Итак, вопрос о бытии Божием неразрывно связан с проблемой эволюции. Давайте же разберем эту теорию — спокойно и внимательно. Сделать это, увы, непросто. В любом кругу слова «теория эволюции» производят примерно то же впечатление, что разрыв гранаты. Тема эта не менее болезненна, чем тема абортов, расовой дискриминации и смертной казни. Вокруг каждой из них слишком много эмоций и предвзятости. И все же попытаемся. Но сперва позвольте мне перечислить три точки зрения, с которыми я, к величайшему своему сожалению, не могу согласиться.
Это, во-первых, старая поговорка: что хорошо для епископа, хорошо и для паствы. Для тех, кто привык уважать авторитет, такого аргумента вполне достаточно. Богословы (особенно — выдающиеся) склонны считать эволюцию установленным фактом. Как же рядовому верующему с ними не согласиться?
А очень просто.
Беда в том, что религиозные круги восприняли теорию эволюции гораздо менее критично, чем научные. Многие известные биологи ставят под сомнение отдельные стороны эволюционного учения, а некоторые — даже и самые его основы. Тем удивительней наблюдать некритическое отношение церкви, доходящее до того, что эволюцию считают чем-то самоочевидным и большинство университетских теологов, и сотрудники религиозной редакции Би-би-си.
Один из ведущих научных журналов писал недавно, что ученые склонны бежать за колесницей победителя. Что ж, это обычная человеческая слабость. Ей подвержены и крупные церковные деятели.
Увы, церковным деятелям не хватает научной подготовки, и они не замечают, как жалобно скрипит колесница эволюционного учения. Они едут в ней, бросив на дороге важнейшее обоснование веры в Бога. Они не понимают, что колесница эта мчится к безбожию, управляемая атеистом, который покатывается с хохоту, думая о добропорядочных верующих пассажирах.
На другом полюсе находятся фундаменталисты — те, кто воспринимает каждую библейскую фразу буквально. Их убежденность радует меня; я им симпатизирую. Но прямолинейность их взглядов смущает многих.
В книгах фундаменталистов много ценного. Но серьезные исследователи пренебрегают этой литературой, считая ее разновидностью фантастики.
Вот пример. Недавно появилась книга (красочно оформленная и изданная немалым тиражом). автор которой утверждает, что динозавры исчезли с лица Земли много позже всемирного потопа. Как же ухитрился Ной уместить таких гигантов в ковчег? А очень просто, отвечает книга. Он брал детенышей.
А пространство между эволюционистским и фундаменталистским полюсами остается почти пустым. Вот почему я решил написать эту книгу.