Иисус сказал:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»
(Матфей 5:3).
Иисус начал проповедь, адресуя тем, кто действительно жаждал познать Бога, кто понимал, что они должны обратиться к Богу всем сердцем и душой.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся»
(Матфей 5:4).
Набожные люди, которых тревожит и огорчает развращенность человечества, несправедливость, эксплуатация, эгоизм, должны как можно скорее обратиться к Богу. Им, одним из первых, Бог дает утешение в послушании Ему. Он дает им уверенность, что в конечном итоге Всевышний вмешается в дела человеческие и установит для всех закон правды и справедливости.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»
(Матфей 5:5).
Жестокие сражения, кровопролитные войны, тяжбы, суды и споры — результат конфликтов из-за территории. Такие раздоры приносят лишь несчастия и скорбь, ожесточая сердца людей.
Иисус предлагает лучшую разрядку: смотреть на мир, как на нечто созданное Богом, и понимать, что все в нем принадлежит Его детям, включая и самого человека. По Божьему обещанию придет конец несправедливости. Таким образом, те поистине счастливы, кто ничего не просит сейчас, зная, что Бог даст им в свое время все, что им принадлежит. Почти 4000 лет назад на Среднем Востоке человек по имени Авраам обратил свой взгляд к Богу и к Его справедливому Небесному Дому. Авраам жил на этой земле как пилигрим.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»
(Матфей 5:6).
Иисус дает чудное обещание тем, кто стремится к Богу и к истинной доброте, — что в свое время они когда-нибудь будут удовлетворены, увидев несказанное видение Самого Бога в новом мире.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
(Матфей 5:7).
Бог Сам по Себе милостив, и верующие в Него должны быть милостивы к другим, так как они сами помилованы Богом.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное»
(Матфей 5:8-10).
Иоанн Креститель был арестован и вскоре предан смерти за то, что говорил о добре и Боге, порицая грех и всякое зло. Смерть привела его в Царство Божие, которое много лучше всех царств земли.
Начав Свою проповедь о блаженствах, Иисус продолжал говорить, обращаясь к Своим последователям, чтобы их утешить и успокоить перед трудностями, с которыми они встретятся. Он знал, что религиозная нетерпимость вызовет ненависть против каждого, кто пойдет за Ним и примет Его учение.
В продолжение двух тысяч лет верным последователям Иисуса пришлось много перенести страданий и мук от своих преследователей. Они подвергались всевозможным гонениям и христиан изгоняли с работы, и тем самым они терпели материальные трудности. Повсюду они встречали ненависть и остракизм. Тоже самое случается и теперь, несмотря на то, что Устав Объединенных Наций гарантирует свободу религии и человеческих прав. Иисус говорил:
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас»
(Матфей 5:11-12).
В некоторых странах последователи Иисуса и теперь еще подвергаются гонениям — не получают высшего образования и терпят дискриминацию при получении пособий или работы. «Не отчаивайтесь», говорит в таком случае им Иисус. Что значат 60 или 70 лет на этой планете, если чудесное вознаграждение ждет вас в вечности?
Иисус дает два примера, иллюстрирующие характер и главные качества своих последователей.
Во-первых, Он говорит:
«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»
(Матфей 5:13).
Во времена, когда у людей не было холодильников, пища быстро становилась негодной, так же как и сейчас в глухих сельских местностях в жаркую погоду. Но соль пропитавшая мясо или рыбу, сдерживала разложение, предотвращала порчу продукта. Точно так же последователи Иисуса, где бы они ни служили и ни трудились, будь то в госпиталях или учреждениях, отказываясь от подкупа и взяток, сдерживают в какой-то степени распад, разложение общества. Теперь это уже безусловный факт, что высокие этические принципы последователей Иисуса могут влиять даже на государственную и экономическую жизнь общества.
Второй пример ясен и прост. Иисус говорит:
«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»
(Матфей 5:14-16).
В другой раз Иисус объясняет более подробно смысл и значение света:
«…свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны»
(Иоанн 3:19.-21).
Точно так же, как яркий свет показывает грязь на белой вещи, которую трудно было бы различить в темноте, личные качества последователей Иисуса освещают и делают заметными грех и пороки людей, поступающих не по воле Бога, а по своей лишь прихоти.
В Нагорной проповеди Иисус определяет высокие принципы поведения для Своих последователей. К сожалению, они часто и во многом не совпадают с поведением людей, принятом в мире.
Мы уже отметили замечание Иисуса по поводу супружеской неверности. Теперь обратим внимание на другие проблемы, о которых говорил Иисус.
Что касается человеческих взаимоотношений:
«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»
(Матфей 5:21-22).
После этого Иисус призывает Своих последователей примириться друг с другом перед поклонением Богу.
«Если ты принесешь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта»
(Матфей 5:23-26).
Как человек может молиться Богу, прося Его о прощении, и надеяться на прощение, если сам он не готов простить другого человека и отказывается от примирения с ним?
Иисус повторил это еще раз. Подробно объясняя смысл прощения, Он говорил:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, Как язычник и мытарь»
(Матфей 18:15-17).
Петр, слушая Иисуса, был озадачен. Желая знать определенно, до каких пределов должно простираться прощение, подошел к своему учителю с вопросом:
«Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?
Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до семижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот вышед нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе «. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его»
(Матфей 18:21-35).
Верные последователи Иисуса должны уметь прощать от всего сердца. Внешняя приветливость и пожелания типа «здравствуйте» в то время, когда ненависть или зависть в сердце неслышно желают человеку зла, а порой и смерти, не имеют ничего общего с принципом Божьего прощения. Бог прощает от чистого сердца.
Иисус показал, что прежде, чем внешние явные действия, вызванные ненавистью, такие как убийство и месть, произойдут в действительности, они уже прежде запланированы в сердце. Сначала созревают злые умыслы, потом совершаются жестокие поступки.
Но у всех истинно верующих в учение Иисуса людей проявление любви и прощения должно быть не внешним, а именно таким, какое показал Своей жизнью и личным примером Сам Иисус.
В Нагорной проповеди Иисус добавляет также еще одно измерение:
«Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»
(Матфей 5:38-48).
Ненависть к врагам, кровная месть, междоусобицы, нетерпимость к другим племенам, кланам и нациям, физическое и экономическое давление, эксплуатация и войны столь свойственны человечеству!
Тут Иисус устанавливает наивысший стандарт поведения для истинно верующих в Бога.
Слишком многие забывают этот завет Иисуса — любить врагов своих, не желая, вероятно, помнить, что Иисус говорил:
«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»
(Матфей 5:19-20).
Начиная с прихода Иисуса и вплоть до’ Его возвращения нам завещаны милосердие и терпимость.
Один из учеников Иисуса комментирует значение Нагорной проповеди:
«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».
Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»
(Римлянам 12:17-21).
К сожалению, многие христиане вели такой образ жизни, как будто Иисус никогда не произносил подобных слов. Они принимали участие в колониальных войнах и крестовых походах. Используя новейшие орудия они помогали и даже способствовали другим вести жестокие войны. Многие из них даже получали большие прибыли от продажи современного вооружения.
Читателю, безусловно, известно, что не все западные нации — христиане. Не существует нация полностью христианская. Истинные последователи Иисуса, рассеянные среди многих народов, представляют собой небольшие группы. Они как ягнята среди волков.
Стиль жизни и отношение к ней, которые предлагает Иисус, прежде всего резко контрастируют с атмосферой современного мира, в которой живет человек. Мы живем в веканархии, насилия, ненависти, вражды и раздоров. В мире получили широкое развитие орудия уничтожения, включая медицинские средства, психологическая дискриминация и политика.
В этом то и заключается самое большое отступничество от учения Иисуса Христа. Те, кто решили быть послушными Богу, приняв заповеди Иисуса, найдут в сердце своем покой. Верующие в учение Иисуса обретут силу духа поступать в жизни по воле Господа и быть совершенными как совершен Сам Небесный Отец.
Как не покажется странным, но сила духа более могущественна, чем сила физическая. Как видим, Сам Иисус покорностью Своей и страданием побеждает зло, и правда Его разносится во все концы земли. В Нагорной проповеди Иисус говорит также о правде.
Правда и приношение клятвы представляют собой еще одну сторону человеческих отношений. Иисус сказал:
«Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои».
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да», «да», «нет», «нет»; а что сверх этого, то от лукавого»
(Матфей 5:33-37).
Если человек говорит правду, то зачем нужно использовать при этом клятву, как например: «клянусь Богом»? Скорее всего, человек клянется, чтобы скрыть свою ложь.
Иисус призывает к простоте и прямому доверию. Не нужны никакие намеки, околичности и хитрости, которые характерны не только в личных взаимоотношениях, но и при политических установках, всевозможных международных отношений.
Благотворительность — важный долг последователей Иисуса.
При этом, как сказал Иисус, осуществлять благодеяние надо тайно, так, чтобы только Богу об этом было известно.
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»
(Матфей 6:1-4).
Молитва — это разговор одного или группы людей с Богом. Нет необходимости показывать другим, насколько ты религиозен и благочестен. Иисус сказал:
«И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него»
(Матфей 6:5-8).
Молитва должна быть непринужденной. Иисус не говорит, что молиться нужно непременно в храме. Она не должна быть показной, не артистической, чтобы произвести впечатление.
Иисус предостерегает и против длинных молитв. Он приводит пример простой молитвы:
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»
(Матфей 6:9-15).
Вот пример, как Бог отвечает на просьбу молящегося:
«Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»; а тот извнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе».
Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
Итак, еслы вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него»
(Лука 11:5-13).
Три наиболее ценных обещания, завещанных Богом человечеству, содержатся в этих словах Иисуса:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»
(Лука 11:9).
Всюду люди разных религий находятся в совершенном несогласии друг с другом, имеют на все различные точки зрения. Многих смущает и приводит в замешательство такое расхождение во взглядах религиозных проповедников. Иисус же утверждает, что каждый, кто всем сердцем, разумом, душой и телом обратится к единому истинному Богу — Небесному Отцу — со словами: «Покажи мне Себя!», он получит ответ на свою просьбу. Молитва его будет услышана. Каждый, кто верно ищет Бога найдет Его. Не обладающий совершенствами отец — человек всегда откликнется на зов ребенка. Тем более совершенный Небесный Отец не может не ответить тем, кто просит.
Эти и другие объяснения, касающиеся молитвы к Богу, говорят о том, что Иисус надеялся, что истинно верующий в Бога человек будет в молитве так же прост и искренен, как ребенок со своим отцом. Бог знает мысли и желания нашего сердца и понимает все языки. Поэтому мы можем говорить с Ним на своем языке, выражая желания нашего сердца. Глубокие, тайные наши желания будут услышаны Богом в простой молитве, обращенной к Нему.
Соблюдать пост — это значит научиться дисциплинировать свои телесные потребности. Это нужно для того, чтобы в человеке преобладало духовное начало, чтобы сила воли доминировала над телом. Иисус наставлял, что любое подобное испытание силы духа должно проходить в тайне от людей и только ради одного Бога, а не ради демонстрации своей набожности перед другими. Иисус говорил:
«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»
(Матфей 6:16-18).
Мелкие дрязги и пересуды — слабость многих, особенно за чашкой кофе или чая.
«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего «; а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»
(Матфей 7:3-5).
Кульминация Нагорной проповеди в учении Иисуса о послушании и действенной доброте, взамен пустых разговоров и мнимых обетов.
Иисус предупреждает против религиозных самозванцев и обманщиков. Они, как слоны, у которых напоказ бивни, а настоящие зубы, которыми они едят, мелкие и спрятаны во рту.
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
Итак по плодам их узнаете их.
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»
И тогда обьявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»
(Матфей 7:15-23).
В заключение Иисус приводит примеры людей мудрых и глупых.
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое»
(Матфей 7:24-27).
Многим известны заповеди Иисуса, но немногие поступают согласно им. Некоторые слышат и подчиняются: подобно умному человеку они строят жизнь, которая переживет шторм смерти. Когда Иисус закончил проповедовать, толпа не сразу стала расходиться, а продолжала еще какое-то время стоять молча. Затем зашептались, как бы обсуждая совместно. Народ был поражен силой услышанной проповеди.
«Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи»
(Матфей 7:29).
Толпы людей еще долгое время продолжали идти следом за Иисусом, спустившимся с горы и продолжавшим Свой путь.