Бертран Рассел был одним из величайших философов двадцатого века. Но этого человека нельзя не пожалеть: он так и не смог обрести душевный покой. Убежденный атеист, не признающий христианской морали, он постоянно менял занятия и сердечные привязанности – в погоне за ускользающим счастьем. Окружающие же его просто не понимали.
Дочь философа Кэтрин Тейт вспоминает: «У отца в каком-то тайнике сознания, в глубине души, где-то в уголке сердца зияла пустота. Раньше это пространство было занято верой в Бога. Но вера ушла, и образовавшийся вакуум отец уже ничем не смог заполнить».
Пустое сердце, жаждущее заполниться верой! И это – про Бертрана Рассела? Тем, кто читал Рассела, трудно в это поверить. Но если вдуматься, то ничего невероятного тут нет.
Человек – существо беспокойное. Все рождаются революционерами, в молодости все хотят переделать мир. И неважно, что мы улучшаем – общественную систему или систему водоснабжения, – важен порыв.
В основе этих порывов – интуитивное осознание человеческого несовершенства, в том числе и своего собственного.
Больше всего человек мечтает о любви, радости и душевном мире. Мы особенно ценим в людях терпимость, доброту, преданность, скромность. И постоянно обнаруживаем нехватку этих качеств не только у других, но – увы! – и у себя. И вот добродетели такого рода начинают нам казаться заоблачной мечтой – наподобие личного бессмертия.
Тут есть над чем задуматься атеистам и эволюционистам. Животное хочет простого: еды, тепла, самку или самца, отдыха. Какая же эволюция породила в человеке такую жажду недостижимого?!
Лучше всего на этот вопрос ответил Блаженный Августин. Он сказал: «Для Себя, создал Ты нас Господи, и не успокоится сердце наше, пока не найдет Тебя!».
Многие поколения верующих именно так и поднялись к духовным вершинам.