«И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль»
(Притчи 14:13).
Эти слова мудрого Соломона вспоминаются при размышлении о торжественном входе Христа в Иерусалим. Это был день великой радости. Но ликование многотысячной толпы народа не могло перевесить тяжкого груза печали, наполнявшей в тот день сердце Иисуса Христа.
«Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! Запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего»
(Лука 19:37-44).
Джон Райл, церковный деятель середины 19 века, точно подметил, почему Иисус Христос с такой торжественностью вошел в Иерусалим: безусловно, наш Господь знал, что время Его земного служения подходит к концу. Он знал, что скоро Он должен будет закончить то дело, ради которого пришел, и что Ему осталось на земле только принести Себя в жертву на Голгофе. Поэтому Он больше ничего не скрывает, Он понимает, что лучше всего прийти туда, где Он будет предан смерти публично. Не может Агнец Божий прийти на заклание к Голгофе тайно: каждый должен посмотреть на Жертву, прежде чем ее принесут как умилостивление за грех всего мира.
Описывая вход Христа в Иерусалим, все евангелисты обращают внимание на эмоции, переполнявшие толпу, и только евангелист Лука говорит о глубокой скорби Христа во время восторженного славословия толпы. Людей вдохновляло приближение мессианского царства, свободного от иностранного угнетения, от бедности и болезней. Они устали от произвола властей, налоговых поборов, житейских проблем и непоколебимо верили, что только царь Иисус наведет должный порядок в стране.
Радовались и апостолы, купаясь в лучах славы Христа. На них смотрели с почтением и, конечно, завидовали их возможности быть постоянно с Иисусом. Но для Христа важнее всех восхвалений было состояние сердец человеческих. А оно было настолько прискорбным, что даже мужественный, уравновешенный, мудрый Христос не сдержал горьких рыданий…
Возможно, встревоженные Иоанн и Петр спросили Его: «Равви! Что с Тобой? Почему Ты плачешь? Тебя никогда раньше так восторженно не встречали, никогда столь искренне не восхищались Тобой! Посмотри, все любят Тебя! Сегодня Твой триумф: скажи слово – и толпа провозгласит Тебя царем!»
Сквозь слезы Господь поведал им о страшных несчастьях, грядущих на город в скором будущем. Приближался наиболее тяжелый и трагичный период истории Израиля. Господу было о ком скорбеть! Он сокрушался о грядущей участи не камней, из которых был сложен Иерусалим, но об участи его обитателей.
1. Господь скорбит о тех, кто упускает благоприятную возможность обрести спасение.
«…и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему».
Что может быть лучше мира во взаимоотношениях? Но как редко людям удается испытывать это блаженное состояние! Чаще всего они сталкиваются с потерями, конфликтами, депрессией, враждой, кровопролитием.
Библия учит, что все это является следствием неустроенности сердец:
«Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека»
(Марк 7:21-23).
Только Христос может изменить сердце и даровать ему мир. Библия с полным правом называет Его Князем мира (Исаия 9:6). Поэтому Он въехал в Иерусалим не на боевом коне, а на кротком ослике.
Важно заметить, что в Вербное воскресенье Израилю представилась удивительная возможность обрести спасение. Не во всякий день легко уверовать. Бывают дни (и их очень много!), когда не слышно голоса Божьего, который бы тревожил сердце и звал к покаянию. Последний раз Бог говорил к народу Своему через пророка Малахию. Десять поколений после него жили без прямого слова от Господа. Как трудно уверовать, когда Бог молчит!
Но вот 400 лет спустя Иегова обратился к народу через Своего возлюбленного Сына. Его проповедь из слов и дел прозвучала во всех городах и селах Израиля. Никто не мог пожаловаться, что не имел возможности услышать голос Бога. Даже враги Спасителя признавали, что «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Иоанн 7:46). Чужеземцы-греки в тот день искали видеть Иисуса, и Он нашел и для них время.
О, каким благодатным был тот день! Библия оживала прямо на глазах, ведь исполнялись ее пророчества о входе Мессии в Иерусалим. Это произошло единственный раз в истории! Господь не сказал: «О, если бы ты в этот год или месяц, или неделю узнал, что служит миру твоему». Речь шла об одном дне, данном Иерусалиму для примирения с Богом. Именно этот день определил судьбу народа на многие столетия вперед. Однако Иерусалим так и не воспользовался отведенным ему временем.
Дорогой неспасенный друг! В этот праздник тебе так легко уверовать в Иисуса Христа! В церквах Божьих громко и ясно звучит проповедь Слова Божьего о пути спасения, звучит приглашение к покаянию. Не думай, что «хитрые проповедники» придумали все это. Апостол Павел писал:
«Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом»
(2 Коринфянам 5:20).
Если Сам Бог увещевает вас примириться с Ним, то используйте дарованную Им возможность! Она судьбоносна, она неповторима, она весьма кратка. Кто знает, есть ли в вашем распоряжении 12 часов. А что, если вам отпущен всего один час? Или пять минут?..
Трудно уверовать в дни, когда скорби не выпускают душу из своего плена и ничто не питает веру в Божью любовь. Но в тот день царило праздничное оживление, Иерусалим наполнился паломниками, готовившимися вкушать пасхального агнца и вспоминать дни древние, когда Иегова вывел Свой народ из тяжелого египетского рабства. В праздничный день душа должна освободиться от всех тягот и воспринять весть о Божьей милости. Однако воспользовался ли Иерусалим такой возможностью? К сожалению, он повторил судьбу Капернаума, Вифсаиды и Хоразина, которые не покаялись, несмотря на множество чудес, совершенных в них Христом.
Трудно уверовать, когда грех не обличается, как должно. Однако в день Вербного воскресенья Иерусалим пережил сокрушительное обличение в грехе святотатства: войдя в храм, «Иисус начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: «Дом Мой есть дом молитвы», а вы сделали его вертепом разбойников» (Лука 19:45-46). Духовное состояние города определялось отношением к Дому Отца Небесного. Вместо молитвенного настроения, вместо воздыханий о грехах, вместо гимнов поклонения, во дворе храма шла бойкая торговля животными и голубями. Христос резко обличил грех торговцев и выгнал их из храма. Как легко было покаяться после такого наглядного обличения! Однако день, отпущенный для покаяния, прошел напрасно. Как сказал пророк Иеремия: «Плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились» (Иеремия 6:29).
Дорогой друг! Бог облегчил тебе путь к покаянию, многократно обличая тебя во грехе. То же обличение ты слышал и от родителей, или от верующих друзей, или от проповедников в церкви. А разве тихий голос твоей совести не вторил их словам? Каков будет твой ответ на эту спасительную Божью заботу? Принятие или отвержение обличения?
Трудно уверовать, когда никто не послужил тебе в этом хорошим примером. Господь сказал Иерусалиму: «О, если бы и ты узнал…» В этом слышен ясный намек на чье-то счастливое уверование. Не о нем ли повествует Евангелие:
«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение»
(Лука 10:21).
И вокруг Иисуса было немало таких уверовавших.
2. Господь скорбит о тех, кто духовно ослеп.
Иногда люди ожидают, чтобы какие-то особые эмоции, особые побуждения захватили бы их и понесли в вечную жизнь. Эти ожидания неверны! Мы должны принимать решение под влиянием истины, нередко вопреки своим плотским чувствам. Всплеск религиозных эмоций не всегда сопровождает настоящее уверование. Апостол Иоанн замечает:
«Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо»
(Иоанн 12:17-18).
Таким образом, энтузиазм толпы и вера толпы подогревались чудом воскрешения Лазаря. Однако чудо само по себе не производит спасающую веру. Спасающая вера исходит от Бога и тесно связана с Его Словом, которое просвещает ум и сердце человека.
Иоанн продолжает:
«Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: «Господи! Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня?»»
(Иоанн 12:37-38).
Исаия пророчествовал, что Израиль не поверит слову Христа из-за духовного ослепления.
Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Иоанн 12:40-41).
Чем же ослепил себе глаза Иерусалим? Желанием мирского уважения и мирской славы! Иисус спрашивал иудеев: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» (Иоанн 5:44).
«Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию»
(Иоанн 12:42-43).
Еврейский евангелист Артур Кац писал: «Мы – народ, превозносящий и славящий сам себя в собственных глазах. В нашей еврейской жизни существует огромное самомнение относительно наших достижений и блестящего интеллекта». Как видим, ничего не изменилось в Божьем народе: всё то же ослепление любовью к славе, все то же необъяснимое упорство в самоправедности.
Дорогой друг! Не ослепил ли ты себя тем же? Если ты не обращаешься к Господу из-за боязни, что от тебя отвернутся родственники и друзья, то это и есть издержки любви к человеческой славе. Но волновать тебя должно только одно: что скажет тебе Господь?
Если ты даешь твоему «я» управлять жизнью, оно ослепит тебе глаза. Ты не увидишь искусно расставленных сетей, в которые сатана уловляет души. Будет ужасно, если повязка с твоих глаз будет снята только в аду!
Господь не придавал значения внешнему лоску и великолепию, оно не ослепляло Его. Он не выступал на митингах протеста против римской оккупации, не участвовал в диалоге с националистами-зилотами, не ратовал за смену священства в синедрионе. Христос практически не высказывался по поводу общественно-политических проблем своего времени. Политика интересовала Его меньше всего. Самое большое значение Он придавал духовным вещам – чистоте сердца и познанию Бога. Именно к этому Он настоятельно призывал людей.
3. Господь скорбит о тех, кто ввергает себя в великие бедствия.
В пророчестве Христа, исполнившемся сорок лет спустя, перечисляются бедствия, которые навлечет на себя неверие Израиля. Прежде всего, Господь пророчествовал о тяжелой и разорительной войне:
«…ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего»
(Лука 19:43-44).
Нет бедствия ужаснее войны! Война – это извержение сатанинской злобы, вакханалия самых низких страстей. Это безжалостное разрушение плодов человеческого труда: садов, полей, домов, дорог, храмов. Это голод и холод. Это плен и тяжелое рабство. Это сеянье смерти и горьких разлук. И самое страшное – потеря дорогих сердцу детей и близких.
Кто-то воскликнет: «Почему же Бог так жестоко обошелся со Своим народом»? На самом деле Бог обходится не жестоко, но справедливо и милостиво. Он не безучастен к человеческому горю, Он более чем кто бы ни было сопереживает ему, и слезы Христа – неоспоримое тому доказательство. Посредством тяжелых переживаний Он стремится оградить нас от несравненно более тяжкого наказания ада. Всякая боль напоминает нам об адской вечности.
Дорогой друг! Все, о чем Иисус говорил Иерусалиму, исполнилось сорок лет спустя. И когда вы читаете Его предсказания о разрушении Иерусалима, задумайтесь о том, что вечные муки ни в какое сравнение не идут с временными страданиями на земле. Почему вам не жаль собственной души?
Божий Сын знает, что такое адские муки. Он Сам вкусил их на Голгофе, и Он горько оплакивает тех, кому себя не жалко. Посмотрите на ужасный итог того праздничного дня: книжники и старейшины народа искали погубить Его. Это был непростительный выбор, за который их потомки на протяжении 2000 лет расплачиваются великими страданиями.
Каков будет сегодня твой выбор, дорогой друг? Отрешь ли ты своим покаянием слезы Христа или пойдешь навстречу вечной участи в аду? Зачем тебе подвергать себя великим бедствиям? Избери спасение!
Источник: http://www.nashidni.com/