В последние десятилетия среди христиан стала особенно популярна цитата из Первого послания апостола Иоанна: «Бог есть Любовь…» (4:16). Казалось бы, это должно свидетельствовать о том, что Благая весть, наконец, прочно вошла в сознание людей. Ведь само явление Христа в мир, основополагающий факт, вокруг которого строится всё христианство, было откровением любящего Бога, Который пришел не судить, но спасти мир. Однако столь часто повторяемые слова о «Боге-Любви» имеют мало общего с Благой вестью о любящем Боге. В них вкладывают нечто совсем иное.
Сейчас много говорится о «христианском бизнесе» (вера в Бога — залог успеха), о «христианском сексе», даже о «христианском гомосексуализме». Бог, мол, всех любит, всё прощает, снисходителен к человеческим слабостям, ведет себя как «усталая бабушка», потакающая внукам во всем. Сейчас верховная ценность — комфорт, причем он не ограничивается техническими удобствами и усовершенствованиями. Необходимая составляющая комфорта и «счастливой жизни» — это душевное равновесие и спокойствие. Чтобы жить комфортно, человеку недостаточно обставиться всяческими удобствами. Ему важно считать, что он живет не только удобно, но и правильно. Для этого человек решил «усовершенствовать» Бога, как усовершенствовал свою телесную жизнь. Бог должен быть удобен: ни в чем не перечить человеку, соглашаться с его прихотями. Приспособленный» под запросы современного человека, этот бог и имеется в виду при разговорах «о Боге-Любви».
Больше ста лет назад Ницше предугадал это новое, «розовое христианство» и подверг его сокрушительной критике в «Антихристе». Вопреки мнению многих, в этом произведении речь идет не о христианстве и Христе, а о том духовном суррогате, который сейчас принято называть христианством. Согласно этому «розовому христианству», евангельский дух состоит в том, чтобы «ничему и никому не оказывать противодействия — ни злу, ни злому, — любовь как единственная, последняя возможность жизни… Боязнь боли, даже бесконечно малого в боли, не может иметь иного конца, как только в религии любви». В самом деле, современный человек столь же боится боли, как физической, так и духовной, сколь любит комфорт. Выработано множество способов ухода от боли и ее избегания. Душевную боль бегут снимать к психоаналитику. Чтобы не нарушать ничей «религиозный комфорт», предписана строжайшая толерантность, которая в итоге оборачивается запретом открыто исповедовать свою веру. Современный человек лелеет «маленькие добродетели», ходит на цыпочках, чтобы никого не задеть — ни в религиозных чувствах, ни в сексуальной сфере — и самому не быть задетым. Сверхчувствительность к боли, выливающаяся в миллионные иски о «компенсации морального ущерба», страх перед любым душевным страданием и угрызениями совести, действительно, находят свое выражение в «религии любви». Не мучайте себя, живите, как вам удобно, Бог есть Любовь, Он всё простит…
Такое «христианство» многих привлекает тем, что не призывает менять прежнюю жизнь, а лишь «освящает» ее, дает некую иллюзию духовности. «Мы должны бы были признать вполне абсурдным такого Бога, который лечит нас от насморка или подает нам карету в тот момент, когда разражается сильный дождь, и если бы Он даже существовал, Его следовало бы упразднить», — писал Ницше. Бог становится довеском к человеческим желаниям, печатью, которую в любой момент можно достать из кармана, чтобы поставить на свои потребности штамп «оправданности» и «естественности». Бог становится сервисом, обслугой, одной из многих составляющих частей комфорта. В итоге человек остается один на один со своими желаниями, и, думая, что имеет дело с Богом, имеет дело лишь с самим собой и собственными нуждами. Он хочет держать Бога «на посылках» — для удовлетворения желаний.
Бог есть Любовь! В действительности, это означает, что Бог открыт к людям, Он готов выслушать каждого, выслушать и молитву, даже проклятие, как слушал Он Иова. Да, Бог, Творец миров, слышит любого человека, пусть даже он не представляет никакой ценности для остальных. Бог — это Тот, Кто останется с человеком, когда все остальные отвернутся от него, махнут рукой как на законченного негодяя или просто ненужного, бесполезного человека. Бог есть Любовь — Он всегда готов выслушать каждого из нас. Но ведь и мы должны иметь, что сказать Ему. Бог ждет от человека встречного движения. И это встречное движение человек осуществляет, прежде всего, своей жизнью.
Бог не есть Океан Любви, непрерывно омывающий человека со всех сторон. Это любящий Отец, с Которым человек ведет диалог — поступками, словами, чувствами, мыслями. И в этом диалоге человек не может сказать всё, что угодно. Ведь он разговаривает не со своим отражением в зеркале, не с бессловесным манекеном, а с Живым Богом! Ответственность — вот важнейшее условие диалога. Бог не есть тиран, делающий с человеком всё, что угодно, казнящий и милующий по своей прихоти. Бог прислушивается к нашей воле, Он видит в нас Своих сыновей, а не предметы манипулирования. Но ведь и мы не можем поступать с Богом как угодно и говорить Ему всё, что угодно, приносить пред Его Лицо свой разврат или жажду обогащения. Иначе диалог прервется. И мы окажемся в «тьме внешней», исполненной «плача и скрежета зубов», как сказано в Евангелии. Скрежет зубовный — символ какофонии звуков, хаоса слов и отрывочности фраз. Тьма внешняя — это место, где нет Бога, где можно говорить и делать всё, что угодно. Только не очень-то от этого радостно…
Источник: www.titel.ru