Вопрос о смысле жизни занимал умы людей всех времен и поколений, и, несмотря на его трудность и многогранность, мы всё же хотим найти конкретный ответ. Одна учительница в России писала: «Если я потеряю веру в смысл моей работы, то я не доживу и до утра».
Не о том ли говорит Достоевский в своих «Записках из мёртвого дома»? Если бы заставить каторжанина до обеда переливать воду из бочки без дна в реку, а после обеда из реки в бочку, перетаскивать кучу земли с одного места на другое и обратно, он бы покончил жизнь самоубийством или сделал бы множество преступлений, чтобы поскорее умереть, лишь бы выйти из такого унижения, стыда и муки. Разумеется, что такое наказание (бессмысленный труд) обратилось бы в пытку.
Ужас бесцельности и ужас бессилия — вот два ужаса, которые смертельно поражают волю человека. Иметь определённую цель, знать ту или иную задачу и не иметь сил её выполнить — какое это невыносимое страдание! (Мучительно это очень для стaрцев, которые всю жизнь в чём-то преуспевали, а теперь…) Но ещё тяжелее иметь силу, обладать кипучей энергией и не знать, к чему эту силу приложить.
Ужас бесцельности — глубокая трагедия для нынешней молодёжи. Для чего трудиться, для чего страдать? Бесцельность рождает бессилие, бессилие рождает бесцельность. Лишь цель делает волю сильной. Дайте нам определённую цель! Цель, которая не приведёт снова в «никуда», на кладбище. Лишь конкретная цель делает волю сильной. Без достижения цели нет удовлетворения в жизни. Воля — это способность решать, действовать. Чтобы была эта способность твёрдой, необходима правильно поставленная цель.
Многие просто погибают от осознания бессмысленности жизни. Как-то обратился ко мне молодой человек, ища ответа на вопрос, кто виноват в смерти его друга, который покончил с собой. Был ведь неплохой, трудолюбивый парень, но никак не мог обрести смысл в жизни. Никто не смог ему в этом помочь. Молодому человеку я ответил: «Я виноват, что не говорю народу о смысле жизни».
Сейчас многие закрывают глаза, не желая видеть мрачную действительность. Их беспечное веселье подобно пиру во время чумы или пляске на краю пропасти. Один из героев Шекспира восклицает: «Весь мир — тюрьма!» И для очень многих это воистину так: тюрьмы, больницы, психбольницы, кладбища, где бессмертна только смерть…
Да, трудно жить во дни кризиса и переоценки всех ценностей, бесконечно задаваясь вопросами: для чего же я живу? Для чего и для кого создано мироздание? Где начало всех начал? Есть ли бессмертие и справедливость? Но, друзья, может, существует всё же другой мир, где действительность прекрасна?
Поищем лучшего мира — царства света, которого так жаждет душа! Ведь тайный голос в вас говорит: «Есть истина, есть смысл бытия, жизни нашей!»
Но каким должен быть смысл жизни, который удовлетворил бы всех, всех без исключения, без различия рас, наций, народностей, племён? Какой смысл может удовлетворить человека, отвечать всем возвышенным его стремлениям, всем требованиям разума, совести и чувств?
Прежде всего этот смысл жизни должен быть возвышенным, прекрасным, способным вдохновлять, поднимать ввысь над всеми невзгодами, над всеми препятствиями, построенными нами же в нашей эгоистичной и слепой узости бытия.
Сердце человека влечёт его к надзвёздным высотам, а порою, когда утрачена цель, оно же тянет его в прах и грязь земли, когда бессилие делает немощными его крылья, чтобы взлететь над унынием.
Помни, человек, твоё чело обращено к вечности. Материализм с его отрицанием жизни духа, Бога и бессмертия не может насытить потребности твоей души. Я вижу апатию молодёжи, вошедшей в «новую жизнь», в жизнь, ведущую в никуда. Трагедия в том, что, оторвавшись от старых ценностей и не найдя новых, человек оказался на распутье, растерянный, потерявший руль, увлекаемый силой ветров и бурь…
«Что такое жизнь ваша? — спрашивает апостол Иаков и отвечает: — Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иаков 4:14).
Мне восемьдесят пятый, но я ясно помню мужество, бодрость моей матери во время ареста и расстрела отца в 1937 г. Как стойко вела она нас к определённой цели! Жизнь в беспрерывной борьбе, долготерпение матери, её непоколебимое стремление к поставленной цели — вложить в нас, в своих сыновей, здравый смысл, — открыли мне тайну жизни. Я понял: борьба за доброе и победа есть счастье для борцов. Без такой цели мы в жизни видим только зло, страдание, насилие, неправду. В ней царствует грех, болезни, смерть.
Многозначительная традиция была у египтян: на пирах на видном месте помещали мумию, грозно напоминающую о смерти. Приходится как бы согласиться с тем, что мы рождены, чтобы умирать, — ещё один ужас, словно злая насмешка над человеком. Мир действительно лежит во зле, глубоко погрязший в болоте греха и развратившийся в беззаконии до предела. Земные блага — здоровье, молодость, свобода, богатство — лишь условия для временных ощущений.
Мы, христиане, нашли смысл во свете, в котором нет обездоленных, отверженных, лишних. Этот смысл жизни предлагает нам не религия, не общественность, но Бог в Его великой книге — Библии. Только учение Иисуса Христа даёт нам способность любить всех людей, помочь им познавать добро и зло, полюбить добро, полюбить жизнь, полюбить истину.
Вера в учение Иисуса Христа, вера в возмездие за грех и воздаяние за добро, вера в воскресение из мёртвых, в праведный суд (подготовка — здесь, на земле, к ответу и жизни вечной) — это и есть истинный смысл жизни.
Источник: www.nashidni.com