Биологи всегда разделялись на две большие группы, и в конфликте между этими группами нет ничего нового. С одной стороны, всегда находились люди, которые (может быть, чуть покраснев) провозглашали: «Доказано, что эволюция — факт. Это известно всем. Хотелось бы посмотреть на того болвана, который думает иначе!»
Типичным представителем этой группы был профессор Ф. Добжанский, полвека назад писавший так:
«Ни один грамотный человек не сомневается в том, что эволюция была. Она — исторический факт, доказанный настолько надежно, насколько вообще наука может устанавливать факты, не имея свидетельств очевидцев».
Другую группу представлял современник Добжанского доктор У. Р. Томсон, директор Института биологической защиты. Он умер в 1972 году, и в некрологе говорилось:
«Научная карьера Томсона… была долгой и незаурядной… Ему не раз оказывались почести… он получил много премий и медалей… Его смерть — серьезная потеря для энтомологической науки; исследования Томсона в области биологической борьбы с вредителями будут долго сохранять важное значение и для чистой науки, и для экономики».
Короче, Томсон был выдающимся биологом. Именно ему поручили написать предисловие к очередному изданию «Происхождения видов» 1956 года . Люди, поверившие словам профессора Добжанского («ни один грамотный человек…» и т.п.), изумленно вчитывались в заявление, сделанное Томсоном в первых же строках этого предисловия:
«Меня не убеждают доказательства, которые приводит Дарвин. Я не уверен, что его влияние на науку и общественное сознание было благотворным». Да, именно так сказал Томсон. На последующих страницах он объясняет:
«На момент выхода в свет «Происхождения видов» подтвердить свою теорию экспериментами Дарвин не мог и потому прибег к спекулятивным умозаключениям… Собственные взгляды и предположения были представлены им как неопровержимые доказательства. В «Происхождении видов» Дарвин не доказал, что различные виды живых существ возникли благодаря естественному отбору; он это лишь предположил, основываясь на некоторых фактах и допущениях. Но он сумел убедить сам себя, а затем и других».
Дарвин не смог представить в «Происхождении…» убедительных палеонтологических свидетельств в пользу своей теории. Скорей наоборот — приведенные им данные противоречат этой теории. Такое положение сохранилось и по сей день… Современным дарвинистам-палеонтологам, так же как их предшественникам, да и самому Дарвину, приходится обходить факты.