Судя по всему, человек не может быть классифицирован как «общественное животное». Но тогда, согласно Дарвину, эволюция должна была превратить его в абсолютного эгоиста. А это не так.
Может, все-таки признать человека общественным животным? Это будет означать, что мы считаем его добрейшим существом, думающим исключительно о благе ближних. Стоит ли говорить, что человек отнюдь не таков?
«Гомо сапиенс» – странное создание. Его эмоции схожи с бушующими стихиями, но он не расстается с мечтой о душевной гармонии. Человек способен подняться до высот самоотречения, но большинство людей – эгоисты, хотя и выдают себя за совестливых.
Каким образом высокие моральные принципы человека сочетаются с его низменным, аморальным поведением? Как объяснить такое противоречие с точки зрения эволюционной теории? Эволюционисты вообще не задумываются над этой проблемой.
А есть только одно объяснение: человек отличает добро от зла потому, что разницу между этими абсолютными понятиями открыл ему Бог. Но (об этом шла речь в предыдущей главе) человек осквернил свою душу, злоупотребив данной ему свободой воли. Поэтому душа его то и дело разрывается между стремлением выполнять свой моральный долг и низменными желаниями.