Низшие формы жизни не слишком разборчивы. Одни бактерии могут жить при невероятном морозе, а другим нипочем даже горячая нефть. О высших животных такого не скажешь. Они Выживают только там, где не очень жарко и не очень холодно, не слишком мокро и не слишком сухо и т. д.
Мы говорим, разумеется, только о земных животных — других мы не знаем. Но вряд ли возможно, чтобы хоть где-нибудь во Вселенной развитые формы жизни существовали в крайне неблагоприятных условиях. Законы, определяющие развитие жизни, везде одинаковы.
Мы не знаем, сколько во Вселенной планет и какие из них пригодны для жизни. Но можно смело утверждать: очень мало шансов на то, что бы хоть какая-нибудь планета, кроме нашей, оказалась пригодной для жизни.
В чем же уникальность Земли?
1. Солнце
Солнца бывают разные — от красных гигантов до белых карликов. Наше — звезда умеренных размеров, среднего возраста, с невысоким уровнем радиации. Золотая середина!
Многие звезды дают сильнейшее ультрафиолетовое или иное смертоносное излучение. Другие дают слишком мало света и не могут обеспечить условия даже для растений. Некоторые звезды чересчур переменчивы: вспыхивают и гаснут, планеты их то выгорают, то замерзают.
Еще вариант: в системе два солнца. Вдвоем они источают такой жар, что на их планетах жизнь появиться не может.
А наше Солнце век за веком посылает свои ласковые лучи… Повезло же нам!
2. Расстояние от Солнца
В нашей солнечной системе восемь планет , и орбиты их проходят на разных расстояниях от Солнца. Самая дальняя планета, Нептун, почти в восемьдесят раз дальше от Солнца, чем Меркурий (самая ближняя).
Ближайшие соседи Земли — Венера (три четверти нашего расстояния от Солнца) и Марс (полтора наших расстояния). Космические корабли с научной аппаратурой совершали посадки на обеих этих планетах, так что мы имеем представление о тамошних условиях. На Венере жарища: приборы зарегистрировали на ее поверхности температуру 500°С, по Цельсию . Космонавты туда не торопятся. На Марсе, наоборот, очень холодно. Приборы, доставленные туда в 1976 году, показали ночью минус 86°С. Такой температуры не бывает и в Арктике.
Итак, расстояние от Солнца — решающий фактор. Чуть ближе — и земные моря закипят, чуть дальше — и Земля превратится в ледяную пустыню.
И еще один важный момент. У других планет орбиты эллиптические (овальные), а земная орбита — почти идеальный круг. Представьте-ка, что Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите. То дальше, то ближе, то жара, как на Венере, то холод, как на Марсе. Кошмар!
3. Размер
Луна в четыре раза меньше Земли. Это каменная пустыня, без воды и воздуха, которые, возможно, когда-то там и были. Дело в том, что не6есное тело такого размера не обладает достаточной силой притяжения, чтобы удержать на своей поверхности жидкости и газы. Даже на Марсе, который раза в два меньше Земли, есть лишь незначительные остатки атмосферы.
С другой стороны, если планета чересчур велика, в этом тоже хорошего мало. Крупные планеты обладают такой силой притяжения, что на их поверхности все предметы весят куда больше, чем на Земле. На такой планете крупным животным — в том числе и нам с вами — очень трудно передвигаться.
Еще хуже то, что в атмосфере крупной планеты сохраняются ядовитые газы (водород, метан, аммиак) — их, слава Богу, нет в атмосфере Земли.
Так что идеальные размеры обитаемой планеты можно вычислить. Она должна быть достаточно большой, чтобы сохранить атмосферу, но не слишком большой. Земля как раз такова.
4. Скорость вращения
Вокруг своей оси вращаются все планеты Солнечной системе, но большинство из них — гораздо медленнее, чем Земля. На один оборот у Меркурия уходит 59 земных суток, у Венеры — 243.
Такое медленное вращение очень неблагоприятно для жизни. И на Земле-то полночь обычно, куда холоднее полдня, хотя их разделяют всего двенадцать часов. А представьте, что и день и ночь длятся по сотне часов: днем невыносимо жарко, а ночью нестерпимо холодно! Из-за скорости вращения, в частности, температура на Венере и достигает пугающей цифры плюс 500°С
А на планете, которая вращается намного быстрее Земли, наверняка возникнут опустошительные циклоны.
Но скорость вращения — это еще не все. Важно и то, как направлена ось вращения, — именно этим определяется разница в температуре между зимой и летом.
На планете, ось вращения которой безупречно вертикальна, не может быть ни зимы, ни лета: температура неизменна круглый год. Конечно, это не препятствует жизни, хотя и делает ее скучнее. Но если ось наклонена слишком сильно — как, например, планете Уран — то зима становится убийственно холодной, а лето невыносимо жарким.
Планете Земля повезло и здесь. Ее ось наклонена весьма умеренно: на двадцать три с половиной градуса. Достаточно, чтобы иметь различные времена года, но чтобы ни сибирская зима, ни африканское лето не становились бы невыносимыми.
5. Обилие всего полезного
Из чего состоят живые существа? В основном — из углерода, кислорода, азота и водорода.
Из них лишь водород имеется в изобилии по всей Вселенной. Насколько мы знаем, и воды, и углерода, и кислорода, и азота во Вселенной очень мало. Но Земля — наша везучая Земля — располагает огромными количествами всех этих элементов.
Для жизни нужны также калий, кальций, фосфор, йод, хлор, железо, сера и ряд других элементов, всего понемногу. Каждая форма жизни нуждается хотя бы в каком-то из них, а человеку нужны они все. Нам очень повезло, что на Земле их хватает для всех живых существ.
6. Отсутствие вредного
Чтобы живые организмы нормально развивались, мало обеспечить их необходимыми для жизни материалами. Их надо также уберечь от воздействия ядов.
Тяжелые металлы — мышьяк, ртуть, свинец — могут погубить любую высокоразвитую форму животной жизни (не только известные ее формы, а жизнь вообще). Это металлы-убийцы: они тормозят важнейшие химические процессы, без которых никакой жизни не будет. Думать, будто инопланетяне живут припеваючи, питаясь мышьяком, — это все равно что представлять себе инопланетянские автомобили, лихо мчащиеся вдаль на квадратных колесах. В силу законов химии тяжелые металлы — смертельный яд для любых сложных форм жизни.
Затем следует упомянуть радиоактивные элементы, — например уран и радий. Они вызывают разнообразные мутации, главным образом — вредоносные. Если бы эти элементы были широко распространены на нашей планете, все дети рождались бы уродами. В таких условиях развитые формы жизни весьма скоро прекратили бы существование.
К счастью для нас, тяжелые металлы и радиоактивные элементы на Земле довольно редки, и концентрация их низка. Вдобавок они обычно укрыты в минеральных отложениях, где не могут причинить нам вреда — конечно, пока мы их не выкопаем, не сконцентрируем и не разбросаем!
Так что жителям Земли надо радоваться и тому, что их планета изобилует необходимыми веществами, а вредных веществ на ней ничтожно мало.
7. Мировой океан
Мы редко думаем о мировом океане. А ведь это — одно из величайших чудес Вселенной. Часть его достоинств очевидна. Океан — это резервуар воды, которая, испаряясь, возвращается на сушу а виде дождя. Океан также хранит тепло: накапливает его летом и излучает зимой.
К счастью для нас, размеры мирового океана таковы, что позволяют ему очень эффективно выполнять обе эти функции. Он занимает примерно четыре пятых поверхности нашей планеты — будь он значительно меньше, на Земле было бы гораздо больше пустынь.
Но это далеко не все. Мало кто знает, что океан поддерживает нужный нам состав воздуха. Лишь 10% кислорода производится растениями на суше. Остальными 90% мы обязаны одноклеточным растениям и водорослям океана .
Океан выполняет и еще одну функцию: он служит стоком для отбросов и солей, приносимых реками; многие из этих веществ принесут много вреда, если останутся на суше. Интересно, почему все эти отходы не отравили океан — как случилось с Мертвым морем, которое известно своей невероятной соленостью?
Казалось бы, все ясно: океан несравнимо больше Мертвого моря!
Ясно, да не совсем. Океан действительно куда больше Мертвого моря. Но ведь в океан впадают все реки мира со всей своей грязью — они давно бы могли испортить всю его воду. И тем не менее…
Недавно эта проблема стала темой нескольких серьезных исследований. Результаты их поразительны: в океане действует ряд контрольных систем, которые поддерживают концентрацию растворенных веществ на определенном уровне . (Как термостат, который отключает нагрев, когда в комнате становится слишком жарко, и включает, когда температура падает).
Одна из таких систем поддерживает на постоянном уровне содержание в воде фосфора. Работает она так.
Микроскопические растения питаются растворенным в воде фосфором и превращают его в нерастворимые частицы, после гибели растения оседающие на дно. Когда содержание фосфора в воде повышается, эти растения размножаются и перерабатывают избыток фосфора, до того как он успевает отравить рыб. Когда его становится меньше, часть растений умирает, и количество фосфора снова растет.
В океане работают и многие другие контрольные механизмы, стабилизирующие химический состав воды. Их действие основано на специфике океанской флоры и фауны, а также на химических и геологических факторах.
Мертвое море служит мрачным напоминанием о том, что бывает с водоемом и его берегами, когда такие механизмы выходят из строя. В исторической перспективе от этих необычайных контрольных систем зависят не только все морские формы жизни, но и вообще существование жизни на планете.
Какое счастье, что механизмы эти работают так слаженно! Еще одна случайность?
8. Атмосфера
И наконец — воздух, которым мы дышим! В нем 78% азота, 21% кислорода, 0,03% двуокиси углерода, немного пара и, в ничтожных количествах, несколько других газов, большого значения не имеющих. Но без газов, упомянутых выше, жизнь просто невозможна.
Возьмем для начала эти несчастные три сотых процента двуокиси углерода. Этот газ выдыхают животные, он — продукт их жизнедеятельности. И одновременно — основное питание растений! Три сотых процента — идеальный компромисс между потребностями животного мира и мира растений. Будь его больше, это было бы вредно для животных, а меньше — голодали бы растения.
Двадцать один процент кислорода — тоже не случайная величина. Если бы его стало в воздухе намного меньше, животные едва ли смогли бы дышать. А значительно более высокий уровень кислорода приводил бы к нескончаемым пожарам. Леса и степи загорались бы при каждом ударе молнии, жизнь на Земле стала бы чрезвычайно опасной.
К счастью, содержание кислорода и двуокиси углерода в воздухе поддерживается на оптимальном уровне — у природы есть для этого особые контрольные системы. Количество воздуха — не Менее важный фактор. Что, если воздуха было бы значительно больше или меньше? На Венере атмосфера куда плотнее, чем на Земле, так что животворные солнечные лучи не пробиваются к поверхности этой планеты. На Марсе же, наоборот, атмосфера гораздо разреженней нашей, поэтому развитых форм жизни там нет.
Вот вам еще одна удача: подходящая плотность земной атмосферы.