Как-то одной очень усердной в деле благовестия женщине братья в церкви запретили свидетельствовать о Христе. Такой запрет вызывает непонимание и изумление верующих, потому что не так много людей ревнуют о распространении Евангелия и, как правило, враги Христа строят козни против свидетелей Иисуса, а тут вдруг свои. Причина была в том, что жизнь женщины была недостойной Бога и недостойной Евангелия.
В этой статье хочется обратить внимание на несколько моментов, без которых действительное благовестие невозможно.
Благовестие – это распространение доброй или благой вести для окружающих людей. Эта весть исходит от Бога для людей, которые обречены на смерть и вечную погибель. Эта весть достойная Бога, т.е. она значительна, всеобъемлюща, не ограничена человеческими законами, границами или предрассудками. Эта весть для каждого человека, независимо от его расы, национальности, возраста, социального положения и образования.
Благая весть – это сообщение человеку, что Бог так возлюбил его, что отдал за его грехи на смерть Своего Сына, для того чтобы спасти каждого верующего в Иисуса Христа от вечной погибели. Это сообщение так просто, что понятно даже школьнику, но так сложно грешному человеку донести его, чтобы он понял, что же ему теперь нужно делать, чтобы не остаться в стороне от Божьего спасения. Сложно для понимания это сообщение еще и потому, что есть дьявол, который препятствует людям уразуметь эту истину. Вот почему нужны христианам дополнительные усилия для передачи этого благословенного сообщения людям.
Предлагаем вашему вниманию четыре краеугольных камня во время свидетельства людям о Божьем спасении.
1. МОЛИТВА И ПОСТ
Никакое дело Божье не делается без Бога, а если и есть такие попытки, то они обречены. Вот почему в деле благовестия мы в первую очередь должны молиться. К примеру, для того чтобы послать людей на миссию мы можем просто собрать христиан и избрать из них некоторых, дать им достаточное жалованье и отправить в тот или другой город или деревню. Некоторые так и поступают, но такой подход часто дает обратные результаты.
Прежде всего нам надо молиться. Иисус Христос увещевал Своих учеников:
«Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою»
(Лука 10:2).
Господь Сам призывает на служение людей и вручает им дарования для определенного труда. Без этого совершенно невозможно делать Божье дело.
Но почему Бог не делает этого труда без человеческой молитвы? Трудный вопрос и мы не сможем дать на него полноценный ответ, однако Бог побуждает нас молиться. Может быть потому, что есть в этом мире другая власть, которой человек покоряется, и Бог не может вероломно, без согласия и желания человека освобождать его от этой сатанинской власти, пока не услышит его мольбу. В молитве мы высказываем свое доверие и нужду Богу.
После вознесения Христа ученики пребывали единодушно в молитве. Они ожидали от Бога благословения, и оно пришло, когда сошел на них Дух Святой и Апостолы стали свидетельствовать о Христе с дерзновением.
Однажды Апостолы были вызваны в синедрион, где им строго запретили проповедовать о Христе. После того, как были отпущены оттуда, они возвысили свой голос в молитве к Богу и в результате:
«И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением»
(Деяния 4:31).
Другими словами, сильное свидетельство звучит после того, как люди Божьи начинают серьезно молиться.
Это не сказка и не шутка, что свидетельству христиан противостоит дьявол, и они своей силой не могут преодолеть эту силу. Вот почему Христос говорит: «Сей род изгоняется постом и молитвою». У нас сегодня множество людей одержимы духом блуда, пьянства, наркомании и других пороков и грехов.
Сегодня есть люди, которые призывают народ встать с колен, а я хотел бы сказать, что нам надо стать на колени перед Богом. Только так мы победим!
Однако нам нужно бояться бездушных, формальных молитв, которые убивают дух, погружают в сонливость и равнодушие. В молитве мы должны пылать к Богу.
2. ДУХ СВЯТОЙ
Кто-то сказал, что большая часть работы производится христианами без Духа Святого. Вот почему она так мелка и безуспешна. Только в Духе Святом и через Него мы можем действительно совершать Божию работу. Не зря ведь Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего».
Исполнение Духом Святым происходит через углубление и размышление над Словом Божиим и через молитвенное общение с Богом. Многие проповедники произносят проповеди, не будучи движимы Духом Святым, множество певцов, музыкальных групп, хоров не исполнены Духом Святым, служа Богу. А это значит, что они просто проводят время, бьют воздух, грабят своих слушателей, потому что забирают у них драгоценное время.
Может, поэтому у людей пропадает желание отдавать им свое время, из-за чего они и не хотят ходить на богослужения. Тем, кто свидетельствует о Христе таким или другим образом, надо очень серьезно подумать над этим.
То же самое касается и вопроса свидетельства людям о Христе в этом мире. Для того чтобы оно было понято и услышано человеком, надо опираться не на свою силу, мудрость или умение, а всегда приглашать Духа Святого, чтобы Он совершал Божье дело через наши уста.
Далее, только Дух Святой может указать нам тех людей, которые нуждаются в Слове Божием. В Писании мы находим множество примеров, как Дух Святой направляет своих тружеников для свидетельства. Вот диакон Иерусалимской церкви Филипп направляется на дорогу, которая пуста, и там встречается с евнухом и свидетельствует ему о Христе. Вот Петр направляется Духом Святым из дома Симона кожевника в дом сотника Корнилия, где собирается все семейство последнего, и Апостол им излагает путь спасения. Вот Павел и Варнава по повелению и откровению от Духа Святого вышли на миссию и пользуются благословением Божьим.
Свидетель Иисуса Христа должен знать и понимать Духа Святого. Не всегда и не каждому человеку мы сможем передать Слово Божье. И хотя Апостол Павел побуждает нас следующими словами для свидетельства: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тимофею 4:2) – это не значит, что мы должны навязываться к каждому человеку и силой ему внушать Евангелие. Насильственное свидетельство не приветствуется в Писании, но также не приветствуется сидение на месте. Благовестник должен быть в движении.
Иисус Христос говорит ученикам: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матфей 7:6). Другими словами, нам надо быть разборчивыми в вопросе, кому, когда и что говорить, чтобы не попасть в неприятные ситуации, а то и не погибнуть из-за глупости. И вот эту разборчивость, силу и мудрость для свидетельства дает Дух Святой.
3. СВИДЕТЕЛЬСТВО
Человек не может уверовать, если он не услышит Слово Божие, об этом говорит Апостол Павел:
«Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия»
(Римлянам 10:14-15,17).
Из этих слов понятно, что, кроме молитвы и упования на Духа Святого, нам необходимо свидетельствовать людям о Христе. И мы можем понуждать верующих к такому свидетельству.
Но свидетельство по принуждению или по какой-либо разработанной методике не приносит должного результата. Свидетельство истекающее натурально из сердца человека несет живительную влагу утомленному душой. Христос говорит:
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен»
(Иоанн 7:38-39).
Здесь мы опять возвращаемся к Духу Святому, через Которого в нашем «чреве» или сердце происходит благодатная работа и из него натурально, без принуждения истекает благое слово спасения.
Здесь уместно сказать, что в благовестии должна доминировать благая весть, а не что-то устрашающее и пугающее. Понятно, что говоря о спасении, мы не можем не говорить о грехе и его пагубности. Более того, мы не можем не сказать о Божьем суде и вечной погибели человека. Но если наше свидетельство состоит только в этом, оно не является тогда в полном смысле благовестием, или же доброй вестью.
Свидетельство должно быть благодатным, не агрессивно-отталкивающим. Апостол Петр говорит:
«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением»
(1 Петра 3:15).
Наше благовестие не должно быть с пеной у рта, в раздражении или, не дай Бог, в гневе. А ведь такое тоже встречается… Желая доказать свою правоту, мы начинам словопрения, споры и впадаем в такое состояние, которое по праву невозможно назвать, мягко говоря, правильным пред Богом или ведомым Духом Святым. Господь учит нас давать отчет в нашем уповании с кротостью и благоговением.
Людям кажется, что если они не постояли на своем, не отвоевали свое мнение, они остались проигравшими. А в каком они состоянии это делают или какие при этом используют рычаги – не так важно. Однако Господь нас учит свидетельствовать совершенно по-другому.
Сам Христос свидетельствовал много и часто, но однажды настало время для Него свидетельствовать молчанием, так что Пилат на суде удивлялся, что Он ничего не отвечает. Просто истина была очевидной, так что римский проконсул и без слов оправданий Иисуса Христа пришел к правильному выводу, что в Нем нет никакой вины, достойной смерти.
Здесь уместно сказать о некоторых причинах, которые стоят на пути к свидетельству о Христе. И первая из них – это стыд или чувство смущения и неловкости. Апостол Павел говорит, что он не стыдится благовествования Христова (Римлянам 1:16), и тому же учит своего сына Тимофея (2 Тимофею 1:8). Нужно сказать, что это ложный стыд, и он рождается по причине внушения со стороны и из-за не знания Евангелия. У человека нет уверенности в величайшей ценности Евангелия и что обладающие им, обладают величайшим преимуществом.
Во всяком случае христианину нужно преодолеть стыд, понять свое преимущество в Иисусе Христе и без толики стеснения провозглашать не ценности мира этого, а ценности, которые сокрыты во Христе. Понятно, что каждый свидетель Христов должен иметь личное познание Иисуса Христа, которое происходит через молитву и изучение Слова Божия.
Второе чувство, парализующее наше свидетельство, – это страх. Как стыд, так и страх сами по себе нейтральные чувства и они должны быть присущи человеку, но когда они препятствуют свидетельству о Христе, мы должны четко понимать, что это ложные стыд и страх, и предпринимать все возможные действия для того, чтобы удалить их из своего сердца.
Что порождает страх в сердце? Опасность быть оскорбленным, остаться без работы, лишиться жизни. И это случается в жизни христианина, однако одни, не глядя на все эти реальные опасности, продолжают свидетельствовать, а другие – замолкают. В чем дело?
Поддаваясь страху, мы недооцениваем себя во Христе. Мы думаем, что кто-то может причинить нам боль и страдание без воли Отца Небесного. Другими словами, мы думаем, что хоть один волос упадет с нашей головы без разрешения на то Всевышнего Бога. Ведь Господь говорит к народу Своему, ободряя их следующими словами: «Для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его» (Захария 2:8). Мы иногда думаем, что есть над нами другая власть, кроме Господа, поэтому и находимся в страхе перед какими-то земными авторитетами. В результате мы попадаем в зависимость не от Бога, а от этих авторитетом, стараемся угождать им, в результате чего наше свидетельство сходит на нет.
Но как только мы начинаем полностью полагаться на Господа, тогда наш страх проходит, и мы уподобляемся тому, о ком написано: «Праведник смел, как лев» (Притчи 28:1).
Следующее препятствие на пути благовестия – лень. Это простое нежелание трудиться. В Притчах (19:24) сказано, что ленивый опускает руку свою в блюдо и ему лень донести до своего рта пищу… Апостол Павел говорит ленивцам, что если они не работают, тогда пусть и не едят. И Христос говорит, что раба лукавого и ленивого ожидает страшная участь. Вот почему нужно все-таки победить лень. Но самое большое препятствие в свидетельстве – это недоверие Богу. Оно парализует наши действия. Зачем что-то делать, если из этого не будет никакого толка? Человек не начинает никакого предприятия, если у него нет хотя бы небольшой уверенности, что из этого будет толк. Со своим неверием надо бороться. Помните, Иисус Христос упрекал учеников за неверие и жестокосердие (!) после Своего воскресения (Марк 16:14).
Но когда они действительно поверили в то, что Иисус есть Мессия, что есть воскресение из мертвых, что есть жизнь вечная, то без всякого страха и остановки свидетельствовали и свидетельствовали о Христе.
И еще на одно препятствие в благовестии хочу обратить внимание – это наш собственный грех. Человек, пребывающий во грехе, поступает так, как говорит Апостол Павел:
«Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном»
(Филиппийцам 3:18-19).
Грех, как мы знаем, устраняется через исповедание, покаяние перед Богом и людьми. И сколько бы раз христианин не впадал в грех, столько раз один и тот же путь покаяния. И можно сказать, что когда грех исповедан, он отпускает человека, который впоследствии обновляется и начинает рассказывать людям о Христе.
Есть и другие препятствия, такие как предрассудки и суета, которые не дают нам открыть уста для свидетельства и с которыми надо тоже бороться. Осознание того, что мир погибает без Господа, что люди толпами уходят в ад, побуждает нас во время и не во время указывать им на Того, Кто может их спасти.
4. ВЕРНОСТЬ БОГУ
Известное выражение «Твои дела так громко кричат, что я не слышу то, о чем ты говоришь» нельзя недооценивать. Невозможно воруя, надев маску благочестивого человека, увещевать другого, чтобы тот не воровал. Отец, держащий в зубах сигарету, не может научить сына, чтобы тот не курил. Но что делать, если ты совершил грех и об этом знает твой сосед, которому ты хотел бы сказать о Христе? Неужели это значит, что ты уже навсегда потерял возможность свидетельствовать ему. Совсем не так. Апостол Петр говорит:
«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе»
(1 Петра 3:16).
Что нам говорит добрая наша совесть после того, как мы согрешили? Она говорит, что надо покаяться. И если сосед свидетель твоего греха, надо и перед соседом осудить свой грех и себя за то, что ты согрешил, и тогда возможность свидетельствовать о других, более важных вещах откроется.
Жизнь по доброй совести – значит жить свято. Другими словами, в доброй совести действует Дух Святой и Он не позволяет нам оставаться грязными, неочищенными и неосвященными. Мы стараемся сохранить свое тело в чистоте, но ведь правда и то, что мы пачкаем свои руки и даже лицо, однако не остаемся в таком состоянии, а ищем источник очищения. Так и человек, живущий по доброй совести, не может по своей природе находиться в греховной грязи. Он постоянно очищается и освящается.
Большим препятствием на пути свидетельства является жадность или алчность. Люди отвращаются от таковых свидетелей. Христианина должна отличать во всех отношениях жертвенность. Но как часто мы смотрим на то, как бы получить, а не как отдать, пожертвовать…
Жертвенность христианина достигает высшей точки, когда он готов запечатлеть свое свидетельство смертью. Апостол Павел, идя навстречу своему аресту и тюрьме, говорит:
«Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса»
(Деяния 21:13).
Один из преподавателей в семинарии учил студентов быть готовыми всегда к трем вещам: молиться, проповедовать Слово Божие и умереть за Христа.
Как-то приятель сказал мне, что в случае принципиальной позиции меня съедят львы. Но какая нам разница съедят нас львы или нет? В Римской империи множество наших братьев и даже сестер были съедены львами, но самое главное состоит в том, что они сохранили верность Господу.
Если я колеблюсь то налево, то направо, мое свидетельство теряет силу. Зовя других идти за Христом, надо самому последовательно идти за Ним.
Итак, молитва и пост, Дух Святой, свидетельство и верность Господу являются теми краеугольными камнями, без которых благовестие не будет иметь успеха. Если служители церквей повсеместно будут строить свое благовестие на этих четырех камнях, тогда церковь устоит в нашем псевдодемократическом тоталитарном мире. Глядя на верность служителей, молодые люди последуют их примеру.
Источник: http://www.krinica.org/