Не все религиозные вожди продажны и развращены. В каждой нации, в любой социальной среде встречаются люди, истинно ищущие Бога, и жаждущие правды и справедливости. Желание знать правду настолько велико в них, что они рады узнавать у каждого, кто может им помочь в этом.
Таков был Никодим — один из руководителей, принадлежащий к партии фарисеев. Чтобы больше узнать об Иисусе, он пошел к Нему ночью.
«Мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог»
(Иоанн 3:2).
Никодим был более положительно настроен к Иисусу, чем прочие фарисеи. Он имел уже возможность убедиться, что Иисус был учителем, посланным Богом. И вот теперь он сидел рядом с Ним и слушал глубокие истины, лежащие за пределами человеческого понимания, хотя он сам был учителем Закона Божьего.
«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?»
(Иоанн 3:3-9).
Иисус разговаривая с Никодимом, имел дело с ищущим евреем, который был человеком образованным и религиозным. Религия его заключалась в том, что он верил в существование только одного Всевышнего Бога, Который создал весь этот мир. Евреи считали, что человек начинает свою жизнь с момента рождения, не существуя до этого в форме чего-то другого или другой личночти. Они предполагали, что конкретная личность переживает смерть, а затем продолжает существовать как признанная индивидуальность. Родиться вновь было, таким образом, по их понятиям, не переселением души в новую неузнаваемую форму человека или животного. Это было повышение человека в дух, с тем, чтобы он мог познать Бога и служить Ему.
Глядя на Никодима в темноте тихой южной ночи, Иисус говорил:
«Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?… Ее ли Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах»
(Иоанн 3:10-13).
Здесь в утверждении Иисуса о сошествии с неба заключено одно из свидетельств, над которым серьезный читатель должен подумать: стал ли бы такой великий учитель утверждать, что Он существовал до Своего рождения, что сошел с небес, если бы это не было правдой?
Затем Иисус сказал Никодиму знаменитые слова, которые цитируются во всех национальностях:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны»
(Иоан. 3:16-21).
Видимо эти слова произвели большое впечатление на Никодима, потому что он был одним из тех, очень немногих еврейских руководителей, которые подняли вопрос о законности, когда стража храма была послана арестовать Иисуса (Иоан. 7:45-52). Никодим был также одним из двух, кто похоронили Иисуса за свои собственные средства. Больше лидеров, чем знаем, верят в Иисуса, но страх перед людьми заставляет их молчать до той поры, пока кризис не разрешает им поступать согласно своим убеждениям.