Иисус учил очень ясно о единстве Бога. Когда религиозный руководитель спрашивал Его, «какая первая из всех заповедей» (Map. 12:28), Он отвечал им словами закона:
«Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»
(Марк 12:29,30).
Во времена Иисуса высокообразованные греки и римляне начинали уже терять веру в своих идолов. Места поклонения их богов и богинь, таких как Аполон, Марс и Диана, не вызывали больше в людях настоящей преданности и веры.
Разочаровавшись в порочных религиозных обрядах и празднествах, желая взамен их найти чистоту и правду, кое-кто из греко-римского населения стали новообращенными иудеями, то есть приняли еврейскую религию. Другие почитатели политеистических святилищ вовсе разуверились и стали такими же неверующими, какими сегодня являются многие, когда религия Древней Греции и Рима представляет интерес в основном для специалистов, музеев и любознательных туристов.
Необычайная сложность мироздания, со всеми ее законами, величием вселенной и красотой животного и растительного мира наводит на мысль о всевышнем разуме — величайшем художнике и архитекторе, создателе всего этого. Легче поверить в единого создателя, чем думать что все, что мы видим и знаем о вселенной, возникло благодаря взаимосвязи частиц атомов.
Некоторые ученые открыто заявили, что за всем на свете стоит направляющая рука — рука Бога, сотворившего мир и жизнь.
Появление на земле Иисуса было вызвано необходимостью объяснить человечеству на понятном языке, что представляет собой Бог.
Чтобы как можно доступнее объяснить это, Иисус использовал слово Отец, и евреи восприняли это как обиду. До некоторой степени это странно, так как в Ветхом Завете, где единству Бога придается огромное значение, слово Отец также используется, как относящееся к Богу.
Употребляя это слово, Иисус не имел в виду физического родства. Он употреблял его лишь в том смысле, в каком оно используется в Ветхом Завете, и еще безусловно, в смысле своей исключительной близости к Богу.
В псалмах Давида это слово используется, чтобы описать нежную заботу Бога о людях, о каждом человеке.
«А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом… Пойте Богу нашему, пойте имени Его…Отец сирот и судия вдов Бог во святом Своем жилище»
(Псалом 67:4-6).
«Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть»
(Псалом 102:13-14).
В книгах пророков мы также слышим слова обещания Господа Бога Своему порабощенному народу:
«Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я — отец Израилю, и Ефрем — первенец Мой»
(Иеремия 31:9).
«Только Ты — Отец наш…»
(Исаия 63:16).
«Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?»
(Малахия 2:10).
Последователи Иисуса используют слово Отец, чтобы выразить свое преклонение перед единственным Богом — источником и создателем всего на земле.
Бог известен под многими именами, и слово Отец выражает идею не только того, что Бог — создатель человеческой жизни, но и ту мысль, что Он глубоко заинтересован в, судьбе каждой личности и точно так же, как и хороший земной отец, беспокоится о своих дочерях и сыновьях.
Иисус учил в своей знаменитой Нагорной проповеди, что все, кто искренне раскаются и обратятся к Богу, будут дороги Ему — станут в определенном смысле Его духовными детьми, о которых Он будет заботиться. Он сказал Своим последователям:
«Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловерные!
Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы»
(Матфей 6:26-34).
Слепое предубеждение и упорное нежелание терпеливо искать, разбираться и находить разумные объяснения помешали еврейским лидерам понять учение Иисуса. Мы должны проявить осторожность и избежать этой же опасности.