«Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина»
(Иоанн 17:17).
Я восхищаюсь от одной только мысли, что у нас есть Библия как руководство для жизни. Библия учит не только тому, каким должен быть христианин, но и тому, как таким христианином стать.
Очевидно, что, когда речь идет о библейских принципах духовного роста, речь идет о Самом Боге. То есть, познавая Библию, мы познаем Самого Бога.
Бог, Который говорит через Библию в открытое человеческое сердце, созидает человека (как христианина), изменяя его мировоззрение, преобразовывая его характер, создавая тем самым совершенно новую личность – личность, через которую мир увидит Христа.
Апостол Павел пишет:
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»
(2 Тимофею 3:16).
Слово «богодухновенно» содержит в себе слово «дух». Другими словами, Дух Святой невидимо, но безошибочно направлял всех, кто писал книги Священного Писания.
Чтобы понять, как Бог посредством Слова Своего созидает человека как христианина, мы должны разуметь, что Библия имеет силу и авторитет созидать и что только Библия способна на это. Единственным «средством», через которое Господь направлял дух и ум людей, писавших Библию, является Дух Святой – Его Дух.
Апостол Петр говорит, что
«никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»
(2 Петра 1:20-21).
Другими словами, темы и откровения Библии берут начало не от человека, но от Бога.
Царь Давид имел ясное понимание истинности и авторитета Слова Божия: «Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Псалом 11:7); «Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» (Псалом 118:89); «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей» (Псалом 118:160).
Псалмопевец подчеркивает, что Библия носит не временный, но вечный характер. В ней содержатся вечная мудрость и совет Божий, существовавшие до начала времен, или основания мира. Из вечности мудрость и совет от Бога были спроецированы, через людей, в этот мир времени, но когда мир и время перестанут существовать, мудрость и совет Божий, открывающиеся через Священное Писание, будут все так же непоколебимы и неизменны. Об этом же говорит и Сам Христос: «…небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Матфей 24:35).
Итак, мы с уверенностью можем доверять Библии в вопросах воспитания и возрастания в духе и истине.
Божие Слово работает в человеке, созидая его как христианина; оно «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евреям 4:12). Как выразительно и точно сказано!
Сам Иисус Христос говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанн 6:63).
Апостол Павел пишет христианам в Фессалониках:
«Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих»
(1 Фессалоникийцам 2:13).
Итак, мы видим, что Слово Божие – не просто звук в воздухе или знак на бумаге, но Жизнь, Дух; оно живо, оно действенно; оно работает в верующих.
Слово Божие живет и действует в жизни тех, кто слышит его и принимает его: «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иаков 1:21). До того, как спасительное Слово Божие может быть принято в душу, нужно отложить «всякую нечистоту и остаток злобы», иначе двери сердца будут закрыты для благотворного влияния Слова Божия. Злоба – это мятежное состояние души, когда человек отказывается выслушать наставление или замечание, споря и возражая. Такое отношение к Богу часто наблюдается у невозрожденных душ. Вот что об этом говорит Библия: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?»» (Римлянам 9:20); «Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов 39:32). Спор с Богом, равно как и всякая нечистота, перекрывает дорогу благотворному воздействию Слова Божия.
Иаков призывает к кротости. Кротость – это спокойствие, смирение, искренность, терпение, открытость ума и сердца, страх пред Господом. То есть кротость – это, по большому счету, почтительное и уважительное отношение к Богу.
В одном из псалмов Давида мы читаем:
«Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим. Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его. Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно. Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им»
(Псалом 24:8-14).
Кротость и страх Господень – это то, что необходимо, если желаешь получить наставление от Бога через Его Слово.
Слово Божие производит разные результаты в жизни разных людей, и эти результаты определяются реакцией слушателей. Слово Божие не только «живо» и «действенно», но оно «судит помышления и намерения сердечные» (Евреям 4:12). Другими словами, Слово Божие выводит наружу внутреннюю природу и характер слушателей и делает резкое различие между ними: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Коринфянам 1:18). Слово – одно для всех, разница – в реакции человека на это Слово. Для одних Слово это – глупость; для других – спасающая сила Божия, реально переживаемая в жизни.
Взирая на тех, кто принимает Слово Божие с кротостью и искренностью, с открытым сердцем и здравым умом, проанализируем последствия действия Слова Божия. Первым результатом является вера: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Римлянам 10:17). Описанный в этом стихе духовный процесс состоит из трех последовательных стадий: во-первых, Слово Божие; во-вторых, слышание; в-третьих, вера. Не само Слово Божие рождает веру, но «слышание» его. «Слышание» – это состояние заинтересованности и внимания, искреннего желания понять представляемую истину. От «слышания» рождается вера.
Слышание Слова Божия возбуждает в душе человека процесс, в результате которого возникает вера. Процесс этот требует определенного времени. Среди многих так называемых христиан столько неверия потому, что они не уделяют достаточно времени на слышание Слова Божия, чтобы иметь достаточную меру веры. Если они и уделяют какое-то время на разговор с Богом и изучение Слова Его, то делают это зачастую поспешно и беспорядочно.
В чем принцип библейской веры? Библейская вера зарождается от слышания Слова Божия, а затем выражается в провозглашении того, что Бог сказал: «Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от нее Ангел» (Лука 1:38).
Итак, вера является первым результатом воздействия Слова Божия на душу человека, потому что именно вера является основанием взаимоотношений между Богом и человеком:
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает»
(Евреям 11:6).
Итак, вера – это первая и обязательная реакция человеческой души, приближающейся к Богу.
За верой следует духовный опыт, который Слово Божие называет рождением свыше: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Иоанн 3:7), или возрождением:
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом»
(Титу 3:5).
У Иакова мы читаем: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иаков 1:18).
Возрожденный христианин обладает новой (духовной) жизнью, которая возникает через Слово Божие, принятое верою. Апостол Петр описывает истинных христиан как возрожденных «не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Петра 1:23).
Тип семени определяет тип жизни, которую семя дает, – это принцип. Из кукурузного зерна вырастет кукуруза, из ячменного – ячмень и т.п. Точно так же с возрождением. Семя Божественного происхождения – это вечное Слово Божие. Жизнь, которую дает это семя, принимаемое верой в сердце верующего, отражает природу семени. Эта жизнь имеет вечный, Божественный характер. Это, фактически, жизнь Самого Бога, которая наполняет душу человека через Его Слово.
Поэтому апостол Иоанн пишет, увязывая победоносную жизнь христианина с природой того семени, которое дает ему жизнь, семени Самого Бога, нетленного семени Слова Божия:
«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога»
(1 Иоанна 3:9).
Нетленность семени является причиной нетленной жизни, то есть жизни чистой и святой.
Павел призывает «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4:22-24), противопоставляя новую природу старой, растленной, деградировавшей, падшей, которая управляет невозрожденным человеком. Новый человек праведен и свят; ветхий же, будучи результатом грехопадения, не может не грешить.
Жизнь возрожденного христианина – это внутренняя борьба двух природ, нового и ветхого человека. Пока ветхий человек находится в подчинении, а новый человек осуществляет должный контроль, царят праведность, победа и мир. Но стоит позволить ветхому человеку поднять голову и захватить бразды правления, неизбежны грех, поражение, неудачи.
Итак, истинный христианин, возрожденный от нетленного семени Божия Слова, имеет внутри себя потенциал жизни, побеждающей грех. У невозрожденного, то есть духовно мертвого, человека нет иного выбора, как только грешить, потому что он неизбежно является рабом своей собственной падшей природы.
Мы уже отметили, что погружение в Слово Божие рождает в душе человека совершенно новую природу, в результате чего жизнь его приобретает совершенно новый образ. Это есть результат воздействия Слова Божия.
Новая жизнь нуждается в духовном питании. Ребенок, если его не кормить, зачахнет и умрет. То же самое наблюдается и в духовной сфере. Когда человек рождается свыше, новая духовная природа внутри него требует духовной пищи как для поддержания жизни, так и для роста. Бог предусмотрел духовное питание для Своих детей через Свое Слово – богатое, разнообразное, вполне достаточное для духовного развития.
«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение»
(1 Петра 2:1-2).
Очевидно, что новорожденным верующим Бог предопределил питаться словесным молоком, т.е. Своим Словом.
Свежее молоко легко прокисает, если соприкасается с чем-то нечистым. То же самое происходит в духовном мире. Чтобы быть способным воспринимать чистое молоко Слова Божия, сердце должно быть очищено от всякой грязи. Вот почему апостол Петр предупреждает, что нам следует отложить злобу, коварство, лицемерие, зависть и всякое злословие. Иначе вся эта нечистота станет преградой для действия Слова Божия внутри нас, будет подрывать наше духовное здоровье и задерживать наш духовный рост.
Посему в страхе Господнем, в смирении, с открытым сердцем обратимся к Слову, чтобы познать Творца, получить дар веры и позволить Богу привести Свой план в исполнение, преобразовывая нас в меру полного возраста Христова, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Ефесянам 4:13). Да отобразится в нас Христос во всей Своей красоте и полноте!
Источник: http://www.nashidni.com/