеспечить лично Сам Бог! Всякий иной вариант Им не принимается, поскольку в глазах Святого Бога он нечестив! Об этом в Новом Завете более подробно скажет апостол Павел.
Интересно, что Господь Иисус Христос дважды применил цитату из пророка Осии при увещевании религиозных фанатиков-фарисеев (Матфей 9:13; 12:7).
Согласно древнееврейскому словарю, «хесед» в Ветхом Завете является именем существительным. Значит, в Божьем представлении, слова: совершенство, доброта, милость, милосердие, любовь к Богу и благочестие — не связаны с действием и поведением, как мы часто неверно представляем, иначе они были бы глаголами. Это значит, что поведение и поступки личности, которую характеризуют эти существительные, внутренне присущи данной личности, т. е. зиждутся на ее существе, или природе, а не действиях!
Действия являются следствием, а не причиной! Ни в коем случае не наоборот, как обычно неверно мы представляем и, соответственно, неверно оцениваем себя и других.
Бог, по внутренней духовной природе, или сущности, святой и праведный, и это у Него естественно проявляется во внешней святой жизни и благочестивом поведении.
Итак, Ветхий Завет учит нас следующему.
Во-первых, примером в благочестии для нас служит Сам Бог! Он, по Своей духовной природе, свят и праведен, поэтому проявляет Себя в исключительной форме совершенства добрым и милостивым, милосердным и верным, великим и обильным, полезным для творения в выкупе нас от греха, врагов и неприятностей, в сохранении жизни от смерти, в обеспечении верующих благочестивой жизнью и в хранении заветов.
Во-вторых, чтобы человеку жить пред Его лицом благочестиво, недостаточно быть религиозным, ревностным или фанатичным человеком, но необходимо внутреннее изменение нашей сущности, с греховной на праведную и святую, отделенную от зла.
В-третьих, Бог не безразличен к повседневному поведению людей, напротив, Он очень внимателен к самовыражению каждой личности. Он немедленно реагирует на нечестивое поведение Своего народа, наказывает, поражает и бьет через пророков, словами уст Своих, и судит их восходящим светом Своей истины.
В-четвертых, Бог более всего хочет увидеть в Своем народе, не религиозно-ритуальное, формальное поклонение, через человеческие усилия, но благочестие в повседневном поведении из любви и привязанности к Нему, благодаря ежедневному познанию Его.
Источник: www.krinica.org