Несколько лет назад я провел один эксперимент. Вечером я сидел со своим неверующим приятелем, знавшим совсем немного о Библии, и, наконец, смог разговорить его на темы религии.
Я сказал: «Извини, Артур. Не возражаешь против маленькой викторины по Библии? Я прочту тебе хорошо известный отрывок о Христе, а ты скажешь мне, где в Новом Завете найти это место, хотя бы примерно. А?»
«Хорошо, я в игре. Не имею ничего против того, чтобы проявить свое невежество», — ответил тот. Тогда я прочел ему несколько стихов о страданиях и смерти Иисуса.
Артур наморщился. «Я знаю эти слова хорошо. Но не могу припомнить, из какого Евангелия они взяты. Возможно они из одного из посланий Павла», — подумав, добавил он.
«Нет, их не найти там, хотя многие авторы Нового Завета цитировали их», — сказал я. «Я прочел тебе отрывок из Исаии, Ветхий Завет».
«Ветхий Завет? Ты шутишь?!»
Но я не шутил. Мне просто приятно было сознавать, что ветхозаветные пророчества так хорошо вписывались в судьбу Иисуса, что их легко было принять за новозаветные.{mospagebreak}
Иисусу были знакомы пророчества
Много раз Иисус указывал следовавшим с ним, что Ветхий Завет наполнен пророчествами о Нем. Вот пример:
«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: „вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное через пророков о Сыне Человеческом: Ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, И будут бить, и убьют Его; и в третий день воскреснет»»
(Лука 18:31-33).
Иисус не преувеличивал. Большая часть страшных событий тех 24-х часов Его смертной жизни была предсказана в Ветхом Завете. Также и воскресение, и Его вознесение на небо. Но ведь Ветхий Завет писан был задолго до рождения Иисуса.
Вам, возможно, придет в голову, что первые христиане могли коварно изменить записи в пророчествах, чтобы подогнать к текущим событиям. Но этого не стоит бояться. У христиан были копии Библии на греческом, а у евреев — на иврите.
Лучшие списки Ветхого Завета, на которых покоится и английский перевод, были еврейскими. Совершенно очевидно, что евреи никогда бы не пошли на изменения в своих книгах, чтобы сделать приятное враждебной религии.
Нам надо подробнее остановиться на двух главах, которые мог иметь в виду Иисус. Если вам захочется полнее оценить все чудо этих пророчеств, откройте их в своих Библиях. Когда будете читать, задайтесь вопросом, как могли эти авторы предсказать все это, если не сам Господь водил их рукой.
Псалом 21 повествует о Божьем человеке, отправленном на смерть его врагами. Но, вместо обычного для евреев побития камнями, они «пронзают его руки и ноги» (ст.17). Мучимый жаждой, Он умирает (ст.16). Враги его стоят вокруг (ст.13), глазеют на него (ст.14,18), и смеются (ст.8). Потешаясь, они вопрошают: почему его Бог не спасет его (ст.9)? Они срывают с него одежды и делят их между собой, бросают жребий на предмет одежды, оставшийся от дележа (ст.19).
Если вы знакомы с Евангелиями, то узнаете все тут рассказанное. Картина Голгофы станет еще полнее.
Исаия 53 еще добавляет подробностей. Он должен быть «презрен и умален пред людьми», «муж скорбей и изведавший болезни» (ст.3). Он будет побит палками и ранен (ст.5); как уголовника, его препроводят на казнь (ст.8,12). И все же он примет свою судьбу покорно, не сказав ни слова в свою защиту (ст.7), хотя не был виноват ни в каком преступлении (ст.9).
Здесь настойчиво утверждается, что Иисус не был просто очередным мучеником. Семь раз напоминается (ст.4,5,6,8,10,11 и 12), что смерть этого праведника есть искупление грехов других. За это Бог поднимет его из мертвых (ст.10) и удостоит великой славы (ст.12).
Не удивительно, что когда я читал эти стихи Джорджу, он приписал их Новому Завету. И люди воспринимают это как образец христианской литературы, опоэтизированное описание страданий Христа. Но это не христианами написано. Все это находится уже в Ветхом Завете, Святой книге иудеев — народа, всегда с отвращением относившегося к человеческой жертве и так и не принявшего Христа.
Официальная еврейская трактовка Исаии 53 полагает, что речь идет не об Иисусе, а о еврейском народе. Достаточно однажды заглянуть в главу 53, чтобы увидеть абсурдность такой интерпретации. Каждый стих подходит к Иисусу, а половина их вообще вряд ли приложима к евреям. Попробуйте применить к евреям (или к любому другому народу):
«…он не сделал греха, и не было лжи в устах его»
(Исаия 53:9).
«…чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет»
(Исаия 53:11).
Даже самим евреям не по душе их толкование. Им не нравится эта глава и они избегают ее чтения в синагогах. Но, стараясь игнорировать, они не могут ее уничтожить. Исаия 53 остается вечным доказательством нечеловеческого происхождения Библии.{mospagebreak}
Кто такой Мессия
Нам невозможно вполне оценить всего значения пророчества, не имея понятия о том, что означало слово Мессия для евреев, живших во время Иисуса. Даже и теперь это значит многое для них. Вот что говорит еврейская энциклопедия о значении слова «мессианизм»:
«Термин „Мессия» использован в Библии… и подразумевал идеального царя, который принесет спасение Израилю и возрождение человеческого рода…».
Историки рассказывают, что в первом веке Израиль буквально гудел от ожидания скорого прихода Мессии. Они были убеждены, что время придти ему — «сейчас или никогда». Их убежденность основывалась на следующем отрывке из книги Даниила:
«Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет»
(Даниил 9:24-26).
Евреи не придавали значения выделенным словам, потому что не понимали их. «И не будет» — обычная фраза для Ветхого Завета, означающая «убить» (например, Исход 31:14; Псалом 36:34; Иезекииль 17:17), а евреи не могли и помыслить, чтобы Мессия мог быть убит. Они знали множество пророчеств о приходе Мессии: его ожидали увидеть великим и славным вождем, освободителем Израиля и царем всего мира. Поэтому они не вникали в стихи, где говорилось о смерти Мессии (включая Псалом 21 и Исаия 53).
Но что особенно приводило их в восторг — Мессия должен придти через 69-70 «недель» после начала восстановления Иерусалима (который во дни Даниила был в руинах). Еврейское слово «неделя» употреблялось для числа «семь», и они знали, что у пророков оно могло означать семь дней или семь лет (См. Числа 14:34; Иезекииль 4:4-6).
Поэтому евреи давным-давно ожидали окончания периода между 483 и 490 годами (69-70 «недель»). Они не были окончательно уверены в исходной дате для начала отсчета, т.к. в их истории было несколько таких распоряжений о восстановлении города, начиная с конца шестого века и первых годов пятого века до нашей эры.
Но одно, по крайней мере, было для них ясно: Мессии надлежало явиться в самом начале того, что мы теперь называем первым веком нашей эры.
Из Даниил 9 мы можем добавить к списку сбывшихся пророчеств еще два — по пришествии Христа:
1. Он появился в исторически верное время.
2. Он был убит точно так, как Даниил это предсказал.
Но что еще более важно, мы кое-что узнали о том, как понимал Ветхий Завет Христос. В нем насчитывается большое число мест, предупреждающих о приходе очень важного лица. Его обычно и называли Мессией в еврейской Библии (хотя в английской Библии это слово впервые предлагается только в Даниил 9), но в большинстве случаев его никак не называют. Тем не менее, евреи приняли все эти отрывки, предвещающие Мессию.
Важно иметь этот факт в виду. Некоторые места, как может показаться, не говорят о Мессии. Но Библия не писалась для неевреев. Она была написана на иврите и для евреев. А древние евреи имели совсем иной литературный стиль по сравнению с европейским.
Древние евреи не имели никаких сомнений по поводу пророчеств о приходе Мессии. Поэтому мы обязаны рассматривать пророчества в том же ключе, что и они.{mospagebreak}
Еще пророчества о Мессии
Их так много, что не знаешь с чего начать. Вот еще пять:
1. Он должен был родиться в Вифлееме.
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных»
(Михей 5:2).
Всем известно, что Иисус действительно родился в Вифлееме. Это установленный факт. Даже самые злейшие враги христианства — фарисеи и саддукеи не отрицали этого. Но подумали ли вы, как нежелательно было бы, чтобы в исполнение пророчества не вмешался случай.
Как упоминается в пророчестве, Вифлеем был очень небольшим местечком. Если какой-нибудь ловкий гражданин захочет прослыть пророком, то сложит два и два и придет к выводу, что следующий президент США будет родом из Нью-Йорка. Оттуда вышло так много известных американцев, что шанс прогадать невелик.
Но вот если бы он сказал, что президент будет родом из Пайктона, штат Огайо, в котором живет всего несколько тысяч жителей, вероятность возможного триумфа «пророка» катастрофически падает. И все же пророк Михей назвал такое же незначительное место в качестве родины Мессии, и его пророчество сбылось.
Как удалось это Михею, если не с помощью Бога?
2. Ему надлежало въехать в Иерусалим на осле.
Я могу представить ваше удивление. «Ну, а что такого? Многие въезжали в Иерусалим на осле. Почему бы и Иисусу не сделать того же? Особенно если Он знаком с пророчеством, предсказавшем это».
Причина есть. Действительно, так поступали многие, но это все были простые люди, а цари-победители на ослах не ездили. Они могли использовать мулов, или боевых коней, или колесницы. А пророк говорил, что, будучи царем Иерусалима, царем мира, Иисус въедет в Свою столицу на скромном ослике. Вот слова Захарии:
«Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: это, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле… и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли»
(Захария 9:9-10).
В то время, когда эти слова были написаны, они могли показаться смешными. Какой царь мог быть «кротким, сидящим на осле»? И если ему и в самом деле пришлось бы подъехать к своей столице в такой манере, то встречали ли бы его радостно в оправдание его поведения? Какой абсурд!
Но когда все так и случилось, то всем все виделось очень натурально. Иисус был бедным, скромным, миролюбивым человеком. Для Него было бы невозможным оседлать боевого коня. И в то же время Он был человеком сильного характера, динамической индивидуальности и личного магнетизма истинно могучего царя.
И вот, когда Иисус намеренно въезжал в Иерусалим таким образом, как это было записано у Захарии, никто не потешался. Вместо этого толпы людей выстилали путь перед Ним своими одеждами и криками выражали признание Его царем (Марк 11:9-10).
Без этой признательности со стороны толпы все попытки Иисуса следовать Захарии выглядели бы просто фарсом. И таким образом совершенно неправдоподобное пророчество все-таки сбылось.
3. Ему надлежало быть необычайно праведным.
Зададимся вопросом: «Зачем Богу нужно было так обильно благословить Мессию, настолько возвысив Его над всеми?»
Этому есть несколько верных объяснений. Вот одна из возможных причин, найденная в Псалме 44:
«Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; поэтому благословил Тебя Бог на веки»
(Псалом 44:3).
«Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих»
(Псалом 44:8).
Ответ ясен. Столь многие благословения даны Мессии за совершенные его речи и совершенное поведение. Следовательно, только совершенный человек мог быть Мессией. Неправедный человек, сам провозгласивший себя Мессией, вскоре был бы изобличен как мошенник.
Иисус бросил вызов: «Кто из вас обличит меня в неправде?» (Иоанн 8:36). Никто вызова не принял.
Ученики, знавшие Его близко, были совершенно убеждены в Его полной безгрешности. Христианская «добрая весть» о Спасении была основана на вере в очистительную жертву. Как сказал Петр:
«Искуплены вы… драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца… который не имел греха… Потому что Христос… однажды пострадал за грехи наши, праведный за неправедных»
(1 Петра 1:18,19; 2:22; 3:18).
Теперь предположим, что все это неправда. Положим, что Иисус и в самом деле не был совсем уж совершенным человеком, а был таким же, как все. Разве не понятно в этом случае, что христианство как религия было бы мертворожденным ребенком. Фарисеи и саддукеи не останавливались ни перед чем — даже перед гонениями и убийством — в своих попытках пресечь проповедования первых апостолов. Но им легко бы удалось предотвратить распространение христианства, приведя доказательства греховности Иисуса.
Но им этого не удалось. Почему?
Один вариант ответа много предпочтительнее всех других. Они не могли. Иисус исполнил пророчество о безгрешности Мессии.
4. Ему надлежало встать из мертвых.
Восстал ли Иисус из мертвых? Этот вопрос столь значителен, что ему можно бы посвятить целую главу. Но нам достаточно того, что Ветхий Завет предсказал это.
«И плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек»
(Псалом 15:9-11).
Это пророчество легче понять на иврите, чем на русском. Слово, переводимое как «ад», на иврите — Шеол и означает «место мертвых». Более чем в тридцати местах в Ветхом Завете оно переведено как «могила».
Как указывал апостол Петр (Деяния 2:24-32) в Псалме ясно сказано, что, хотя Мессия будет похоронен, тело его не узнает гниения в могиле. Бог должен был воскресить его к радости вечной жизни.
На этом этапе вы можете пока воздержаться от своего ответа на вопрос, был ли воскрешен Иисус. После прочтения главы 7 вы сможете решить сами.
5. Ему надлежало вознестись на небо.
Еще одно пророчество, которое вряд ли могло быть понятым во времена царя Давида.
«Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека»
(Псалом 109:1,4).
Удивительнее всего, что этот псалом Давида вообще включен в еврейское Писание. Чисто по-человечески, ему там нечего делать. С точки зрения евреев ему не следовало бы вообще быть созданным, а уж если он написан, — тут же должен быть уничтожен как еретический.
Много пророчеств говорят о том, что Иисус должен быть потомком Давида. По восточным понятиям ему надлежало считаться по положению ниже Давида. Но во вводном стихе Давид обращается к Мессии как «мой господин».
Что заставило Давида так говорить? Иисус задал этот же вопрос раввинам, и те не смогли ответить (Матфей 22:41-46). Для них он не имел особого смысла.
Следующие фразы вовсе сбивали (и сейчас сбивают) евреев с толку. Раз Мессии надлежит быть царем мира, зачем Ему было возноситься на небо и дожидаться, когда Его наделят властью на земле?
Последние фразы псалма и вовсе удивительны, если вы знаете Ветхий Завет. Мессия, сущий на небе сейчас, потом должен стать вечным священником «по чину Мелхиседека».
Все неясности объясняются тем, что Мессия, как и все еврейские цари, должен произойти из рода Иуды. Но еврейские священники могли быть только из левитов, следовательно, царь никак не мог быть священником. Царь Озия попробовал совместить, и тут же был наказан (2 Паралипоменон 26:16-20).
Как же тогда мог царь быть священником? Обратимся к Мелхиседеку. Это человек упомянут лишь однажды до разбираемого псалма, в книге Бытия. Мелхиседек был священником при Аврааме и, одновременно, — царем (Бытие 14:18-20).
Более того, как указывает один из авторов Нового Завета (Евреям 7:1-4), он был более значительным человеком, чем Авраам, с которого брал десятину.
Израилевы жрецы должны были вздрагивать всякий раз, когда доходили до этого псалма. Он сбивал с толку и больно ранил. В нем подразумевалось, что их священничеству придет конец, когда явится Мессия. Тем не менее, тем же самым священникам надлежало вечно хранить этот дискомфортный псалом, почитая его так же, как и все Писание.
Есть и еще один странный факт, требующий объяснения. Как такой неудобный псалом отважился написать его автор? Как случилось, что он стал частью Писания? Почему священники, раздражаемые его содержанием, сохраняли его и не уничтожили?
И, наконец, как могли новозаветные события так замечательно ему соответствовать? Ибо они, и только они, вдохнули жизнь в него и наполнили его содержанием?
Мне известно только одно объяснение, отвечающее на все вопросы: этот псалом — Богом вдохновленное пророчество. Новозаветное повествование о вознесении Иисуса на небо, о Его предстоящем священничестве и о втором пришествии, — все должно исполниться.{mospagebreak}
Подводя итоги
Несколько важных фактов установлено в этой главе.
Совершенно очевидно, что большинство важных евангельских событий были предсказаны в Ветхом Завете. Здесь и распятие (со многими подробностями), довольно точная дата появления Христа, место Его рождения, необычность Его входа в Иерусалим, совершенство Его характера, Его воскрешение и вознесение, Его небесное священничество и Его второе пришествие.
Как объясняют эти факты атеисты?
Им мало что удается. Я приведу несколько вариантов, которыми они в основном оперируют:
1. Возможно, Иисус специально подгонял события под пророчества.
По одной из теорий, Он годами зубрил Ветхий Завет, пока не разобрал детально все пророчества, а затем приступил к их «исполнению». Но начнем с того, как Иисус умудрился родиться в Вифлееме? Как сумел достичь того, чего никто из людей не мог, — совершенства и безгрешности? Свою казнь Он тоже подстроил, чтобы только «угодить» предсказанному? А если так — как уговорил Он своих палачей исполнить во всех деталях предреченное? И что можно сказать о воскресении и вознесении?
Итак, совершенно очевидно, — это невозможно подстроить.
2. Возможно, первые христиане намеренно искажали Ветхий Завет.
Сказанное предполагает, что христиане «видели» пророчества там, где их на самом деле не было, что они искажали Ветхий Завет, чтобы продвигать свое миссионерство.
Это также неверно. Первые христиане толковали Ветхий Завет точно так же, как и евреи. Даже неверующие евреи никогда не отрицали, что Ветхий Завет полон пророчеств о Мессии. Они всего лишь не согласны были с тем, что именно Иисус и есть тот Мессия, т.к. Его поведение не соответствовало их представлениям.
3. Возможно, первые христиане исказили исторические факты.
По этой теории события, изложенные в Евангелиях, никогда не имели места, а Новый Завет рассматривается как собрание легенд, подобранных с целью создать видимость исполнения ветхозаветных пророчеств.
Такое объяснение могло быть принято во времена королевы Виктории, но оно не выдерживает критики сегодня. Мы знаем, что Евангелия писались, когда еще многие свидетели тех событий были живы (в 16 главе это показано). И, кроме того, моральный дух Нового Завета так высок, что он попросту не мог быть написан лишь с целью мистифицировать публику.
Ну, и что вы теперь думаете? Что проще? Что более убедительно?
Верить, что ветхозаветные пророчества исполнились в Иисусе назарянине?
Или верить слабым измышлениям атеистов?