«Служите Господу с веселием…» (Псалом 99:2). «Ибо Ты возвеселил меня, Господи…» (Псалом 91:5). «Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает» (Притчи 15:13).
Есть такое мнение, что смех не совместим со святостью и святые люди должны иметь пасмурно-постное выражение лица. К сожалению, надевающие на себя подобную фальшивую маску напускного фарисейского благочестия являются не святыми, а святошами. В дни Своей земной жизни Спаситель беспощадно бичевал подобных лицемеров, «оцеживающих комара, а верблюда поглощающих» (Матфей 23:24), за попытки казаться людям «святее Бога».
Допустим ли юмор в христианской жизни?
Ответ однозначен: не только допустим, но и необходим. Если, конечно, человек не ущербен интеллектуально и здоров духовно.
«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости», — констатирует мудрый Соломон
(Притчи 17:22).
Профессор Аркадий Воробьёв в книге «Тренинг интеллекта» подчёркнул: «Юмор — непременный атрибут высокоразвитого интеллекта. Ведь как раз левое полушарие головного мозга ответственно за чувство юмора, а оно выполняет интеллектуальные функции. Считается, что у людей, не воспринимающих юмор, творческие способности менее выражены».
Во многих исследованиях убедительно показана взаимосвязь интеллекта и юмора. Великие физики Эйнштейн, Ферми, Резерфорд, Бор, Ландау, Капица и другие обладали большим чувством юмора. Впрочем, не только физики, но и медики, писатели, поэты и вообще все здоровые люди. Тысячу раз доказана и практикой подтверждается неоспоримая истина: весёлый, оптимистично настроенный человек быстрее выздоравливает, оправляется от ранений и житейских невзгод, нежели тот, кто находится в депрессивном состоянии. Даже пища усваивается лучше, если на душе нет тоски. Недаром в апостольские времена христиане «принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деяния 2:46).
Во втором Псалме читаем: «Живущий на небесах посмеётся…»(ст. 4). Речь идёт о Боге, Которому, как видим, присуще раскрепощённое выражение положительных эмоций. Тогда возникает вопрос: смеялся ли Христос? Доктор Деннис де Гаан в книге «Хлеб наш насущный» писал: «Нельзя прожить без смеха. Нельзя не замечать забавные моменты, не обращать внимания на смешные стечения обстоятельств, нельзя не замечать смешное в самом себе. Да, Иисус часто скорбел, порою даже плакал, но я верю, что Он также смеялся. Библия не говорит об этом прямо, но можете ли вы поверить, чтобы совершенный человек не обладал чувством юмора? Например, Иисус употребил Свой юмор для благой цели, проведя забавное сравнение с верблюдом, пытающимся пролезть сквозь игольное ушко (Матфей 19:24). Если вам представляется, что у добродетели должен быть всегда постный вид, то значит, вы многого ещё не поняли. Благочестие и юмор прекрасно сочетаются друг с другом».
Пророк Илия был весьма серьёзным человеком, но как он изобличил лжепророков Ваала! Илия предложил им громче взывать к своему идолу, поскольку тот, возможно, уснул или находится где-то в дороге. И те до умопомрачения скандировали: «Ваале, Ваале, услыши нас!» Они не поняли саркастической иронии Божьего пророка и это кончилось для них печально.
Улыбка помогает вере — гласит народная мудрость. И напротив, неверие закомплексовывает людей на холодном, прямо скажем, ожесточённо-бездушном фарисействе. Я не думаю, что враги Христа или Стефана улыбались, когда вели их на смертную казнь и потом убивали. Вряд ли улыбались и фарисеи, пытавшиеся побить женщину, схваченную с поличным в момент попрания заповеди целомудрия. Их лица были ожесточёнными, каменно-злыми.
Как выразить радость?
В Новом Завете, начиная с дня рождения Христа, ангелы, да и Сам Спаситель, Его апостолы, предлагают нам радоваться. Всегда радоваться, так как радость — одна из составляющих Царствия Божьего и свойство плода Духа Святого (Римлянам 14:17). И мы поём: «Радость, радость, непрестанно, будем радостны всегда». Даже когда нас огорчают, писал апостол Павел, мы радуемся (2 Коринфянам 6:10).
И как эта радость должна выражаться? Тем более, если она превращается в превосходную степень — в веселье? Темперамент у людей разный, и, естественно, у меланхолика радость менее эмоциональна, нежели у сангвиника. Но не стоит всех людей измерять на «свой аршин» и радость ограничивать «прокрустовым ложем» собственных предрассудков.
Иногда ссылаются на Лота, который едва не погиб в Содоме и не сумел убедить родственников выйти из обречённого на погибель города. Говорят, причиной неверия Лота было его увлечение юмором, злоупотребление шутками. Так ли это?
«Но зятьям его показалось, что он шутит»
(Бытие 19:14).
Обратите внимание на формулировку: зятьям показалось. Мало ли что может показаться? Они восприняли совет тестя как розыгрыш не потому, что он систематически занимался смехотворством или, как в народе говорят, зубоскальством. Лот был серьёзным человеком. Иначе ему не доверили бы судейское кресло у ворот Содома.
Просто родичам Лота — судя по их реакции, весьма легкомысленным молодым людям, — катастрофа, нависшая над Содомом, представлялась всего лишь шуткой. Они пошли на поводу у авторитетов тогдашнего научного мира. Кстати, и жена Лота не восприняла всерьёз приказ не мужа, а ангелов: «Не оглядывайся назад». Увы, это ей дорого обошлось.
Освальд Зандерс в замечательной книге «Ответственность. Руководство. Служение» отметил: «Так как человек — подобие Божие, то его способность к юмору — дар Божий и находит своё соответствие в природе Бога. Чистый, здоровый юмор может расслабить напряженность… Для руководителя он может быть бесценным даром. Юмор имеет большую ценность в миссионерской жизни. И это действительно в высшей степени тяжелый недостаток, если у миссионера нет никакого чувства юмора».
Безусловно, юмор придаёт проповеди остроту, гибкость и оригинальность. Хороший проповедник умело и успешно приправляет духовные блюда специями юмора. Выдающийся английский проповедник Чарльз Сперджен в предисловии к книге «Беседы пахаря» писал: «Надеюсь, что шутливый тон моих посланий не нуждается в оправдании, так как благодаря ему, широкие массы выслушивают с интересом мои нравоучения. Быть серьёзным до скуки вовсе не является достоинством». Однажды, когда ему сделали выговор за использование юмора в проповеди он, улыбаясь, ответил: «Если бы вы знали, сколько я умолчал, то вы бы меня похвалили». Оправдывая свои юмористические выражения, Сперджен писал: «В этой проповеди есть вещи, которые могут вызвать улыбку. Но улыбка — не грех. Гораздо меньшее преступление вызвать на мгновение смех, чем получасовой сон».
Обратимся к русским писателям. Лев Толстой, которого никак не упрекнёшь в шутовстве, тем более, что в своих литературных произведениях он не пользовался юмористическими приёмами, признаётся: «Юмор — большая сила. Ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех… Весёлый тот, у кого радостное настроение и радостное будущее». Ему вторит Фёдор Достоевский, замечательный по глубине христианский психолог: «Весёлость человека — это выдающаяся черта человека… Хорошо смеётся человек — значит хороший человек».И Николай Гоголь был солидарен с коллегами по перу: «Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубокая, добрая душа». И действительно, наряду с диагностикой наших ближних по их друзьям, по книгам, которые они читают, по словам, которые произносят, существует и диагностика по смеху. Хорошо смеётся только хороший человек! Смех глупых и легкомысленных людей — громкий, необузданный, словно «треск тернового хвороста под котлом» (Екклессиаст 7:6).
Объекты смеха для глупых — нелепы. Например, глупые смеются над грехом (Притчи 14:9). Отсюда следует, что для легкомысленных глупцов грех является поводом для насмешек, более того, «для глупого преступное деяние как бы забава» (Притчи 10:23). Смех скрытных людей — почти беззвучный. Смех лукавых личностей — приглушенный, хриплый и ехидный. Так что не стоит сдерживать положительные эмоции. Надо «радоваться с радующимися». Снимем с лица маску напускного благочестия и даже перед лицом смерти, проходя долину смертной тени, не будем унывать. Ведь мы святые, а не святоши. «Будем радоваться, братья, прочь уныние и страх!»
Так будем же служить Господу с весельем! Пусть исполнится в нашей жизни Слово Божье:
«А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости. Пойте Богу нашему, пойте имени Его… и радуйтесь пред лицом Его»
(Псалом 67:4-5).
Александр САВЧЕНКО
Пастор, г. Мариуполь, Украина
***
Как-то попал я в стрессовую ситуацию. Естественно, на моей физиономии появилась печаль. Девочка-соседка заметила это и чистосердечно спросила меня:
— Дядя Саша, почему сегодня вы такие не радые?
Говорят, одна минута печали отнимает у нас 60 секунд радости. При сердечной скорби дух унывает. А лицо — точный барометр для определения сердечной погоды.
***
Христианский миссионер в пустыне столкнулся с кочевым племенем, которое справляло пышные похороны. Посреди стойбища, на огромном костре лежало тело вождя племени в богатых одеждах.
— Какой веры был ваш вождь? — спросил христианин.
— Увы, он был неверующим, — отвечали ему.
— Поистине великое несчастье, — сказал тогда миссионер, — быть так роскошно одетым и не иметь, куда пойти!
***
Один проповедник спросил пресвитера:
— Как можно узнать о том, являюсь ли я мудрым, разумным и добродетельным?
— Знать, что следует делать, — это мудрость. Знать, как это делать, — разум. А делать — это добродетель.
***
— Ты самый великий монах на всем Востоке! — сказал один человек Антонию Великому.
— Дьявол мне это уже говорил, — ответил Антоний.
***
Однажды архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) сидел в Симферополе на скамейке. К нему подошли представители власти в форме блюстителей порядка.
— Вот вы, батюшка, сидите здесь с крестом на шее. А кругом ведь дети! Плохой пример вы подаёте молодёжи.
— А если бы я сидел здесь с револьвером на боку, дети получили бы лучший пример? — в свою очередь спросил милиционеров архиепископ Лука.
Источник: www.titel.ru