Глядя на события, происходящие вокруг нас, трудно сомневаться, что День Господень приближается и «очень поспешает». Часто в проповедях можно услышать призывы к личной святости и готовности к встрече с Иисусом Христом. Но, к сожалению, не часто можно услышать о готовности вселенской Церкви к встрече с Грядущим Господом. Личное приготовление – это забота о себе самом, а если я молюсь о готовности всей церкви, то здесь проявляется забота как о себе самом, так и о других членах церкви. Такое трепетное отношение к Церкви и ее членам очень важно для духовной жизни христиан нашего времени.
Итак, давайте обратимся к пророчеству Амоса. Почему Божий гнев на Тир так силен, что любящий миловать Бог сказал: «Не пощажу!» Главная причина столь сильного гнева Господа кроется в двух ошибках Тира: во-первых, в предании пленных на истязание, во-вторых, в том, что Тир не вспомнил братского союза. Я бы особо хотел обратить внимание моих читателей на слова «братский союз», чтобы обострить наши чувства братства друг ко другу, чтобы беда одного разделялась всеми, чтобы проблемы одной церкви заставляли других прилежнее молиться и чтобы готовность ко встрече с Господом была общей нуждой.
Так что же такое «братский союз»? Помните песнь Давида об Ионафане и Сауле? «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан» (2 Царств 1:26). Наверное, правильнее было бы Давиду сказать «друг мой Ионафан», но он употребил слово «брат». Оказывается, и друзья в одном союзе могут быть братьями. Так мы и читаем в Библии: «И бывает друг, более привязанный, нежеле брат» (Притчи 18:24). В наше время формируется много союзов. Готовится новая «всеядная» религия, так называемое экуменическое движение, в которую входят разные церкви, религии, конфессии. К сожалению, подобные движения можно скорее назвать «небратскими союзами».
Примеры подобных небратских отношений мы находим и в Библии. Вспомним для начала отношения между Авраамом и Авимелехом, царем Герарским. Однажды эти два человека заключили союз (Бытие 21:27). Когда этот союз заключался, Авимелех сказал: «С тобою (Авраамом) Бог во всем, что ты не делаешь». Однако прочен ли был этот союз? При его заключении Авраам сказал Авимелеху о том, что царские рабы отняли у Авраама колодец. Но Авимелех сделал вид, что ничего об этом не знает. На этом проблемы не закончились. В скором времени все колодцы, которые выкопал Авраам, люди Авимелеха засыпали. А какова цена колодца в пустыне? Ни много ни мало – жизнь. Когда Авраам умер, наследие этого далеко не братского союза перешло к Исааку. Исаак почистил засыпанные колодцы, вернул им старые имена и выкопал новый «с живою водой» (Бытие 26:19). Люди царя Герарского сделали все, чтобы вытеснить Исаака из тех мест. Однако Бог не оставлял его и благословлял Исаака, где бы он не жил. Божие благословение было столь очевидным, что к Исааку опять пришел Авимелех с предложением заключить союз. Однако Исаак не спешил и для начала поинтересовался: «Чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?» Ответ был прост: «С тобою Господь… заключим союз с тобою» (Бытие 26:28). А дальше неслыханно наглые слова: «Чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром, теперь ты благословен Господом».
Теперь давайте проведем аналогию с историей церкви. Сколько раз мир предлагал церкви подобный союз? В первоапостольские времена, в средневековую эпоху, в минувшее и настоящее время цель этого союза предельно ясна: лишить Божий народ воды и колодезей. Но Бог через духовные пробуждения всегда посылал новые источники воды живой.
Однако мне хотелось бы больше остановиться на братских союзах и рассмотреть принципы, на которых такие союзы основаны. Лучшим примером братских отношений служат отношения между Давидом и Ионафаном.
«Ионафан же заключил союз с Давидом, ибо полюбил его, как свою душу»
(1 Царств 18:3).
Итак, первый принцип братских отношений – любовь. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15:13).
А вы когда-нибудь задумывались, зачем Ионафану нужен был такой друг, как Давид? Ионафан – царский сын, а Давид – простой пастух. Однако Ионафан подружился с Давидом и не просто подружился, но и жертвенно подарил ему одежду, меч, лук и пояс. Итак, друзья, следующий принцип братских союзов – жертвенность. Давайте посмотрим, как этот принцип работал в ранней церкви.
«В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла»
(Деяния 11:27-30).
Вот пример подлинно братской любви. В Антиохии тоже было голодно, но члены церкви заботились не только о своих нуждах, но и замечали нужды других церквей.
«И говорил Ионафан доброе о Давиде Саулу… и послушал Саул Ионафана и поклялся Саул: жив Господь, Давид не умрет»
(1 Царств 19:4,6).
Так ли всегда поступают дети Божии? Напротив, «по мере умножения беззакония и недостаче любви» силы ада провоцируют и искушают христиан говорить плохо друг о друге. Пересуды, клевета, наушничество разрушают единство церкви и лишают христиан духовных сил. Ионафан говорил хорошо о Давиде, хотя ему это было делать нелегко. Церковь возрастает и получает «приращение», когда христиане хорошо говорят друг о друге. Иногда говорить хорошо очень даже небезопасно, потому что можно услышать в ответ слова, какие услышал Ионафан от Саула: «Сын негодный и непокорный». Более того, отец метнул в сына копье. Но как бы ни было тяжело говорить о людях доброе, продолжайте так поступать, даже если за это, как сказала мать Тереза, придется пострадать.
И последний, но не менее важный принцип братских отношений – верность.
«Не остался ли еще кто-нибудь из дома Саулова? Я оказал бы ему милость ради Ионафана»
(2 Царств 9:1).
Прожито время, одержаны победы, враги рассеяны и побеждены. Давид – законный царь. Саул погребен и оплакан, оплакан и Ионафан: «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан» (2 Царств 1:26). Кто измерит глубину печали Давида? Израиль свидетель душевной боли Давида. Песнь об Ионафане знает и поет весь народ. Но жизнь продолжается, однако память не подводит Давида: ради Ионафана он готов оказать милость тем, кто в ней нуждается. В сердце Давида по-прежнему звучала просьба лучшего друга:
«А если я умру, то не отними милости твоей от дома моего вовеки, даже и тогда, когда Господь истребит с лица земли всех врагов Давида»
(1 Царств 20:15).
И эту милость Давид оказал хромому сыну Ионафана Мемфивосфею. Давид был готов оказать милость любому человеку, хоть как-то связанному с его лучшим другом, а тут в милости нуждался его родной сын. И как поступил Давид?
«И сказал ему Давид: не бойся; я окажу тебе милость ради отца твоего Ионафана и возвращу тебе все поля Саула, отца твоего, и ты всегда будешь есть хлеб за моим столом»
(2 Царств 9:7).
В этом эпизоде хорошо видно великодушие Давида: он не просто предложил разовую материальную помощь или оказал услугу, он отдал ему назад виноградники, которые раньше принадлежали Саулу. В этом видна верность Давида и его отцовские чувства по отношению к сыну Ионафана.
Итак, давайте подведем итог и еще раз перечислим принципы братского союза:
• Любовь,
• Жертвенность,
• Доброе свидетельство,
• Верность.
На подобных принципах были основаны отношения Руфи и Ноемини, Авраама и Елиазера, священника Ездры и князя Неемии. Их братские отношения послужили благословением для окружающих людей и принесли устройство в духовную жизнь Израиля. Если ваши отношения с братьями и сестрами в церкви вы построите на этих же принципах, то эти отношения станут благословением не только для вас, но и для окружающих. Сегодня отношения между членами церкви все больше напоминают отношения деловых партнеров в бизнесе. Но не к таким отношениям призывал нас Глава Церкви. Он хотел и продолжает ожидать, что отношения его детей будут основываться на любви, жертвенности, верности и честности. Так давайте же принесем радость нашему Спасителю и наполним наши отношения новым смыслом.
Источник: http://www.krinica.org/