История знает многих людей, чья жизнь, деятельность, идеи и учения, можно сказать, изменили ход истории. Влияние таких людей распространилось на многие годы и даже века. Среди них такие имена, как Аристотель, Будда, Дарвин, Ленин, Маркс, Моисей, Мухаммед. В один ряд с ними станут изобретатели плуга, пороха, стремени, водяного колеса, часового механизма, и многие другие, чьи имена история не сохранила.
В самом первом ряду людей, оказавших решающее влияние на жизнь и культуру человечества, несомненно, стоит Человек, о Котором рассказывает эта книга. Его имя — Иисус Христос. Правда, есть немало людей, сомневающихся в исторической реальности личности Иисуса. Его существование, тем не менее, можно считать установленным исторической наукой вне всякого сомнения.
Крупнейшие историки мира, писавшие по горячим следам, оставили нам свидетельства реального существования Иисуса. Один из величайших римских историков, Тацит, говорил о Христе, приговоренном к смерти Понтием Пилатом. Плиний, губернатор одной из восточных провинций Римской империи, писал о христианах, признававших божественность Христа. Еврейский историк I века н.э. Иосиф Флавий, отнюдь не сторонник христианства, упоминал о жизни и служении «Иисуса, который был Христос».
Все эти свидетельства и другие беглые упоминания особенно важны потому, что были сделаны людьми, для которых существование Иисуса и христиан было вовсе не выгодно.
Кроме этих документов (враждебных или равнодушных авторов), до нас дошли исторические записи первостепенного значения: сделанные учениками и друзьями Иисуса. Четыре таких памятника издавна признаны наиболее точными, полными, подлинными и надежными, по сравнению со всеми остальными источниками.
Эти жизнеописания носят названия «евангелия» (дословно — «благая весть»). Они включены в сборник ранне-христианской литературы, называемый «Новый Завет». Новый Завет, в свою очередь, входит в состав Библии.
С точки зрения ученых-историков, эти биографии, составленные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, считаются достоверными и подлинными. Евангелие от Луки начинается с краткого описания метода историографических исследований, который не уступает методологии древнегреческого историка Фукидида.
Для меня самым важным в жизни и учении Иисуса является то, что Он называл Себя Сыном Бога. Этот факт сливает в нерасторжимое целое материальный и вне-материальный аспекты жизни. По важности и значению это превышает все, о чем учили другие великие вожди человечества.
В наше время в любой стране есть люди, разочарованные современным состоянием мира. Они устали в борьбе за успех или даже просто за существование. Погоня за материальными благами, даже удачная, удовлетворяет лишь ненадолго. Проходит время, и все начинает казаться пустым и бесцельным. Это наводит людей на мысли о необходимости существования иного, нематериального мира.
Система ценностей, мировоззрение, чувства и даже реальность жизни после смерти — все это заботит человечество все больше и больше.
Иисус Христос, Богочеловек, осветил эти темы не только Своим учением, но и всей Своей жизнью. Во многих случаях Иисус имел дело с теми же проблемами, что вставали перед Марксом, Лениным, Аристотелем и Буддой и другими. Не следует думать, что учение Иисуса касается только области ума и духа, пренебрегая материальным. Неверно и видеть в нем лишь принципы земной, материальной жизни, забывая о духовном. Нет, Иисус Своей жизнью и учением свел эти два мира воедино. И это единство осуществимо в жизни и уме любого человека, который следует заветам Христа.
Материя и дух, разум и вера становятся у верующего нераздельными частями цельного, единого образа жизни и мировоззрения.
Эта книга написана с целью изложить эти фундаментальные принципы простым и всем понятным способом. Эти идеи бросают вызов людям как в Соединенных Штатах, так и в СССР и во всех остальных странах.
Каждому человеку важно познакомиться с событиями жизни Иисуса и их значением. Если мы с таким вниманием изучаем жизнь и наследие других великих людей — то это тем более должно относиться к жизни и учению Христа.
Изучение жизни Иисуса распахнет перед вами новые горизонты. Пусть каждый читатель этой книги читает ее вдумчиво, размышляя над словами Иисуса и вникая в Его идеи.