«Сын мой! Не пренебрегай наказанием Господним и не унывай, когда Он обличает тебя»
(Евреям 12:5).
Не каждое наказание воспринимается получателем его как освящающее. Некоторые люди ожесточаются им, другие ломаются. Многое зависит от того, с каким духом принимаются удары судьбы. В самих испытаниях и лишениях удовольствия нет, но лишь тогда, когда Бог их благословляет, они приносят пользу христианину. Как говорит Евр 12:11, именно «наученным» розгами Бога достается «мирный плод праведности». Чувствительная совесть и нежное сердце всегда должны сопутствовать им.
В рассматриваемом тексте автор послания предупреждает христианина о двух совершенно разных опасностях: не пренебрегай и не унывай. Это — две крайности, против которых всегда следует быть особенно бдительным. Так же, как любая истина в Писании имеет свое уравновешивающее соответствие, так и каждое зло имеет свою противоположность. С одной стороны, существует надменный дух, смеющийся над розгами, упрямая воля, отказывающаяся быть смирённой ими. С другой стороны — слабая душа, совершенно сникающая под розгами и впадающая в отчаяние.
1. Пренебрежение розгами
Христианин может по-разному «пренебрегать» наказаниями Бога. Упомянем четыре способа:
а) Бесчувственность. Быть стоиком — линия поведения плотской мудрости: переносить затруднения мужественно. Светский человек не видит лучшего выхода, как скрежетать зубами и храбро встречать обстоятельства. Не имея Божественного Утешителя, Советника и Врача, он должен полагаться на свои небогатые ресурсы. Невыразимо грустно, когда мы видим дитя Божье с поведением дитяти дьявола.
Для христианина восстать открыто против превратностей судьбы — значит пренебречь наказанием. Вместо того, чтобы ожесточать себя ради стоического перенесения наказания, ему следовало бы ощутить умиление сердца.
б) Жалобы. Это то, как вели себя евреи в пустыне. И до сего дня в лагере Израиля много ропщущих. Легкое заболевание — и мы становимся настолько раздраженными, что друзья боятся подходить к нам. Несколько дней в постели — и мы волнуемся и дергаемся, как бык, не привыкший к ярму. Мы спрашиваем раздраженно: «За что это бедствие? Что я сделал, чтобы заслужить такое?» Мы завистливо смотрим вокруг и недовольны, потому что другим достается более легкое бремя.
Осторожно, читатель: дела ропщущих плохи. Бог всегда наказывает дважды, если мы не смирились первый раз. Напомни себе о том, сколько еще среди золота окалины. Взгляни на порчу твоего сердца и удивись тому, что Бог не бил тебя вдвойне строже. «Сын мой, не пренебрегай наказанием Господним.»
в) Критика. Как часто мы сомневаемся в пользе наказания! Создается впечатление, что, будучи христианами, мы приобрели не намного больше духовного благоразумия, чем имели естественной мудрости в детстве. В детстве мы считали, что самым ненужным предметом в доме были розги. Так же обстоит дело с детьми Божьими. Когда дела идут так, как нам нравится, или когда нам досталось неожиданное временное благословение, мы нисколько не затрудняемся приписывать все какому-то Провидению. Однако, когда наши планы срываются или когда мы терпим поражение, картина выглядит для нас совершенно иначе. Но разве не написано: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Исаия 45:7)?
Как часто творение склонно жаловаться: «Зачем Ты меня так сделал?» (Римлянам 9:20). Мы говорим: «Я не вижу, как это может принести пользу моей душе. Если бы мое здоровье было лучше, я бы мог чаще посещать дом молитвы! Если бы я не потерпел неудачу в моем деле, я бы имел больше денег для работы Господа! И чего хорошего может выйти из этого несчастья?» Мы восклицаем как Иаков: «Все это против меня!» (Быт. 42:36). Что это, как не «пренебрежение» розгами? Следует ли бросать вызов Божьей мудрости, опираясь на свое незнание? Следует ли тебе, раз ты такой близорукий, обвинять Всеведущего?
г) Небрежность. Многие люди так и не исправляются. Все мы очень нуждаемся в наставлениях этого текста. Многие «пренебрегли» розгами и, вследствие этого, никакой пользы от них не извлекли. Многие христиане подвергались исправлению Богом, но тщетно. Болезни, превратности, потери случались на их пути, однако они не освящались молитвенной самопроверкой.
О братья и сестры, берегитесь! Если Бог наказывает вас для чего-то, «размышляйте о путях ваших» (Аггей 1:5), «обдумай стезю ноги твоей» (Притчи 4:26) (оба текста по английскому переводу). Будьте уверены, что существует причина для наказания.
2. Удрученность наказанием
После предостережения против «пренебрежения» розгами, нас теперь призывают не унывать, не быть удрученными ими. Существует, по крайней мере, три способа проявления христианином удрученности обличениями, которым его подверг Господь:
а) Оставление всех усилий. Это случается, когда мы впадаем в подавленность. Испытуемый заключает, что это больше, чем он может вынести. У него падает дух; его поглощает мрак, солнце надежды заходит, и голос благодарения умолкает. Удрученность означает, что мы делаем себя не способными выполнять свои обязанности. Удрученный становится неподвижным. Многие христиане готовы отказаться от борьбы, когда в их жизнь входит испытание. Многие из них выходят из строя, когда встречают неприятности. Но, возлюбленные, «не скорбите, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фессалоникийцам 4:13). «Не унывай, когда Он обличает тебя.» Обратись к Господу по поводу этого. Помни, что твои скорби среди «всего», содействующего ко благу.
б) Сомнение в том, действительно ли я сын. Немало христиан заключают, когда розги касаются их, что они вообще не дети Божьи. Они забывают, что написано: «Много скорбей у праведного» (Псалом 33:20) и что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божье» (Деяния 14:22). Кто-то скажет: «Но если бы я был Его дитем, я не находился бы в такой бедности, скорби, боли.» Послушай стих восьмой: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны.» Учись поэтому относиться к испытаниям как к доказательствам Божьей любви, очищающей и «подрезывающей» тебя. Отец семейства озабочен, в первую очередь, не теми, кто вне его дома; он охраняет и водит, воспитывает и подчиняет своей воле тех, кто в доме. Так же у Бога.
в) Отчаяние. Некоторые представляют себе, что они уже никогда не освободятся от превратностей. Кто-то скажет, что молился и молился, но тучи не разошлись. Утешьтесь такой мыслью: самый темный час всегда предшествует заре. Поэтому «не унывай», когда Он обличает тебя.
Но, скажет другой, я полагался на Его обещание, а дела не улучшались. Я думал, что Он избавляет взывающих к Нему, я взывал, а Он не ответил и, боюсь, никогда не ответит. Как же, дитя Божье, ты так говоришь о своем Отце! Утверждаешь, что никогда Он не перестанет ударять, потому что ударял так долго. Наоборот, скажи: Если Он так долго ударял, значит, и это «содействует мне ко благу» (Римлянам 8:28), ибо наказание — это, в первую очередь, дисциплинирование, в котором мы все нуждаемся.
Источник: www.nashidni.com