И все же – как человек научился различать добро и зло? Это остается для эволюционистов загадкой.
Выдающийся биолог К.Х. Уоддинггон посвятил изучению этой проблемы большую часть жизни. Его книга «Нравственное животное» , вышедшая в 1960 году, по сей день остается самым серьезным трудом на эту тему, хотя есть уже и другие работы . Но ни сам Уоддингтон, ни его последователи проблему не решили.
Теория, предложенная Уоддингтоном, базируется на сомнительных предпосылках. А самое главное, она не дает ответа на вопрос: можно ли быть уверенными, что наши представления о добре и зле верны? В самом деле, почему быть жадным и эгоистичным плохо, а щедрым и самоотверженным – хорошо?
Уоддингтон мыслит исключительно в эволюционистских категориях. Но он делает одно важное замечание: нельзя считать существующее положение вещей должным и единственно возможным! К примеру, если мы наблюдаем в природе борьбу за выживание, это вовсе не значит, что и люди должны вести себя подобно дерущимся животным.
Как ни странно, вплоть до восемнадцатого века никто из философов не говорил о необходимости различать понятия «существующее» и «должное». И лишь великий философ Д. Юм сформулировал это правило.
Но и после этого многие впадали в ту же ошибку. Например, Герберт Уэллс. Он говорит устами одного из своих персонажей:
«В мире нет места для глупцов, негодяев, неврастеников. Их долг – возвышенный долг! – умереть. Умереть от своей неприспособленности! Вот единственный путь – животному стать человеком, а человеку подняться на высшую ступень развития».
Адольф Гитлер вполне одобрил бы этот пассаж. Теми же дарвинистскими идеями он оправдывал свои газовые камеры.