Три огромных толпы будут собраны в бесконечном, бесформенном пространстве еще не воссозданной вселенной. Миллиарды людей и ангелов, еще не оправившихся и не пришедших в себя после ошеломляющих событий последнего времени, будут стоять вокруг трона Того, Кто еще вчера казался многим только мечтой или иллюзией. Вселенной, в которой все они так привыкли жить, пришел конец. Звезды падали с небес, потом планета разрушилась, и стихии прекратили свое существование. Физический мир, который казался единственной и незыблемой реальностью, перестал существовать. И то, что все они были живы, живы, несмотря ни на что, было и удивительно, и в то же время казалось таким естественным для всякого человека, потому что никто и никогда не мог представить себя мертвым.
Смерть для нас такая же абстракция, как и математическая точка или линия в геометрии. Мы можем ее видеть, рассуждать о ней и просчитывать подобные вещи. Можем даже извлекать из этого выгоды, недаром похоронный бизнес один из самых прибыльных и не только в нашей стране. Но что бы ни происходило вокруг смерти, мы про себя твердо помним, что реально она не может существовать в нашем мире. Никто из живущих не верит в возможность своей личной смерти. В глубинах наших душ скрыто больше знаний, чем может позволить себе наше слабое и робкое сознание. И мечты наши прочнее и долговечнее внешне незыблемых и вечных предметов, в окружении которых мы проводим свои земные жизни. На Последнем суде все это станет ясной и очевидной для всех истиной. И если сегодня мы больше всего боимся смерти, то там многие испугаются жизни. Жизни, за которую вчера еще так держались.
Но несмотря на то, что все тайны будут раскрыты и сомнения рассеяны, никто из нас не изменит своих чувств и убеждений. Это неправда, что если бы Бог был очевидностью, то все сразу стали ли бы добрыми христианами. Далеко не всех устраивает Христос в качестве Бога. Ярость, которую испытывает к Нему великое множество людей, вызвана не неверием. (Помните, что и бесы веруют и трепещут.) Его победа не только не примирит их со Христом, но вызовет в них еще большую ярость. Точно так же и сегодня злые, завистливые люди не делаются мягче от достижений тех, кого они ненавидят. Любое новое достижение только больше озлобляет завистников, если оно не им принадлежит.
Мнение о невозможности вечного наказания не ново, но как и в старые времена очень популярно. Те, кто придерживаются его, ссылаясь на милосердие и любовь Бога, вряд ли что-то понимают в сердцах человеческих. Ад и вечные муки совсем не внешняя угроза, вроде природной стихии. Ад и вечные муки придуманы не Богом. Они порождены самими глубинами человеческих душ, тех самых душ, куда не проник Дух Господень. Все те, кто сегодня любит грех и живет им, те, кому противна сама мысль о прощении недругов и милосердии, никогда не смирятся с победой Христовой. И чем ближе она будет, тем больше ненависти в них вырастет. Страх и отчаяние, которые будут расти в них по мере приближения Царства Божьего, выльются в море ненависти в тот день, когда оно наступит. Они сами вынесут себе приговор, и Богу останется только подтвердить их волевое решение. И тогда Он оставит их навсегда.
Адом и называется то место, куда никогда не проникает Дух Божий. Место, где нет преград злобе и ярости, где нет защитника, спасителя и самого понятия справедливости. Царство людей и бесов, предоставленных самим себе, бессмертных и равных между собой во всем. Нельзя представить себе ничего страшнее, чем быть навсегда оставленным Богом. И конечно, не Он будет виновником мучений этих несчастных. Они сами позаботятся обо всем, как заботятся и сегодня, не жалея ни сил, ни денег, ни самой жизни, для того чтобы отравить жизнь окружающим. Тем, кто еще не дошел до отчаяния и сохранил крупицы веры в добро и милосердие.
В Евангелии сказано, что Сын Человеческий разделит народ и поставит их по правую и по левую сторону от Своего трона. Я думаю, что Матфей написал так только для простоты изложения, пораженный услышанным откровением. Он, как и другие евангелисты, был очень скуп на слова, именно потому что был слишком ошеломлен информацией, которую довелось ему передать всем живущим. Чрезвычайность откровений делала осторожными всех, кто прикасался к чуду деяний Христовых. И каждый из них экономил слова для того, чтобы как можно меньше самому присутствовать в изложении, оставляя больше места для Христа и описываемых событий.
Только по правую сторону поставит Он народы. По левую встанут сами. А посредине, на Троне будет сидеть Христос в окружении ангелов. И ни в ком не будет радости. Только потрясение и широко открытые глаза будут окружать престол славы. И в последний раз Господь будет плакать о тех, кого Он пришел спасти, но не смог. О тех, кто, проведя жизнь, не накопил ничего, кроме ненависти к себе, людям и Богу, кто не принял дарованное милосердие, потому что никогда не любил милосердия.
И тогда все услышат и поймут, наконец, что Бог никогда и ничего не хотел для Себя. Все, что Он делал, было сделано для нас. Все, что Он хотел, так это видеть нас счастливыми, благородными и милосердными. Он никогда и ни в чем не хотел оградить нашу свободу. Он никогда и ничего не требовал от нас. Он только давал. Давал жизнь, пищу, одежду, любовь, тепло, надежду и веру. Он спасал нас от бед, болезней и несчастий. Он хотел только того, чтобы мы, наконец, прозрели и увидели, что беды, которыми наполнен мир, – порождения наших злых сердец и ненависти друг к другу, а вовсе не наказание свыше.
Чтобы мы поняли, наконец, что эта планета была вполне пригодна для счастья, если бы мы сами не отравляли жизнь себе и другим завистью и распрями. Он дал нам всего с избытком, и наша нищета рождена нашими стараниями. «Если ты сделал добро одному из братьев Моих меньших, то сделал Мне» – вот высшая форма богослужения. Высшая и единственная, доступная человеку.
То, что написано в конце главы 25 Евангелия от Матфея, принято называть Последним судом. Но, как видите, это будет не суд, а только зачтение приговора. Суд идет давно. Суд идет сегодня. И только мы сами ставим себя по ту или эту сторону закона. По правую или левую руку Христову. А Он ждет и хочет, чтобы по левую Его руку было как можно меньше поставлено.
У нас еще есть время. Еще стихии не разрушились, еще землетрясения только по местам. Еще только по местам войны, и мы еще пугаемся военных слухов. Все еще можно исправить в наших отношениях с Богом. Пока мы живы, у нас есть надежда. Христос все еще ждет нас. Примите милость сегодня, и завтра не станет ненависти. Слезы и кровь Христовы омыли миллионы душ и спасли миллионы жизней. Сегодня мы стоим пред судом Господнем, и нам дано последнее, решающее слово. Выбор у нас не велик. Он очень прост, этот выбор. Бог или дьявол. Благословение или проклятие. Жизнь или смерть. Вечная радость или вечные муки. Будьте милосердны к себе, примите с верой предложенное прощение, и Бог зачтет это как доброе дело, сделанное специально для Него. И когда вы спросите Его, стоя у подножия престола славы, Господи, когда я сделал для Тебя доброе дело, вот тогда Он и назовет тебе день и час твоего обращения от смерти к жизни.
Источник: http://www.gazeta.mirt.ru/