«И спросил его Саул: чей ты сын, юноша? И отвечал Давид: сын раба твоего Иессея из Вифлеема»
(1Царств 17:58).
Этот вопрос можно поставить несколько иначе: «Юноша! Кто твой отец»?
Каждый из нас носит имя своего отца. Еще на заре развития взаимоотношений между людьми в народе звучало строгое напоминание детям: «Не забывай, чье имя ты носишь». Другими словами: «Помни, кто твой отец! Не опозорь седую голову отца!» Но все ли отдают себе отчет, что значит быть отцом? Все ли отцы точно выполняют Богом возложенные на них обязанности, следуют библейским принципам воспитания в семье?
Давид Герберт, один из самых известных писателей начала двадцатого столетия, как-то сказал: «Один отец значит больше, чем сто учителей». В народе часто говорят: «Какой отец, такой будет и сын».
Вопрос Саула и ответ Авенира, в контексте текста, приведенного выше, звучит на первый взгляд довольно странно. Во-первых, имя отца Давида было однажды уже названо Саулу, ведь Давид уже некоторое время служил царским телохранителем. Мы читаем об этом в 1 Царств 16:18-22.
Тем не менее, на удивление, Саул был так мало осведомлен о семье Давида.
Во-вторых, после того, как царь пообещал столько почестей победителю над Голиафом (1 Царств 17:25), ему, естественно, хотелось больше знать о происхождении будущего зятя и чей дом будет «свободным в Израиле».
В-третьих, заинтересованность Саула могла объясняться тем, что он мог задаться мыслью, не этому ли выдающемуся юноше передано будет его царство. Ведь за непослушание Господу ему был вынесен суровый приговор: «Отторг Господь царство Изральское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя» (1 Царств 15:28).
В этом повествовании Господь преподает всем отцам великий урок: Давид не ходил и не рассказывал всем, кто его отец, но воспитание, которое он получил в доме, ярко говорило об этом. О воспитании сына должен был заботиться отец, наставляя его в вере, внушая страх и преклонение пред Богом. Один мудрец сказал: «Ни один мужчина не может стать хорошим отцом, пока он не научится понимать своего отца».
Господь говорит об Аврааме: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» (Бытие 18:19).
Каждый еврей обязан был рассказывать своим сыновьям и внукам о том, что сделал Господь (Второзаконие 4:9; Исход 10:2).
Отец привил Давиду желание славить Бога, вещать о Его великих делах посредством поэзии, музыки и пения. Трудно даже себе представить, смогли бы мы иметь псалмы Давида, если бы не чуткое сердце Иессея. Несомненно, мы многое наследуем от наших родителей, но стоит пропустить момент, когда нужно проявить настойчивость, любовь и внимание к творческим задаткам в ребенке, как все мгновенно улетает и растворяется в мире суеты.
Отцы могут способствовать развитию таланта в ребенке или навсегда похоронить в нем Божественные задатки. Кто-то справедливо подметил: «Если хочешь иметь духовный рост и утешение в жизни, читай книгу Псалмов Давида». Это огромный и благословенный учебник.
Бог использовал игру Давида, чтобы злой дух убегал от Саула. Представьте себе, какая должна быть мелодия, которая может разить сатану, заставлять противника наших душ оставлять измученные сердца. Давид брал свою арфу, его пальцы нежно и бережно скользили по струнам, и мир духовный приходил в движение. Диавол не может терпеть, когда дети Божии славословят Господа; он в страхе и трепете бежит от духовной музыки.
Отцы! Вложим в доверчивую душу ребенка желание славословить Господа с детских лет; научим детей страху Божию, когда они будут брать в руки музыкальный инструмент или прикасаться к клавишам фортепиано, чтобы враг был посрамлен, услышав, как святые возвеличивают Творца вселенной своей игрой или пением.
Отец вложил в душу Давида желание возлагать надежду на Господа и не бояться ни врагов, ни полевых зверей. Давид был храбрым и воинственным человеком, всегда надеющимся на Господа (1 Царств 17:34-37).
Апостол Павел, говоря о надежде на спасение, заявлял, что она «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евреям 6:19). Не стоит колебаться верой, когда стихии мира пытаются потопить нашу ладью! Мы должны уверенно совершать свое спасение, возлагая надежду на Господа.
Дорогие отцы! Научим наших детей тому, что источником надежды является неизменное Божье Слово и вера в Его обетования. Надежда подобна якорю, который удерживает корабль нашей жизни, несмотря ни на какие ветры и штормы. Только так мы сможем устоять и победить в любой жизненной битве.
Отец научил Давида быть разумным в разговоре. Саулу донесено было о том, что Давид разумен в речах. О чем это говорит нам, отцам, сегодня? Что значит воспитать разумного сына?
Во-первых, это передать ребенку познание о Боге. Ап. Иоанн говорит: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» (1 Иоанн 2:13). Соломон учит сына: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (Притчи 2:6).
Во-вторых, научить ребенка страху Божию. Сын, разумный в речах, всегда будет говорить истину, потому что научен тому, что «очи Господа обозревают всю землю» (2 Паралипоменон 16:9). Разумный в речах сын будет обдумывать свой ответ, поскольку знает, что Писание говорит: «Да будет слово ваше «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Матфей 5:37).
«Отвергни от себя лживость уст и лукавство языка удали от себя», – советует мудрый Соломон (Притчи 4:24). Разумному сыну присуще стремление к справедливости, поэтому он не будет лицеприятен в разрешении сложных вопросов.
В-третьих, научить, чтобы сын был «скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иаков 1:19-20). Соломон говорит: «Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп и стыд ему» (Притчи 18:13).
Отец подал пример Давиду, каким образом обратить на себя внимание окружающих людей: добрым поведением, мудрым отношением к окружающим. Отец является для него прямым примером для подражания, он сумел вложить в душу Давида высокий дух.
Как это обнаружили израильтяне? Они заметили, что Господь был с Давидом. Он был успешен во всем!
Очень понравился Саулу юноша Давид, и он сделал его своим оруженосцем.
«И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих»
(1 Царств 16:22).
Служить при дворе царя было почетно. Но чтобы снискать благоволение или расположить сердце царя к себе, нужна еще большая мудрость. Этому научил Давида его отец.
И последний урок. Преданные Господу отцы готовят будущих служителей в народе Божием. Кто-то справедливо заметил: «Отец должен быть учителем для своего ребенка. Если он таким не станет, то его детей воспитает и научит улица». Не так просто стать мужем по сердцу Господа. Этому предшествовала большая подготовка Давида в семье его отца. Бог благословляет мудрых отцов, которые в точности выполняют Его повеления в деле воспитания. Этот благословенный труд оплачивается сполна не только для семьи, но и для всего общества. Видя беззаконие Саула, Господь спешит помочь Своему избранному народу, используя для Своей цели подготовленные сосуды, обученные в семьях.
В чем же проявляется сходство между земным отцом и Отцом Небесным?
Земной отец – это человек, который дал жизнь своим детям и всецело заботится о них и воспитывает их. Бог – наш Отец, поскольку Он создал мир для человека, сотворил бессмертную душу и печется не только о нас, но и обо всем творении. В Нагорной проповеди Иисус рассказал о попечении Отца о людях (Матфей 6:29-32). Небесный Отец – «Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный» (Исход 34:5-6). Он воспитывает нас и ведет в будущее немеркнущих дней и вечного счастья. В особенности, Бог есть Отец бедных, Отец сирот и вдов. Они постоянно находятся под Его любящей охраной и опекой (Псалом 67:6).
Если ребенок любит своего отца и мать, он проявляет полное послушание. То же самое должны делать христиане по отношению к Небесному Отцу, во всех обстоятельствах доверяя Ему.
Добрый земной отец всегда приходит на помощь своим детям. Отец Небесный оказывает Свою поддержку людям, так как очень сильно любит их. Если мы об этом забываем, необходимо чаще вести учет всех милостей Господних. Ап. Петр советует верующим:
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас»
(1 Петра 5:7).
«Возложи на Господа заботы твои», – говорил псалмопевец (Псалом 54:23). «Не заботьтесь о завтрашнем дне», – сказал Иисус (Матфей 6:34). Мы можем быть уверены в том, что Тот, Кто предал за всех нас Сына Своего, дарует с Ним и все необходимое для жизни и благочестия (Римлянам 8:32). Пока Бог печется о нас, жизненные испытания должны укреплять нас в вере, потому что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28). Мы должны вверить себя Отцу Небесному и искать во всем Его помощи.
Если ребенок голоден, он легко и просто обращается к матери или к отцу: «Кушать хочу». Мы также имеем полное право всегда просить помощи у Небесного Отца во всех жизненных обстоятельствах. Иисус Христос сказал: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мтф.7:9-11).
Иисус Христос, живя на земле, показал верующим, как просто и по-детски должны мы обращаться к своему Отцу в молитве:
«Отче наш, сущий на небесах!.. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»
(Матфей 6:9-13).
Если мы веруем, что Бог действительно наш Отец, мы обязаны видеть в каждом человеке брата и сестру, члена одной великой Божьей семьи. Апостол Иоанн в своем послании говорит:
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими»
(1 Иоанн 3:1).
Безграничная любовь Бога Отца учит земных отцов жертвовать собой ради блага и духовного роста наших семей, посвящая себя и свое время служению своим ближним. Дай нам, Бог, всегда помнить об этом, во всех обстоятельствах жизни показывая во всем добрый пример детям, возгревать в сердцах их веру и вести семью на встречу с Господом.
Источник: http://www.nashidni.com/