«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, вышед, РАССКАЗАЛ двум братьям своим.
Сим же и Иафет взяли одежду и, положивши ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: ПРОКЛЯТ Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих… »
(Бытие 9:20-29).
Неблаговидный поступок по отношению к отцу совершил Хам, меньший сын Ноя. Случилось это вскоре после потопа. Ной насадил виноградник и произвел «эксперимент» с соком виноградного плода. Получился довольно-таки крепкий, опьяняющий напиток. Ной, очевидно, не принял во внимание обманчивое свойство «виноградного сока», выпил и захмелел…
Младший сын его, Хам, войдя в шатер, увидел лежащего отца, совершенно обнаженного. «Вот будут потешаться братья мои, — подумал Хам. — Пойду, РАССКАЖУ им.»
В Писании говорится, что Хам говорил двум братьям своим именно о НАГОТЕ, о непристойном виде спящего отца, нимало не беспокоясь о его опьянении. Но братья Хама реагировали на его рассказ не так, как он думал: они «взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего». Сим и Иафет не стали распространять весть Хама среди своих жен и детей, но постарались привести отца своего в благопристойный вид.
Когда Ной, пробудившись от сна, узнал о поступке своего младшего сына, он проклял Хама и его сына Ханаана (евреи думают, что Ханаан участвовал в грехе отца). Казалось бы, что Хам совершил совсем «маленький» грех: он только РАССКАЗАЛ братьям о непристойном виде пьяного отца. Но как велики последствия такого поступка!
Сим и Иафет получили благословение Ноя. Эти два брата совершили совсем немногое: они только ПРИКРЫЛИ непристойный вид отца своего, но их поступок заслужил одобрение. От Сима произошли так называемые семитские народы, в том числе и еврейский народ, из среды которого вышли многие пророки и Господь Иисус Христос. От Иафета произошли европейские народы, а от Хама — то ханаанское племя, которое впоследствии морально разложилось и было истреблено.
При чтении «семейной хроники» седых времен вполне естественно может возникнуть вопрос: почему поступок Хама так строго осужден и что плохого в нем? Почему поступок Сима и Иафета был одобрен? Вопросы эти имеют практическое значение и для нас. Мы можем извлечь отсюда весьма важный урок для себя.
Хам рассказал братьям своим то, что он виел; он рассказал только ПРАВДУ о непристойном виде опьяневшего отца. Казалось бы, что тут плохого в поступке Хама. Ведь он описал правдивую картину, не прибегая ко лжи.
Нечто подобное можно наблюдать и в наши дни, и даже в среде верующих. Все мы, в той или иной мере, подвержены «болезни» Хама. Есть люди, любящие РАССКАЗЫBATЬ о поступках других, подчеркивая, что они не клевещут, что видели своими глазами и т. д. И все же, это есть повторение поступка Хама.
Сколько горя и зла на земле от того, что люди только РАССКАЗЫВАЮТ друг о друге плохое, не сознавая, что поступают по-«хамски». На этой почве растет зло, потому что от этих «рассказов» рождается обида в сердцах, негодование на человека, о котором слышали плохое, хотя сами, возможно, способны на более худшие поступки.
О таком языке aп. Иаков пишет: «И язык — огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иаков 3:6).
Христос учит нас: «НЕ СУДИТЕ, да не судимы будете!» Судить — значит рассказывать о поступках другого в осудительном тоне. «Каким судом судите, таким будете судимы…» — предупреждает Христос. Судящий другого не может остаться не осуждаемым теми людьми, которых он судит. Они постараются найти в нем еще больше недостатков, чем в них самих. А недостатков у каждого из нас сколько угодно! Нет человека на земле без каких-либо недостатков.
Но не только таким судом будут судимы осуждающие других. Ап. Павел по этому поводу говорит: «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь СУДА БОЖИЯ, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?» (Рим. 2:3). Нарушающие заповедь Христа («Не судите!») подвергнутся cтpoгому суду Божьему. Не исполняя эту заповедь, мы тем самым оскорбляем Духа Святого.
Все, даже самые искренние верующие, не застрахованы от ошибок и «спотыканий». Сознавая свои ошибки, мы просим Господа простить нас и не судить за них, и Господь прощает нас ради Голгофской Жертвы. «Хамы» никогда не сознают своих ошибок и поэтому остаются НЕПРОЩЕННЫМИ и будут судимы судом Божиим. «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евреям 10:31) .
Полезным уроком может быть и поступок братьев Сима и Иафета. Он учит нас об отношениях членов церкви друг ко другу. Церковь — это Тело Христово. Все члены Церкви являются членами Его Тела. Взаимоотношения членов Церкви должны быть такими же, как и у физического тела.
«Члены тела… которые нам кажутся менее благовидными в теле, о тех более прилагаем попечения; и НЕБЛАГООБРАЗНЫЕ наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о МЕНЕЕ СОВЕРШЕННОМ большее попечение»
(1 Коринфянам 12:23-24).
Иначе говоря, как в физическом теле есть члены «благовидные» и «неблаговидные», так и в Церкви есть члены «благопристойные» и «неблагопристойные». Однако мы не должны этих «неблагопристойных» членов выставлять всем напоказ, а лучше — покрывать. Прекрасный пример для подражания оставил нам Иосиф. Он был продан в рабство своими родными братьями. Он мог бы рассказывать своим товарищам по неволе о жестокости и коварстве своих братьев. Но он молчит, ПОКРЫВАЕТ их.
В Египте по ложному обвинению жены Потифара Иосиф попадает в тюрьму. Чтобы как-то «скоротать» время, Иосиф мог бы поделиться с сокамерниками своими переживаниями и РАССКАЗАТЬ им о ее коварстве, аморальности, т. е. повторить поступок Хама. Но, как ни тяжело ему было, он этого не сделал, хотя несправедливо страдал так, что «в железо вошла душа его» (Псалом 104:18) . И Господь обильно благословил Иосифа. Не случайно псалмопевец Давид молился: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих» (Пусть эта молитва Давида будет и нашей молитвой).
Однако кто-нибудь скажет, что молчание только потворствует злу. Не молчать, а ОБЛИЧАТЬ делающих злое советует ап. Павел. Но «обличать» не значит «судить» и «выносить сор из избы». Ап. Иоанн советует: «Если кто видит брата cвoeгo, согрешающего грехом не к смерти, то пусть МОЛИТСЯ, и Бог даст ему жизнь». Такая молитва должна сопровождаться и действием: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и ИМ ОДНИМ… Если не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи ЦЕРКВИ; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь», — говорит Иисус Христос (Матфей 18:15-17).
В обличении согрешающего брата или сестры мы ни в коем случае не должны уподобиться Хаму, но Симу и Иафету. Мы должны ПОМОЧЬ coгpeшaющемy принять благопристойный вид. Мы должны смотреть на согрешающих, как на духовно больных людей, а больные всегда нуждаются в особой заботе.
Заметьте, что Ной явно сделал грех, напившись до полного опьянения. Хам же не напивался, не обнажался и не валялся на полу в бесчувственном состоянии. Однако не Ной, а Хам был осужден Богом.
Да поможет нам всем Господь избавиться от всякого «хамства» и светить людям светом Христа, светом любви!
Источник: www.nashidni.com