Прошло тридцать лет с тех пор, как Захария назвал своего новорожденного сына Иоанном. Вместо Октавиана Кесаря Августа императором Рима был Тиверий. Римлянин Понтий Пилат управлял Иудеей, а два сына Ирода Великого правили другими провинциями Палестины. Антипа владел Галилеей и Переей; Филипп — районом на востоке от Иорданской реки и Галилейским озером.
В течение тридцати лет народ особенно ожидал скорого прихода Мессии.
В это время рос Иоанн, согреваемый добротой и уютом в доме отца и матери, Захарии и Елисаветы. В домах, где почитают Бога, где царят гармония и любовь, Бог готовит своих детей к выполнению задачи, на которую Он укажет им в свое время.
Спокойные годы подготовки к служению прошли для Иоанна в уединенных местах, где он беседовал с Богом в молитвах. Там закалил он дух и окреп. Теперь он мог выполнить свой долг — подготовить путь Иисусу, а также проповедовать и совершать добрые дела, как было возложено на него.
Писание так говорит об Иоанне: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лука 1:80).
Иоанн стал пустынником. Он научился владеть страстями, стойко переносить любые трудности. Питался он лишь диким медом и локустами, т.е. акридами. Одеждой его служила верблюжья шкура, перепоясанная вокруг бедер кожаным ремнем.
Евангелист Лука, врач по профессии, пишет: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Писаний четвертое ластником в Авилинее, При первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, Как написано в книге слов пророка Исайи, который говорит: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; И узрит всякая плоть спасение Божие».
Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
Сотворите же достойные плоды покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лука 3:1-9).
Записи, на которые мы постоянно ссылаемся, как на основной источник определенных наших знаний о жизни и учении Иисуса и Иоанна, являются историческими документами, которыми пользуются для подтверждения своих научных изысканий историки всех веков и всех континентов.
Император Тиверий, о котором говорится выше, был официально усыновлен Цезарем Августом в 4 г. н.э., его царствование продолжалось с 14 по 37 г. н.э.
В последние годы царствования Тиверия известный философ и оратор Сенека (4 г. до н.э. по 65 г. н.э.) приобрел большую популярность и огромное влияние в Римской империи. Позднее он стал учителем и наставником жестокого и развратного, императора Нерона.
Плиний Старший (23-79 г. нашей эры), знаменитый энциклопедист, в описываемые нами годы был еще мальчиком. Позднее он собрал целую сокровищницу исторической информации, включая подробное описание извержения Везувия, уничтожившего Помпею. После произведенных раскопок помпейские руины посещали многие туристы и путешественники по современной Италии.
В те времена известно еще одно имя — это имя Иоанна Крестителя, которого знали все, включая отдаленные племена. Многие из них мало что знали, а может, и вовсе не слыхали ни о Плинии, ни о Сенеке и Тиверий. Иоанн возвестил приход Мессии.
Иоанн начал проповедовать крещение в районе западного и восточного побережья реки Иордан. Он призывал народ осознать свои грехи, отказаться от них и совершить водное крещение. Креститься в воде в знак того, что в будущем они будут поступать справедливо, согласно воле Бога.
Многие пытались спорить, заявляя, что сама принадлежность к еврейству достаточна, чтобы Бог принял их.
Некоторые религиозные группы, включая различные христианские секты, думают, что формальное соблюдение религиозных обрядов сделает их приятными Богу.
Но Иоанн не был согласен с этим и убеждал народ, что каждый должен показать плоды своей доброй жизни, лишь это может стать свидетельством, что он действительно ищет Бога.
«И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же.
Пришли и мытари креститься и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
Многое и другое благовествовал он народу, поучая его» (Лука 3:10-18).
Благодаря своим проповедям, Иоанн настолько пробудил интерес у людей, что многие думали, не он ли есть обещанный Спаситель.
Однако все это время истинный Мессия еще оставался в тайне, пока не настал его час и Бог не повелел Ему появиться.