Не знаю, насколько вас убедили мои доводы в предыдущей главе. Скорее всего, кого-то они убедили, кого-то – не очень, а кому-то показались чепухой. Однако вряд ли кто отмахнулся от самого вопроса.
Я частенько участвую в разговорах на эту тему, но еще ни разу ни от кого не слышал:
«Чего шуметь? Справедлив Бог, несправедлив – какая разница?»
Каждому ясно, что справедливыми надо быть всем – следовательно, если Бог есть, справедливым должен быть и Он.
И это еще один признак качественной разницы между человеком и животным. Я уже говорил, что животное не может понять, принять, отвергнуть какую-то идею. Развивая эту мысль, скажу, что животные не умеют отличать справедливое от несправедливого (конечно, если они – не персонажи мультфильма). Само понятие справедливости для них не существует. Способность человека к логическому мышлению, поразительна. Но еще замечательнее его тяга к справедливости.
Так что же такое человек? Высшее животное, устремившееся к сияющим вершинам, или полуангел, падающий в бездну?
Слово атеистам
Объяснить, откуда взялось наше умение отличать добро от зла, атеистам нелегко.
Они доходят до утверждений, что добра и зла вообще нет. А если и есть, то это понятия относительные. Древние римляне и средневековые европейцы считали рабство нормальным явлением – кое-где оно сохранилось и поныне. Но цивилизованный мир наших дней его не приемлет. Стало быть, «добро» – это то, что общество признает, «зло» – то, что оно отвергает.
Но факты говорят о другом. Прежде всего, основные нравственные правила остаются неизменными из века в век – это не мода на кружевные воротнички. Можно расходиться во мнениях по мелочам, но честность, верность, справедливость, храбрость, великодушие всегда в цене. Все народы во все века относились к этим понятиям одинаково.
К.С. Льюис, всемирно известный ученый, считал, что основные моральные принципы древних египтян, вавилонян, индусов, китайцев, греков и римлян очень схожи с сегодняшними европейскими . Понятия о нормальном поведении у «христианского» Запада, коммунистического Востока, мусульманского и буддийского миров практически тождественны.
Посмотрим на проблему с другой стороны. Возьмем то же рабство. Атеисты, как мы помним, считают: «Рабство само по себе – не добро и не зло, однако наше общество его отвергает». Но они никогда не скажут этого прямо! А когда речь заходит о тех странах, где рабство еще сохранилось, неверующие негодуют, называют рабство преступлением и требуют его немедленной отмены.
При этом атеисты апеллируют к некому моральному абсолюту («общечеловеческим ценностям») – забыв, что за минуту до того отрицали существование добра и зла как таковых.
Итак, даже атеисты все-таки признают, что добро существует. Люди могут расходиться в моральных оценках того или иного явления, но все, верующие и неверующие, понимают, что слова «добро» и «зло» – не пустой звук. И наконец, третье. Атеистам и верующим одинаково хочется представить себя в лучшем свете.
К примеру, во многих странах полиция пытками выбивает признание у виновных и невиновных . Но ни одно правительство не признается в этом открыто. Почему? Да потому, что любой человек, независимо от убеждений, знает, что пытка вообще, и невинных в особенности, – непростительное нарушение высшего нравственного закона.
Но раз есть такой закон, должен быть и Законодатель.