Люди, видевшие и слышавшие Христа, разделялись на две группы. Одни – друзья – обращались к Нему так: «Христос, Сын Бога Живого» (Матфей 16:16), или «Господь мой и Бог мой!» (Иоанн 20:28). Другие – враги – называли Его безумцем и злодеем, говорили, что Он то ли одержим бесом (Иоанн 10:20), то ли изгоняет бесов силою бесовского князя (Марк 3:22; и др.). Обвиняли Его и в богохульстве (Иоанн 10:33; и др.).
Промежуточных мнений не высказывалось. В ту эпоху не было либералов, подобных современному еврейскому писателю Шолому Ашу, который пишет: «Иисус Христос – исключительная в мировой истории личность… каждое Его слово, каждый поступок Иисуса ценны для всех нас. Он стал светом миру. Почему я, еврей, не должен всем этим гордиться?»
Не было тогда и снисходительных язычников, вроде современного атеиста лорда Будби, заметившего: «По-моему, учение Иисуса – это лучшее, что было предложено человечеству».
Похвально, конечно, что нехристиане Аш и Будби видят в Иисусе Христе величайшего религиозного учителя всех времен. Однако позиция их не очень логична. Атеисты первого века нашей эры дали бы им сто очков вперед по части здравого смысла.
Ведь тот, кто провозглашает себя Сыном Божьим, не будучи им, – это попросту богохульствующий безумец, никаких похвал не заслуживающий.
Есть, конечно, и альтернатива: признать, что Иисус говорил правду и действительно был Сыном Божьим. Но промежуточного варианта быть не может.
Вот некоторые из утверждений Иисуса:
«Я Сын Божий»
(Иоанн 10:36).
«Я и Отец – одно»
(Иоанн 10:30).
«Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно»
(Иоанн 8:29).
«Кто из вас обличит Меня в неправде?»
(Иоанн 8:46)
«Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее,.. власть имею опять принять ее»
(Иоанн 10:17-18).
«Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет»
(Марк 9:31).
«Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»
(Матфей 26:28)
«Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставлю мир и иду к Отцу»
(Иоанн 16:28).
«Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных»
(Матфей 26:64)
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы»
(Матфей 25:31-32).
«Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе,.. наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения»
(Иоанн 5:26-29).
Если же это ложь, то получается, что Он, величайший духовный учитель человечества, был всего лишь шизофреником, одержимым манией величия. Поверить в это еще трудней!
Но третьего не дано. Существует, правда, Мнение, что те евангельские изречения, которые касаются нравственных проблем, и впрямь принадлежит Иисусу, а другие – где Он провозглашает себя Сыном Божьим – присочинены впоследствии кем-то еще. Но с этим трудно согласиться.
Ведь Евангелия – очень древние книги! Современные исследования показывают, что по крайней мере три из четырех Евангелий написаны людьми, которые в период земного служения Иисуса были уже взрослыми и вполне могли слышать Его проповеди, а автор четвертого родился лишь немногим позже. Так что живые свидетели описываемых событий не дали бы авторам Евангелий сильно уклониться от истины.
Итак, Иисус сказал про Себя, что Он: Сын Божий, безгрешен, искупит наши грехи Своей смертью, – воскреснет из мертвых, вознесется на небеса, затем во славе вернется в этот мир, воскресит мертвых и будет их судить. Эти утверждения можно признать либо правдой, либо ложью.
Если все это правда, то Иисус был сверхчеловек, живое чудо. Многим трудно в это поверить.