Судебное разбирательство было длительным, и все были рады приближению развязки. Лорд Свайнингхэм подытоживал свидетельства обвинения.
«Прежде всего, мы имеем показания нескольких свидетелей о том, что обвиняемый годами выказывал свое нерасположение к жертве преступления, а накануне убийства жестоко поссорился с ним. Когда он покидал трактир «Королевский Дуб», то, по свидетельству очевидцев, выкрикивал: «Я еще посчитаюсь с тобой!»
А маленькая старушка, расположившаяся на самом краю скамьи присяжных, без конца вполголоса бормотала: «Совпадение! Чистая случайность!»
«Далее, мы отмечаем, что в утро убийства обвиняемый отсутствовал на работе», — продолжал судья. «Шестеро свидетелей подтверждают, что видели его убегающим от дома жертвы в 10:45 утра, сразу после услышанных ими двух выстрелов».
«Опять совпадения», — бормотала старушка.
«Более того, обвиняемый признал факт покупки им двуствольного ружья в спортивном отделе Торгового Центра в 9:30 утра. Раны в голове убитого признаны соответствующими характеру повреждений, наносимых таким оружием. Убегающий уносил длинный предмет в мешке, — полиция как раз нашла ружье в том месте Темзы, куда направлялся убегавший. Обвиняемого более не видели вплоть до обеда следующего дня, когда он был арестован в порту Ротерхит при попытке отплыть в Венесуэлу на испанском корабле».
«Совпадения, все совпадения, все это ерунда», — продолжала шептать старушка.
Один из присяжных, обращаясь к ней, произнес: «К черту совпадения!»{mospagebreak}
Факты на рассмотрение
А теперь давайте обратимся ко всем предыдущим главам и рассмотрим факты. И давайте попытаемся избежать ошибки той старушки. Некоторые из фактов сами по себе могут быть случайными, но все не могут.
Во второй главе мы имели дело со многими пророчествами Библии о судьбе евреев: их рассеянии по свету, долгих годах изгнания, всеобщем презрении, преследованиях — и преодолении всего несмотря ни на что, их возвращении в землю предков, так и не признавшими своего Бога. Все это было предсказано в деталях.
И все сбылось. В точности как предсказывала Библия. Обетование, что благословляющие евреев будут благословенны, а проклинающие их будут прокляты, также исполнялось неоднократно.
Третья глава началась с пророчества о двух городах — Вавилоне и Тире. Каждому из городов была предсказана своя судьба. И в каждом случае пророчество исполнилось — столетия спустя после предсказания.
Далее обсуждалась будущая история мира, предсказанная Даниилом. Должно было случиться четырем и только четырем «мировым империям». Затем мир должен оставаться разделенным до самого прихода Христа на землю. Ученые, атеисты в том числе, все согласны, что Римская империя была четвертой и последней.
В четвертой главе речь шла о пророчествах об Иисусе задолго до Его рождения. Были предсказаны и место, и время появления Его на свет. Была предсказана вся Его уникально праведная жизнь. Также не остались без внимания Его воскресение и вознесение на небо.
Но более всего говорилось в Ветхом Завете о Его распятии. И не только о самом факте казни, но и о многих подробностях ее, о дороге на Голгофу.
Пятая глава говорит о необыкновенном предвидении Христом того, чему предстояло исполниться в двадцатом веке. Он предсказал всемирное распространение Слова Божьего, возвращение евреев в Израиль и падение нравов, и страх перед будущим нашего поколения.
Апостол Павел предсказал, как будут наши современники смеяться над ожидаемым возвращением Христа и даже описал «научное положение», которое будут использовать ученые для «опровержения» возможности второго прихода Иисуса. Он также предвидел способы разрушения современных городов.
Шестая глава преподносит обзор евангельских портретов Иисуса и вносит мысль о том, что такой образ вряд ли мог быть «изобретен». Он творил и говорил такие вещи, которые обычному человеку и не приснились бы.
Следовательно, если евангелие верно, Иисус должен быть признан сверхчеловеком, Сыном Бога. Если нет, — то авторы Евангелий сами должны были обладать сверхчеловеческими качествами, чтобы создать такой поистине невероятный образ Иисуса.
В главе седьмой мы имели дело со свидетельствами воскрешения Христа из мертвых.
В соответствии с письменными свидетельствами многих очевидцев Иисус встал из могилы. Эти люди не были ни болтунами, ни простаками. Все говорит о том, что они честно пересказали виденное ими.
Зарождение и возрастание христианства в мире, не желавшем его; неожиданный переход от иудейской субботы к христианскому воскресенью; невероятный факт обращения Павла, — все эти факты нуждаются в объяснении. Для них существует лишь одно приемлемое объяснение: Христос воскрес из мертвых.
Глава восьмая рассматривала законы Моисея. Мы увидели, что они на тысячи лет опередили свое время. Во многом мы и теперь еще не сравнялись с их величием и силой. За тысячу лет до Христа они учили христианской любви к ближнему и к чужому. В злом языческом мире они прививали учение об единобожии. Тогда как другие народы третировали своих рабов, как животных, Закон предписывал евреям предоставлять им один день в неделю для отдыха.
Закон Моисея предвосхитил многие открытия современности: необходимость изоляции заразных больных; принципы гигиены и санитарии; спасение от возможного пищевого отравления; сохранение природных ресурсов; важность постоянства семейного очага и хорошего образования.
В главе девятой мы рассмотрели более изящные свидетельства: Библия «звучит» верно! Ее читают как правдивую книгу, а не фантастику. Контраст между Библией и иными религиозными книгами древности очень велик. Она не пытается обелить своих героев, не льстит им, тогда как обычно авторы стремятся скрыть правду, если она неприятна. Библия говорит только правду, как бы ни было печально повествование.
Мы также привели несколько примеров «незапланированных совпадений», которыми Библия изобилует. Это еще один знак правдивости ее авторов.
В десятой главе мы увидели, что 66 книг Библии имеют один общий мотив. Невидимая нить гармонии объединяет их в единое целое. Эта гармония слишком замечательна, чтобы появиться случайно. Она так глубоко укоренена, что невозможно представить возможность ее вымысла. И это есть свидетельство того, что Разум Творца должен был руководить ее авторами.{mospagebreak}
Что это доказывает?
Убежденный атеист скажет, что это не доказывает ничего. С одной стороны, это верно: истинность Библии не может быть доказана наподобие теоремы в математике. Но и вина уголовника не может быть доказана математически. Однако мы говорим, что вина его доказана в случаях ее очевидности. В этой книге приводятся доказательства того, что Библия есть то, за что она себя выдает. Если вы усвоили эти доказательства, они будут с вами всю вашу жизнь независимо от того, будете ли вы верующим или нет.
Свидетельство — это нечто, не требующее оправдания. Сводить все к совпадениям значит уподобиться той престарелой леди в суде присяжных. Один вывод при этом неизбежен: все сводится к необходимости принятия руководящей роли Бога.
Так мы приходим к необходимости верить.
Вера не является, как заявил циник, «верой во что-то, чего нет на самом деле». Вера появляется, когда очевидное убеждает нас в необходимости верить. Новый Завет дает этому такое определение:
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»
(Евреям 11:1).
Если вы можете принять свидетельства того, что Бог есть, что Библия есть Его Слово и что Иисус Его Сын, — если вы можете повторить эти слова, то вы имеете то, что Библия называет верой.
Но, возможно, вы не в состоянии этого произнести и готовы остановиться на полпути: «Да, доказательства хороши, не думаю, что это подтасовка, но — не знаю. Ведь есть еще так много всего, что может быть сказано против Библии!»
Если ваши чувства именно таковы, то не унывайте. Многие думают так же. Мы читали об одном таком, пришедшем к Иисусу с просьбой вылечить сына от эпилепсии. Иисус сказал ему:
«Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему».
«Верую, Господи! Помоги моему неверию», — был ответ отца больного (Марк 9:23,24).
Для европейского уха это звучит несколько непривычно и даже вздорно, но, вероятно, таков был способ выражения мысли у евреев: «Господи! Я почти уверовал. Я хочу верить. Но не могу уверовать безоговорочно. Господи, помоги мне поверить от всего сердца!»
Иисус помог ему, это очевидно, ведь у истории счастливый конец — молитва была услышана, мальчик выздоровел.{mospagebreak}
Как читать дальше?
Вот хороший практический совет. Вторая часть этой книги будет иметь дело с препятствиями на пути к полному верованию. Лучший способ преодоления их — приступать к чтению с молитвой:
«Господи! Я хочу уверовать; помоги мне, Господи, в моем неверии!»
Это поможет вам относиться к Библии с уважением. Это не означает, что вы должны подавлять в себе желание обсуждать, дискутировать. Ни в коем случае. Бог приглашает вас: «Препояшь чресла ума твоего» (1 Петра 1:13), — распорядись разумом, данным тебе, при изучении Библии!
Подавлять же в себе надо гордыню. Мы можем подойти к Библии и к второй главе этой книги двумя различными путями.
Вы можете сказать: «Библия — книга, созданная человеком, я вполне могу и посмеяться над ней, и поспорить, и вовсе забросить ее. Не думаю, чтобы что-то можно было из нее почерпнуть». И вы будете правы; с таким подходом Библия и в самом деле не представляет ценности для вас.
Но можно сказать себе следующее: «Вполне возможно, что Библия есть то, за что она себя выдает, — Слово Бога Всемогущего. Если это так, то лучше отнестись к ней со всем уважением, смиренно ожидая быть наученным ею».
С таким подходом скорее что-нибудь выиграешь. Даже если по окончании чтения вы останетесь неверующим, вы будете в большем выигрыше от более смиренного подхода: вы будете знать то, о чем ранее не подозревали.
Если же — а я верю, что будет именно так — вы поверите, то получите неизмеримо большее благословение, ибо Бог сказал:
«А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим»
(Исаия 66:2).