Существует «золотое правило» толкования пророчеств: подлинное истолкование возможно лишь после того, как пророчество сбылось. Ведь пророчество в Библии – не предсказание будущего; Писание однозначно осуждает подобную практику (см. (Второзаконие 18:10-12). Библейские пророчества – это знамения, по исполнению которых Божий народ может видеть действия руки Господней в человеческой истории.
Примеров тому – множество. Скажем, находящимся в плену и рассеянии иудеям бесспорно хотелось знать, кто именно имеется в виду, когда Господь «говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: “ты будешь построен!” и храму: “ты будешь основан!”» (Исаия 44:28). И потому, наверняка, возникали различные традиции толкования слова «Кир».
Одни искали аналогии в давней и не очень давней истории. Другие исчисляли число имени «Кир». Третьи провозглашали, что, мол, «Кир» – это свобода в сердце каждого из нас! И так далее, пока на исторической сцене не появился правитель по имени Кир, и:
«В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, да будет Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет»
(2 Паралипоменон 36:22-23).
Если быть исторически точным, царь Кир повелел всем порабощенным народам идти в свои земли и строить храмы своим богам. Но евреи-то знали, что нет иных богов кроме Господа, Бога небесного. В любом случае, нужды гадать о смысле указанного пророчества больше не было.
Другой пример – слова пророка Осии:
«Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Осия 11:1). Казалось бы – все ясно: речь идет об исходе евреев из Египта. Но почему – «сына», а не, скажем, «сыновей»? Ведь «Израиль» в еврейском – женского рода.
Это оставалось неясным, пока евангелист, повествуя о возвращении Мессии, рожденного в Вифлееме, после бегства в Египет, не воскликнул: вот о чем, оказывается, сказал Господь через пророка! (Матфей 2:15). Так что правило непреложно: не сбылось – не толкуй. Не мудрствуй сверх того, что написано (1 Коринфянам 4:6). Когда сбудется – само прояснится.
Но правило – правилом, а любопытство берет свое. И стали ученики Христовы задумываться: что бы могли значить у Иезекииля слова:
«И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены»
(Иезекииль 44:1-2)?
На основании этого текста евреи считали, что мессия войдет в город свой через Золотые ворота – единственные в древнем Иерусалиме, обращенные на восток, и, к тому же, единственные, ведущие непосредственно на Храмовую гору.
Но вот уж много лет не существовало ни святилища, ни ворот его, обращенных лицом на восток. А к этому времени все более широкую популярность приобретало почитание физической девственности как знака духовной чистоты. И возникла идея, что пророчество это – о чем бы вы думали? Как, разве еще не догадались?
Об утробе матери Иисуса! Мол, рождающийся божественный Младенец не нарушил ее целостности, и Мария сохранила свою физиологическую девственность не только при зачатии, но и при рождении Христа. Что означает фраза, что «ворота» эти были обращены «лицом на восток», и почему Господь «вошел ими», а не «вышел» – тому были даны иные объяснения, не менее благочестивые. А за неимением альтернативных вариантов толкование это стало общепризнанным.
Шли годы, город Соломона сына Давидова отстраивался, разрушался и вновь отстраивался. И вот в 1541 году иной Соломон, точнее – Сулейман (могущественный завоеватель Сулейман Великолепный, в наших краях более известный как муж Роксоланы), желая покончить с мессианскими чаяниями евреев, повелел замуровать Золотые ворота.
Перед ними он устроил кладбище, зная, что иудейский праведник не пойдет по ритуально нечистому месту. Согласно легенде, султан хоронил там своих самых доблестных воинов вместе с оружием на случай, чтобы, если с приходом мессии мертвые восстанут из гробов, те воспрепятствовали шествию помазанника.
Так исламский халиф, славнейший из султанов Оттоманской Порты, оказался инструментом в руках Святого Израилева, как и задолго до него – великий Кир, царь персидский. Сам того не ведая, Сулейман исполнил пророчество Иезекииля, пророка Божьего. Вот, только, с собственными планами на этот счет он опоздал на полторы тысячи лет – Мессия уже прошел этими воротами. Правда, христиане не сразу осознали произошедшее – они-то считали пророчество это давно сбывшимся…
А Золотые ворота, обращенные лицом на восток, к Масличной горе, так и стоят затворены во свидетельство непреложности Божьего слова:
«Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю»
(Исаия 46:9-10).
Статья опубликована в
евангельской газете «Мирт»